Форум сайта «Египтологический изборник» - Not logged in
Forum Search Help Register Login
Previous Next Up Topic Дискуссии / Вопросы прочие, не праздные / Гор и заклинания от змеиных укусов (hits: 43060)
- By Зелинский Андрей Леонидович Date 08/05/2009 15:12
Коллеги. Кто-нибудь в курсе: имел ли непосредственное отношение Гор к исцелению от змеиных укусов? Т.е., использовались ли элементы его иконографии в соответственных амулетах либо же его имя - в соответственных заклинаниях?
Заранее спасибо.
Parent By Константин Date 08/05/2009 18:19
Имел, конечно.
Обратите внимание, например, на так называемые
циппи Хора,
которые могут быть выполнены и в виде амулета 
Parent By M.Panov Date 09/05/2009 09:45
Гор был непосредственной персоной в заклинаниях. Укушенный ассоциировался с укушенным Гором, и соответственно была магическия формула "как жив Гор для его матери Исиды, так пусть будет и этот "Н, рожденный М" также здоровым". То есть миф об укусе Гора в Дельте, когда его нашли Исида и Нефтида бездыханным и вылечили его заклинаниями, переложился в тексты заклинаний. Это хорошо описано в текстах стелы Меттерниха и др. памятниках.
Parent - By M.Panov Date 09/05/2009 10:11
Вот несколько цитат.

stMetternich 66f: "Пусть будет здоров Хор для своей матери Исиды. Пусть также будут здоровы те, кто укушен. Огонь потух (т.е. огонь, разлившийся по телу укушенного - М.П.), небо успокоилось благодаря изречению Исиды, богини... О, живи ребенок, умри яд!"

pCh.Beatty VII 4,4rt: "Прийди ко мне, удали то, что больное, что в теле М, рожденного М, также, как пришел Хор к своей матери Исиде в ночь, когда укусили его".

Вариаций очень много, жалящими гадами были и скорпионы, против который говорилось все тоже самое. История Исиды и семи скорпионов, названных по именам, в Меттернихе весьма любопытна.
Parent - By M.Panov Date 09/05/2009 10:18
От себя добавлю, шутя, что не знаю как египтянам помогали эти записанные заклинания будучи привязанными на шеу больного, но читая заклинания против головной боли она у меня никак не прекращалась, хоть переписывай текст, хоть переводи, хоть читай. На голову надо, наверное, привязать, но в инструкции по применению заклинания ничего не сказано...
Parent - By Константин Date 12/05/2009 14:27
Попробуйте в растворенном виде (написать на папирусе и настоять):-)
Parent - By M.Panov Date 12/05/2009 14:31
Это нарушение рецепта...
А может заклинание было от похмелья, а вы с его помощью обычную головную боль лечить пытались?
Parent By M.Panov Date 12/05/2009 16:33
я так понял, что лучше его выложить, чтоб все попробовали полечиться. Ладно, ждите его на иероглифике, со временем.
Уважаемые Константин, Дмитрий и Максим. Я очень благодарен вам за помощь. Насколько я понимаю, на упомянутых вами стелах и амулетах обыгрывается миф об исцелении Гора Исидой от укуса змеи. Но меня больше интересует вопрос, мог ли в представлении египтян Гор исцелять не только своим, так сказать, примером (ведь в данном случае в роли целительницы выступает Исида), а излечивать от змеиных укусов при помощи собственной божественной силы (хотя бы, как победитель Сета).
Parent By M.Panov Date 09/05/2009 20:07
Так сразу и не ответишь, на память не припомню, это все же Исида была "великая магией", а не Хор, надо посмотреть, что в текстах написано по этому поводу. В позднее время т.н. целительные статуи были, связанные с Хором, но, что бы это он выступал целителем? Хор как царь, и наоборот, занимался "оживлением люда и т.п.", но оживлением с помощью пищи - т.е. кормлением, был одним из источником благ.
Parent - By M.Panov Date 09/05/2009 20:18
В том же папирусе Честер-Бити, сборнике магических текстов, читаю следующее заклинание: "Ра, охраняй <от> яда скорпиона, которого сделал я из глины (по-видимому, фигурка, это часто встречается)... Прийди ко мне (к яду)... Я - Хор... изыди скорпион!" (стк. 7,6 rt). В том же папирусе несколько раз повторяется эпитет Хора - "Я Хор - врачеватель (snw)", строки тоже связаны с укусами скорпиона, но сильно разрушены.
Максим, Огромное вам спасибо. Гор-врачеватель - это уже серьезно. Если вдруг еще что-нибудь вспомните, пожалуйста, напишите.
Parent By M.Panov Date 09/05/2009 22:03
обязательно. Просто сами понимаете, искать на слово "Хор" - это все равно, что не искать. В медицинских текстах я такого не встречал, большей частью - это рецепты приготовления зелья и от чего оно помогает и т.п. В магических надо смотреть.
Максим, выложите, пожалуйста, библиографические данные на упомянутый вами папирус Честер-Бити. Заранее спасибо.
Parent - By M.Panov Date 18/05/2009 16:52
Папирус Ch.Beatty VII (pBM 10687)
Публикация: Gardiner, 1935, Pl.33-38A.
Перевод: Gardiner, 1935, P.55-65.

