
Здравствуйте.
"Поучение градоначальника, визиря Птаххотепа (живущего) в эпоху Воплощения Царя Верхнего и Нижнего Египта Исеси, живого вечно и постоянно.
Градоначальник, визирь Птаххотеп говорит: (Царь-)Батюшка, мой владыка, отличие настало и старость опустилась. Немощь пришла, слабость возобновляется каждый день, и спать из-за нее стало тяжко. Глаза слабы, уши глухи, физическая сила пропадает у усталого сердцем человека. Рот умолк и не может говорить. Разум иссяк и не может вспомнить вчерашний день. Кость целиком начала страдать. Всякий вкус ушел. То, что старость делает людям плохо во всех отношениях. Нос забит и не может дышать.
Так как любая служба стала трудна, пусть прикажут преданному слуге сделать опору старости, тогда я скажу ему речь судей и советы предков которые внимали богам. Тогда сделают подобное для тебя чтобы прогнать тяготы от простолюдинов и чтобы Оба Берега (Египет) служили тебе.
Тогда сказал Воплощение этого бога: Итак, учи его согласно сказанному прежде, тогда он будет примером для детей чиновников. Пусть услышанное и всякий совет, сказанный ему войдут в него, ибо нет того, кто родился насыщенным (знаниями).
Начало изречений красноречия сказанного членом знати, высоким чиновником, отцом бога, любимым богом, старшим царским сыном от живота его, градоначальником, визирем, Птаххотепом, в обучение неучей знанию и правилу/своду правил красноречия, на пользу тому, кто будет следовать им, в упущение тому, кто собирается их игнорировать.
Тогда он сказал перед своим сыном:
Не будь заносчив из-за твоего знания. Итак, беседуй с неучем, равно как и с ученым мужем.
Предел мастерства недостижим, ибо нет мастера, который может обеспечить свое умение достигать желаемый результат (в совершенстве).
Красноречие более спрятано, чем малахит, однако и его можно найти (даже) у служанок за жерновами.
Если ты встретишь спорщика в действии, человека с управляющим сердцем, более значительного чем ты. Согни руки свои и склони спину свою. Даже не думай насмехаться над ним: он не по плечам тебе. Если умалишь ты говорящего плохо не препятствуя ему в его действии, значит, он будет призван (к ответу) как невежда, ибо сдержанность твоего сердца стала равной его куче (богатств).
Если ты встретишь спорщика в действии, такого же как ты, свою ровню. (То,)Как ты осуществляешь свое превосходство над ним: не молчи, когда он говорит что-то плохое. Велико будет обсуждение судьями, и твое имя станет добрым, по мнению чиновников.
Если ты встретишь спорщика в действии, человека жалкого, совсем не такого как ты. Не позволяй своему сердцу нападать на него, так как он жалок. Оставь его: он сам себя накажет. Не обращайся к нему, пока не будешь себя контролировать: не выполняй желание твоего противника (ввязать тебя в спор). Скверен уязвляющий ничтожного. Но тому, что в твоем сердце должно случиться: ты повергнешь его благодаря противодействию чиновников."
Timofey Shmakov, Omsk Egyptology