Форум сайта «Египтологический изборник» - Not logged in
Forum Search Help Register Login
Previous Next Up Topic Дискуссии / Вопросы прочие, не праздные / Календарь (hits: 90797)
- By Lina Date 30/11/2009 21:26
Честно говоря, несколько стыдно задавать такой глупый вопрос, но, что поделать.
Всюду пишут про египетский Новый год 19 июля и периоды Сотис.
Вопрос: как на деле функционировала эта система? Новый год всегда праздновали 19 июля или раз в период Сотис? Или работало одновременно несколько календарей, каждый под свои нужды (допустим, земледельческий календарь, жреческий календарь, календарь дворцовых церемоний и т.п.)?
Parent By Марина Date 30/11/2009 22:20
Ваш вопрос отнюдь не глупый. Я, например, уже отчаялась понять, что же там происходило с календарем на самом деле: сама не могу разобраться и ни от кого не могу добиться внятных разъяснений.
Например, если взять классический труд Э. Бикермана "Хронология Древнего мира" и открыть его на с. 36 (глава "Египетский год", 1-е изд., М., 1975), то там на одной странице обнаруживается три противоречивых утверждения:

1. "Канопский указ гласит: "Получается, что празднества, которые праздновались зимой, приходятся на лето, а те, которые праздновались летом, вместо этого происходят зимой"".

2. Появление Сириуса на востоке во время восхода солнца 19 июля после того, как звезда была невидима примерно 70 дней, почти совпадало с началом наводнения на Ниле, а следовательно, и с египетским Новым годом, первым днем первого месяца сезона наводнения, т. е. с 1-м числом месяца тот. Египтяне восхваляли звезду как "приводящую Нил" и "обновляющую год".

3. Появление звезды торжественно объявлялось: "Сириус восходит на 16-й день месяца фармути" и т. п.

Одно можно сказать точно: Новый год в Египте праздновали каждый год, а не раз в 1460 лет (период Сотис) :-)
Parent - By Александра Миронова Date 01/12/2009 12:26 Edited 05/12/2009 19:20
Насколько мне удалось понять, реальное время восхода Сириуса не играло никакой роли при отсчете начала гражданского года (год из 365 дней, объединенных в три сезона –
Разлив, Посев, Жатва – по 4 месяца каждый). Тем не менее, после того года, когда произошло совпадение восхода Сириуса с 1-м днем гражданского года, египтяне продолжали, видимо, ежегодно отмечать 1-й день сезона Разлива (т.е. I Axt 1) как день восхода Сириуса [см. Rougé 1865: 83; Crombette 1995: 8; Wells 1994: 26]. Таким образом, в день Нового года происходило лишь празднование "выхода Сириуса" (Prt Spdt).

Что касается видов египетских календарей, то в науке до сих не выработано единого мнения по этому вопросу. Например, Р.Паркер [Parker 1950] считал, что в додинастический период египтяне использовали схематичный лунный календарь, состоявший из 365 дней. Позднее на его базе возник гражданский календарь, постепенно вытеснивший лунный. Cо временем гражданский календарь все больше расходился с природным циклом, что привело к появлению второго лунного календаря, ставшего своеобразным дополнением к гражданскому. Именно тогда, как считает Р.Паркер, каждый египетский праздник получил две даты: фиксированную – в гражданском календаре и подвижную – в лунном; при этом гражданский календарь использовался в повседневной жизни, а лунный служил для определения времени проведения религиозных праздников.

В.Барта [Barta 1983: 16-26] различает около пяти видов календарей, имевших довольно сложные взаимоотношения и этапы формирования: (1) год, связанный с восходом Сириуса и поднятием Нила (Niljahr); (2) «старый» лунный календарь, начинавшийся в первое новолуние после восхода Сириуса; (3) гражданский календарь из 365 ¼ дней, основанный на восходах Сотиса (Sothisjahr) и возникший в эпоху Менеса на базе 1)-го календаря;(4) в 2773/2770 г. до н.э. введен гражданский календарь подвижного года (Wandeljahr), который соотносился с лунным годом и, так же как лунный, начинался в первое новолуние после восхода Сириуса; (5) долгое время в Египте сосуществовали подвижный календарь и «старый» лунный, пока в эпоху Среднего царства не появился «молодой» лунный календарь, отсчитывавшийся с первого новолуния после Нового года подвижного календаря (I Axt 1).

