>У меня сложилось впечатление, что ты так страстно выступаешь против отмены идеи "демократизации"
Марина, я выступаю не против "отмены идеи демократизации" (идеи вообще никто не отменяет). Я выступаю против допущения, что РТ могут быть не только царским текстом и что их изречения проникли в СТ иначе, чем путем заимствования из этого текста. Я не вижу никаких свидетельств источников в пользу того, что существовали иные механизмы их передачи, только спекулятивные построения об их возможности, которые не содержат объяснения, почему, если речения РТ/СТ бытовали в некоей устной традиции достаточно широко, они не оказывали на
всех этапах этого бытования столь же широкого воздействия на погребальную культуру.
>Кроме того, кстати, кто сказал, что найденное само по себе относится к одной последовательности? Но это уже частности.
Ты знаешь, нет, не частности. Ты специалист по СТ. Ты мне и скажи, относятся ли речения из Балата к какой-то одной последовательности или нет и, если да, то имеет ли эта последовательность какую-либо местную привязку. И ответ этот для уяснения, каким мог быть механизм появления данного артефакта, будет необычайно важен!
>этот корпус никогда и нигде не существовал в реальности как единое целое.
ну, тем не менее, так или иначе
все речения этого корпуса, воссозданного де Буком, должны были содержаться в пресловутой традиции устного бытования; так что говорить, что его не существовало в реальности
как единого целого, - софизм; отбрось слова "как единого целого", и получишь утверждение ровно того, что ты постулируешь. Зато РТ как раз существовали как единое целое - ты с этим спорить, надеюсь, не будешь. И не просто как единое целое, а как единое целое, четко привязанное к внутренней структуре пирамиды, с локализацией отдельных речений на определенных участках внутренних помещений. Вот эта самая локализация - это как, тоже плод функционирования устной традиции?
Я не говорю уже о такой вещи: чтобы иметь достаточную свободу в манипулировании речениями РТ и СТ, их рекомбинации, надо иметь очень хорошее представление о них именно как о едином целом и знать, что и по каким критериям из этого единого целого отбирать.
>сакральные тексты могли столетиями бытовать без всякой письменной фиксации: известнейший пример - индийские веды, которые сознательно сохранялись устно на протяжении 3000 лет (!), несмотря на наличие развитой письменности.
Марина, так я именно о подобной ситуации говорил, сославшись на "Авесту". Только: (1) веды бытуют изустно далеко не 3000 лет, письменную фиксацию, так или иначе, они обретают уже в древности ("A literary tradition set in only in post-Vedic times, after the rise of Buddhism in the Maurya period, perhaps earliest in the Kanva recension of the Yajurveda about the 1st century BCE";
http://en.wikipedia.org/wiki/Vedas); кроме того, еще в сер. I тыс. до н.э. появляется такая важная опять же письменная подпорка, как поздневедийские комментарии; (2) передачей этой традиции как письменно, так и изустно, занимались именно те, о ком я и сказал, - книжники-брахманы, выделенную в индийском обществе с самой древности в отдельную варну. С "Авестой" то же самое: ее сохраняют и передают специалисты-маги. Про Талмуд - и его доямнийскую устную основу, и послеямнийскую письменную фиксацию - я уж и не говорю.
>мы имеем дело со стадией создания канона: мы ведь говорим о временах сложения PT и СТ.
не совсем так: мы говорим о времени сложения СТ и существования РТ уже в оформившемся, самом, можно сказать, академичном, по египетским меркам, виде. Мы не знаем, каким было сложение РТ, хотя по самой ритуальной направленности этого комплекса и его привязке к стенам царских гробниц это, скорее всего, плод труда группы профессионалов (другое дело - откуда они брали "материал", но вот этого мы не узнаем точно никогда, и во всяком случае этот "материал" совершенно не обязательно должен был представлять собой уже готовые речения). Но вот на механизм последующего формирования традиции СТ сам факт существования РТ уже в письменной фиксации мог (и, на мой взгляд, должен был) оказать мощнейшее воздействие.
>все остальные (включая Хуфу, Хафра и Менкаура с их пирамидами) просто безнадежно померли
Марина, ты впадаешь в ошибку, в которую впал (не знаю, осознав это в итоге или нет) Большаков, допустив в своей схеме, что
сначала (кон. III - V дин.) посмертную судьбу обеспечивало создание в гробницах "миров-Двойников", а только
потом (с VI дин.), когда стало ясно, что на их поддержание нет средств и они ветшают в буквальном смысле слова, возникла модель "мира ба" - посмертного существования, обеспечиваемого взаимодействием с богами. Это, конечно, не так. Достаточно почитать Кееса, чтобы узнать о массе текстов из гробниц с самыми что ни на есть "мирами-Двойниками", в которых говорится о взаимодействии усопшего с богами, в том числе о раннем топосе загробного суда. Модели "мира-Двойника" и бессмертия в мире богов, безусловно, сосуществовали; те, кто не мог построить себе гробницу, видимо, рассчитывали на получение посмертного существования по второй модели (как и владельцы гробниц считали нужным его этой второй моделью
подкреплять!),
только оно было не гарантировано - оно было в воле богов! И рядом с этим (с моделями посмертной судьбы частных лиц) высилась мощнейшая конструкция, которая специально была воздвигнута, чтобы изъять одно существо земного мира - царя - из этой воли богов и обеспечить его
гарантированное физическое воскресение, с последующим вознесением на небо, - Тексты пирамид! Заимствования из этой конструкции и были привлекательны тем, что посмертное существование, на которое иначе люди могли лишь надеяться, могли в той или иной мере гарантировать, как царю!
>я даже не знаю, кто из западных специалистов на сегодняшний день стал бы всерьез отстаивать представление о "демократизации".
Марина, этот аргумент даже не то что последний, к которому нужно прибегать, а такой, к которому, ИМХО, лучше просто не прибегать. Мы говорим не о том, какого мнения придерживается сегодняшнее большинство ученых, а пытаемся говорить о том, как оно было на самом деле. Из замечательного фильма с Бельмондо "Ас из асов": "Но у Гитлера колоссальная поддержка в народе: на референдуме его поддержало 95%!" - "Ну и что? Если 95% народа сказало о дураке, что он умный, он перестал от этого быть дураком?" Для сравнения: в современной западной историографии господствует мнение о неисторичности содержания библейских книг вплоть до событий уровня VIII-VII вв. до н.э., а исследовательница богазкёйского архива Клелия Мора на голубом глазу пишет: "мы не можем быть уверены в том, что реально отправленные в Ассирию письма хеттских царей, в основе которых лежали известные нам черновики, типа KUB XXIII 102, полностью сохраняли выражения и тональность своих прототипов, скорее всего они были намного дружелюбнее" (и она не одна такая кретинка-деконструкторша; зафренди Борю Александрова и читай подробнее:
http://sehurni.livejournal.com/7152.html#cutid1). Кроме того: чтО именно я отстаиваю, я уже сказал (см. в начале этой моей реплики). Судя по публикации Алленом саркофага с цитатами из РТ Ахтоя Уахкара, которую указал Коля, мое вИдение сути дела с вИдением, к примеру, Аллена не расходится; так что мне лично "вписывание" моей позиции в мировую историографию проблемой не кажется.