Hieratic papyri in the British Museum: 3d Series, Chester Beatty gift, 1935, Vol. 1-2

текст на recto и начало стороны verso - время правления Рамсеса II
Большое спасибо. Как я понял, он находится в первом томе.
Parent - By M.Panov Date 18/05/2009 17:55
Том первый - описание и перевод - том второй - само издание папирусов
Максим, еще раз, большое спасибо.
Parent - By Константин Date 12/05/2009 14:25
Все-таки по мифам выходит, что по "божественным силам" Сет и Хор равны. И только вмешательство Исиды (или Тота) обеспечивает победу Хору.
Возможно надо обратить внимание на других богов с иконографией младенца - Хонсу, Нефертум. Хонсу например в греко-римское время отождествяляся с Гераклом, а последний как известно уже в колыбели душил змей. Этот факт конечно же не может быть привлечен как доказательство, это просто к вопросу о наличии "собственной божественной силы".
При исцелении, кстати, использовался ритуальный нож (предмет силы), тот кого исцеляли был "под ножом".  Хонсу (и Тот) по текстам бывает с ножами. Более агрессивное в каких-то проявлениях, если так можно сказать, божество.
Ну, да. Но у меня другой случай: птолемеевский врач, грек, нашел средство от укуса ливийской гадюки. По такому случаю, он сделал посвящение Аполлону Пифийскому (не Асклепию, а сразу Аполлону). Вот мне и любопытно, могла ли тут быть какая-либо дополнительная скрытая параллель с Гором, учитывая, что греки отождествляли последнего с Аполлоном.
Parent - By Марина Date 12/05/2009 18:23 Edited 12/05/2009 18:26
Андрей, у Вас есть берлевский каталог скульптуры ГМИИ, изданный в 2004? Если да, посмотрите там №116. Если нет - скажите, я приведу здесь выдержки. Это подробный разбор магической статуи (т.н. "Целитель Голенищева"), и там очень много любопытного сказано про Хора и его роль спасителя, оберегающего людей от змей, крокодилов и прочей нечисти. Среди заклинаний на этой статуе есть, в частности, такая фраза, обращенная к Хору: "Сотворил ты почтение твое чарами твоими, которое ты возвысил заклинаниями твоими, чтобы дать жизнь тому, кому сжало горло..." - отсюда следует, что Хор был спасителем силой собственных магических чар. Египетские магические целительные стелы имеют стандартную иконографию - т.н. тип "Хор на крокодилах", и целителем (букв. "спасителем") в них является именно Хор. О.Д. Берлев замечает (с. 345), что "все гады и нечисть есть армия Сета, врага его отца, Хор, борясь с ними, помогает людям".

По-моему, посвящение Аполлону в описанном Вами случае в птолемеевском Египте выглядит совершенно естественным. Связь с Хором тут не скрытая, а вполне очевидная. Я бы куда больше удивилась, если бы такое посвящение было сделано Асклепию.
Марина, огромное спасибо за ценный комментарий. К сожалению, Берлева у меня нет. Пожалуйста, пришлите, если можно...
Да, от ливийских змей до Хора - один шаг, но этот шаг никто в случае данной эпиграммы Посидиппа, описывающей посвящение Аполлону Пифийскому (если кому интересно, могу выложить свой русский перевод), не сделал. Но тут есть один интересный момент. Во-первых: последующие пять эпиграмм из автентичного сборника данного автора обращены именно к Асклепию. С другой же стороны, исследователями творчества Посидиппа последнее время настойчиво подчеркивается его исключительная эллино-и-македоноцентричность. Что, я в частности, на данном примере собираюсь оспаривать.
Parent - By Марина Date 12/05/2009 22:02
Хорошо, я постараюсь завтра отсканировать и прислать Вам весь текст, относящийся к этой статуе. Сегодня не смогу, ибо он очень обширный: целых 35 страниц.
Огромное вам спасибо. Если, вдруг, завтра не получится, то можно будет, где-то, в обозримом будущем....
Очень вам признателен.
Parent - By Константин Date 13/05/2009 13:55 Edited 13/05/2009 13:58
Аполлон соответствует Хору Старшему. Хотя египетская религиозная мысль ухищрялась связывать Хора Старшего и Хора сына Исиды, все же это разные божества.
Хор Старший вполне подходит на роль змееборца, но и Сет тоже в некоторых текстах выступает в роли борца со змеем Апопом.
Надо учитывать, что в греко-римское время  религиозное наследие переосмысливалось, тот же Хор-младенец мог впитать черты других божеств, например младенца-Хонсу.
В вашем случае, посвящение вполне логично, Аполлон - бог-змееборец.
Дело в том, что в данном случае у Медея было несколько вариантов для объекта посвящения. 1. Все-таки, Асклепий: бог, в первую очередь связанный с медициной (в эпиграмме, в частности сказано, что Медею отец преподал всю панакею Асклепиадов), самое ценное свое умение - воскрешать из мертвых - Асклепий получил в результате убийства змеи (собственно, с большой долей вероятности можно предположить, что изобретение средства от змеиных укусов стало толчком для каръерного взлета Медея), а кроме того, асклепий со своим особым культом на острове Кос находился под особым покровительством Птолемея II, родившегося на этом острове.
2. Аполлон Дидимский, обладавшей развитой функцией целителя.
3. И, наконец, как наименее вероятный хотя и не невозможный вариант - Аполлон Пифийский: целительские функции Аполона Пифийского второстепенны или даже - третьестепенны, хотя, конечно, змееборец и паралели с Гором-целителем (но змею убил и Асклепий). Таким образом, данное посвящение было обусловлено некоей ситуацией...
Коллеги! Еще раз благодарю всех, кто помог мне с литературой и консультациями. Выкладываю текст статьи, написанной по мотивам доклада. К нему прилагаю тезисы на русском. Думаю, они помогут всем желающим продраться через дебри украинского текста.

Attachment: medeios.rar (68.0k)
Previous Next Up Topic Дискуссии / Вопросы прочие, не праздные / Гор и заклинания от змеиных укусов (hits: 43060)