Иного взгляда придерживались Р.Уэллс и А.Спэлинджер, обратившие внимание на отсутствие каких-либо документальных свидетельств о появлении второго, более совершенного «молодого» лунного календаря [Wells 1994: 27; Spalinger 1994: 48-49]. По убеждению ученых, на всем протяжении истории Египта использовалось только два календаря – лунный и гражданский. Как отмечает А.Спэлинджер, у египтян не было необходимости создавать еще один календарь, поскольку довольно много праздников было основано на лунном цикле.

В настоящее время большинство ученых опираются на работу Р.Паркера и предпочитают использовать составное понятие civil-based lunar calendar, которое приблизительно можно перевести как «лунный календарь, основанный на гражданском календаре».
Parent - By Марина Date 02/12/2009 01:54

> Тем не менее, после того года, когда произошло совпадение восхода Сириуса с 1-м днем гражданского года, египтяне продолжали, видимо, ежегодно отмечать 1-й день сезона Разлива (т.е. I Axt 1) как день восхода Сириуса. Таким образом, в день Нового года происходило лишь празднование "выхода Сириуса" (Prt Spdt).


Поясните, пожалуйста: когда именно праздновали Новый год, и когда - Восход Сириуса? Что означает фраза "в день Нового года происходило лишь празднование "выхода Сириуса""?
При плавающем календаре I Axt 1 приходился на разные времена года. Как эту дату могли ежегодно отмечать как день Восхода Сириуса? Вы хотите сказать, что египтяне праздновали Восход Сириуса без реального восхода Сириуса, или я Вас превратно поняла?
Parent - By Александра Миронова Date 02/12/2009 13:23
Да, Марина, Вы меня правильно поняли: I Axt 1 праздновали Восход Сириуса независимо от реального восхода звезды. Об этом есть косвенные сведения в календарях эпохи Рамессидов, где говорится: "1-й месяц Разлива, когда Сотис выходит в свой день" [Schott 1950: №11, 12, 13].

Если говорить о взаимосвязи между праздником Нового года (wp rnpt) и праздником Восхода Сириуса, то здесь я придерживаюсь мнения П.Валлина, полагавшего, что после введения гражданского календаря восход Сириуса продолжал считаться началом нового года в религиозном календаре [Wallin 2002: 18]. В качестве одного из доказательств своей мысли Валлин приводит запись Канопского декрета, где проводится связь между днем восхода Сириуса и "открытием года": "день выхода Сотиса, названного "открывателем года" в имени своем" (hrw pr %pdt Ddwt wp rnpt m rn.f) [Urk. II. 138.3-4].
Parent - By Марина Date 04/12/2009 02:03 Edited 04/12/2009 02:44
Не похоже, чтобы Вы были правы.
1) Представление о том, что Восход Сириуса праздновался независимо от реального восхода, как кажется, невозможно подтвердить источниками.  Наоборот, есть сведения, что восход этот тщательно наблюдался на протяжении тысячелетий.
Цитата, которую Вы приводите как "косвенное сведение", совершенно иначе трактуется тем же Паркером:
"I Axt, when Sothis goes forth on her day". This could be any day in I Axt from 1 to 30... (Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1950, p. 40)
По поводу тщательного наблюдения интересны рассуждения Паркера в статье The Sothic Dating of the 12th and 18th Dynasties // Studies in Honor of G. R. Hughes. Chicago, 1976, p. 187-188, где он показывает, что Канопский декрет мог ввести 6-й эпагоменальный день в том году, когда он был издан, лишь в том случае, если велись реальные наблюдения за восходом Сириуса и его эра рассчитывалась по реальным наблюдениям (= 1453 года для того периода Сотис).
Еще есть прелюбопытнейшая статья Wells R. A. Sothis and the Satet Temple on Elephantine: A Direct Connection (SAK, 12, 1985), в которой подробно разбирается структура храма Сатет на Элефантине и его прямая связь с наблюдением Сириуса в совершенно определенные годы 15 в. до н.э.

2) Если я правильно поняла в целом мысль Паркера, он предполагает, что существовало несколько календарей: год строго фиксированной продолжительности 365 дней (civil calendar), который "плыл" относительно астрономического года, и лунный календарь, начинавшийся с wp rnpt - Восхода Сириуса. Он предполагает, что всего было 2 лунных календаря - исходный и поздний, но я сейчас в это вдаваться не буду.
Суть в том, что по Паркеру выходит, что в Египте было начало гражданского года, и начало лунного года, и они вовсе не должны были совпадать. Лунный год отсчитывался от восхода Сириуса или первого новолуния после этого восхода, причем последний месяц этого года также назывался wp rnpt, и после его окончания наступал новогодний день wp rnpt. Лунный календарь не плыл, точнее, плыл лишь на ту незначительную величину, на которую год Сириуса отличался от солнечного. И получается, что названия месяцев в Египте как бы двоились: был, скажем, I Smw по гражданскому календарю и I Smw по лунному (lunar I Smw и civil I Smw, если я его правильно поняла).
В общем, черт ногу сломит.

3) Термины wp rnpt и tpy rnpt многозначны:
"...изначально wp rnpt обозначал день восхода Сириуса, но в более позднем употреблении он мог обозначать и начало гражданского года, и день воцарения, и день рождения царя. tpy rnpt, изначально обозначавший только первый день лунного года, в более поздние времена сходным образом мог обозначать начало любого года - гражданского, или года правления, хотя тут нет убедительных данных. Мнение, что этот термин всегда был связан с I prt 1 должно быть отринуто". (Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt, p. 62)

Вот ссылки, по которым можно скачать упомянутые работы Паркера:

Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1950.
Studies in Honor of G. R. Hughes. Chicago, 1976.
Parent - By Safronov Date 05/12/2009 01:41
Слушай, а я между делом спрошу, может, не понял чего-то... а доказанное Берлевым первое наблюдение Сириуса было в 2767 г. до н.э. и введение при Нечерхете гражданского года по каким причинам тут не учитывается? И откуда, кстати, эти даты в 2773/2770 г. до н.э. для введения гражданского года, если 1453-139+1453 = 2767?
Parent - By Марина Date 05/12/2009 03:13 Edited 05/12/2009 03:15
Берлев доказал, что первое наблюдение Сириуса было не в 2767 г., а в 18 год Тосортроса. Цифру 2767 для перевода этого года в нашу систему исчисления он взял из той статьи Паркера, на которую я выше дала ссылку.
Считаешь ты неверно: ужас в том, что эра Сотис не является константой, т.е. она не равняется ни 1460, ни 1453 годам. Число лет в ней было плавающим, и это число зависит от места наблюдения звезды и ее arcus visionis. По подсчетам Паркера для датировки начала цикла в 3 тыс. до н.э. возможны два варианта - 2770 и 2767 (эти цифры рассчитываются так: 1453-139+1456 и 1452-139+1454, разница в 1-2 года возникает из-за того, что нам неизвестен точно arcus visionis звезды). Вероятно, по подсчетам Барты получается чуть иной результат, что неудивительно, если приходится оперировать периодами типа 365,25051, 365,25181 и т.п. Короче, точной даты, как ни крути, установить не удастся, т.к. не хватает данных для строгих вычислений.
Parent - By Safronov Date 05/12/2009 12:51
Марин, место наблюдения в данном случае известно (а пресловутый аркус визионис, как я понимаю, зависит от места наблюдения), Берлев же писал, что за восходом Сириуса следил жрец Птаха, ссылаясь на стелу 13-й династии, соответственно, и местом таким становится Мемфис, отсюда не только 18-й год Джосера, но и 2767 г. до н.э. (если для Мемфиса работает дата 1453). Но спросил-то я не поэтому, были высказаны утверждения, которые ты не прокомментировала, но которые в связи со статьей Берлева вызывают ряд вопросов. Было сказано: 1. гражданский календарь из 365 ¼ дней, основанный на восходах Сотиса (Sothisjahr) и возникший в эпоху Менеса... 2. в 2773/2770 г. до н.э. введен гражданский календарь подвижного года (Wandeljahr), который соотносился с лунным годом и, так же как лунный, начинался в первое новолуние после восхода Сириуса"
Во-первых, мне непонятно, откуда появляется точка зрения, что при Менесе был введен гражданский год, связанный с наблюдением восхода Сириуса, если Берлев твердо доказал, что он был введен только при Джосере. Во-вторых, сумма в "365 ¼ дней" - это современный астрономический год, и египтяне не выделяли эту 1/4 суток (12х30+5 добавочных дней), отсюда и пошло выражение "блуждающий год" (он же Wandeljahr), но замечено-то это было позже и вовсе не самими египтянами. В-третьих, в чем разница между "гражданским календарем...., основанным на восходах Сотиса" и "гражданским календарем подвижного года", если это, по сути, одно и то же. И как в этом случае один гражданский календарь датируется временем Менеса, а второй гражданский календарь - 2773/2770? Вот я и спросил, чтобы уточнить, о чем вы вообще говорите.
Parent - By Марина Date 05/12/2009 14:59
Что ты со мной споришь про 2767? Поспорь с Паркером. Я даже не могу сказать, что хорошо понимаю, что такое этот arcus visionis, однако Паркер утверждает, что со 100% точностью он не определяется: может колебаться в пределах градуса, что и дает погрешность в три года при расчетах на полторы тысячи лет. Паркер утверждает, что можно насчитать как 2767, так и 2700, а О.Д. Берлев просто произвольно выбрал одну из этих цифр.

С процитированными утверждениями про 365 1/4 и введение гражданского календаря в эпоху Менеса я не спорю, потому что они принадлежат Барте, которого я не читала.

В целом изложение Александры, насколько я могу судить, несколько путаное, в нем смешиваются обоснованные и необоснованные гипотезы. Но чтобы написать более внятно, нужно много литературы перелопатить, чем я, собственно, и занимаюсь нынче. По ходу дела выясняется, что с 1950 года (выход книги Паркера) идут горячие споры про египетские календари, о которых в русскоязычной литературе нет даже отзвуков. Изложить в двух словах современные взгляды на египетский календарь невозможно, потому что ситуация с этим каледарем действительно весьма запутанная: и календарей одновременно существовало несколько, и многие календарные термины многозначны. Нужно последовательно излагать 1) гипотезы, которые существуют на сегодняшний день, и 2) массу любопытных фактов, для которых пока не найдены однозначные объяснения. В общем, по объему какая-то нефорумная задача вырисовывается.
Но самое смешное, что я до сих пор не нашла однозначного ответа на простой вопрос, с которого вся эта тема началась: когда же в Египте Новый год отмечали...
Parent - By Safronov Date 06/12/2009 00:49
Arcus visionis - это градус, под которым ты смотришь на появившийся на горизонте Сириус (копирайт - Сафронов) :-) Я с тобой не спорю, я с Паркером спорю в твоем лице. А насчет того, когда в Египте праздновали новый год, ну, всё же, наверное, эта штука не соотносилась с гражданским календарем. Вон Urk. 823 вроде дают вроде указание, что в 1-й день 1-го ахета, а папирус Эберс - 3-й шему, день 9-й, вот и думай.
Parent - By Марина Date 06/12/2009 15:02
Так мне лично непонятно, соотносилась или не соотносилась. 1-й день 1-го ахета при наличии двух календарей (лунного и гражданского "плавающего") случался два раза. В какой из них праздновали-то? И что при этом делали в реальный prt Spdt?
Parent - By Safronov Date 06/12/2009 16:20
Ну давай я так скажу, майнер Майнунг нах, так сказать: данные Нового Царства не свидетельствуют, что Перет Сепедет совпадал с 1-м днем 1-го месяца ахет (за Новое Царство говорю). Напротив, судя по папирусу Эберс и упоминанию в календаре Тутмоса III даты восхода Сириуса в 9 и 28 день 3-го месяца сезона шему привязки Перет Сепедет = начало нового Года по гражданскому календарю не было. Почему при Аменхотепе I и Тутмосе III в сезон шему справляли праздник восхода Сириуса, который назывался уп-ренепет, знать не знаю, одно могу сказать точно, с гражданским Новым годом восход Сириуса здесь точно не совпадает (какова мысль, а?! сам себе поражаюсь :-). Может, они действительно помнили, что когда-то при Джосере восход Сириуса совпал с 1-м днем 1-го ахет, ну и как только звезда появится на горизонте, сразу начинали гудеть по этому поводу, по старинке называя это уп-ренепет (у нас тоже пить начинают с 31-го на 1-е, а потом еще в Старый Новый год, ну и по дороге, чтобы не пропадало). Новый египетский год гражданского календаря (31 декабря, так сказать) начинался с 1-го дня 1-го ахет, и праздновали они вовсе не Перет Сепедет, а празднества различных своих богов (ср. Urk. 4, 823 - 824, празднества Хнума и Амона). Что касается лунного календаря, то насколько я понимаю, там же был 25-летний цикл, который хоть и начинался с 1-го дня 1-го месяца сезона ахет, в дальнейшем не совпадал с гражданским годом. Может, я и бредятину написал, так что звиняйте, если что не так.
Parent - By Александра Миронова Date 06/12/2009 17:24 Edited 06/12/2009 17:27

>одно могу сказать точно, с гражданским Новым годом восход Сириуса здесь точно не совпадает (какова мысль, а?! сам себе поражаюсь


По-моему, я эту мысль уже приводила в своем первом письме от 01/12/2009: «Насколько мне удалось понять, реальное время восхода Сириуса не играло никакой роли при отсчете начала гражданского года».

Саша, я тебя не поняла – то ты говоришь, что в календаре Тутмоса III не указан точный день праздника Нового года:

>«в Urk. 4, 823 упоминается праздник Хнума в открытие года в "тепи ахет" и никаких дней не указано,


то –

> «Новый египетский год гражданского календаря (31 декабря, так сказать) начинался с 1-го дня 1-го ахет, и праздновали они вовсе не Перет Сепедет, а празднества различных своих богов (ср. Urk. 4, 823 - 824, празднества Хнума и Амона)».


II)

>Может, они действительно помнили, что когда-то при Джосере восход Сириуса совпал с 1-м днем 1-го ахет, ну и как только звезда появится на горизонте, сразу начинали гудеть по этому поводу, по старинке называя это уп-ренепет


Если в данном случае ты имеешь в виду мои высказывания, то я хочу заметить, что следует различать два вида праздника Сириуса: 1) был праздник Восхода Сириуса, отмечавшийся непосредственно в день восхода звезды; 2) был, возможно, праздник в честь восхода Сириуса I Axt 1, не зависящий от реального времени восхода. Опять же обращаю внимание на запись Канопского декрета, где отдельно говорится о торжествах, проводившихся в день Восхода Сириуса, и отдельно – о празднике Восхода Сириуса; последний уже не был связан с реальным временем восхода звезды.
Parent By Safronov Date 06/12/2009 19:01 Edited 06/12/2009 19:04

>По-моему, я эту мысль уже приводила в своем первом письме от 01/12/2009: «Насколько мне удалось понять, реальное время восхода Сириуса не играло никакой роли при отсчете начала гражданского года».


Саш, это гениальное утверждение принадлежит ни мне, ни тебе, а Аменхотепу I и Тутмосу III, ведь и так понятно, что коли в источниках упомянут 3-й месяц сезона шему для Восхода Сириуса, то тут не надо особенным умом обладать, чтобы понять, что начало гражданского года не совпадало с Восходом Сириуса. Там же смайлик стоит, я вовсе не претендую на оригинальность в решении этого вопроса :-)

> Саша, я тебя не поняла – то ты говоришь, что в календаре Тутмоса III не указан точный день праздника Нового года и т.д.


Так я ничего противоестественного не делаю, я лишь следую тому, что написано в источнике. Если ты откроешь Urk. 4, 823, ты заметишь, что праздник Хнума, в который есть уп-ренепет, датирован просто "тепи ахет" без указания дней, если же ты посмотришь на следующую страницу, то там праздник Амона, который совпадает с уп-ренепет, датирован "тепи Ахет, <день> 1-й". Просто когда я писал, я еще не заглянул на соседнюю страницу, пример на которой и показывает, что празднество Амона и Хнума справлялись в 1-й день 1-го ахета. Только к празднеству Сириуса это отношения всё одно не имеет, у тебя, по-моему, нет ни одного свидетельства времени Нового Царства, которое говорит, что фиктивный перет сепедет справлялся в 1-й день 1-го ахет. Мединет Абу не в счет, поскольку по каким причинам они там не поставили день, одному Богу известно, да и говорится там, что вышел Сириус в день его", и никакого указания на праздник.

> Если в данном случае ты имеешь в виду мои высказывания, то я хочу заметить, что следует различать два вида праздника Сириуса: 1) был праздник Восхода Сириуса, отмечавшийся непосредственно в день восхода звезды; 2) был, возможно, праздник в честь восхода Сириуса I Axt 1, не зависящий от реального времени восхода. Опять же обращаю внимание на запись Канопского декрета, где отдельно говорится о торжествах, проводившихся в день Восхода Сириуса, и отдельно – о празднике Восхода Сириуса; последний уже не был связан с реальным временем восхода звезды.


Опять-таки я не претендую на твои высказывания, это следует из гипотезы Берлева и календарей Аменхотепа и Тутмоса, если египятне справляли Восход Сириуса, который не совпадал с началом гражданского года, но называли его уп-ренепет, то это недвусмысленно отсылает нас к каким-то отдаленным временам, когда восход Сириуса и начало гражданского года совпали, когда это случилось, написано у Берлева. Что касается двух празднеств восхода Сириуса: я же показал, что в период 19-й династии-начала 20 династии восход Сириуса должен был падать на 1-й месяц ахет, соответственно, твои "косвенные" доказательства (Мединет Абу, надпись времени Сети I), когда восход Сириуса упоминается в связи с 1-м ахет, легко объяснимы. Ты не привела ни одного твердого доказательства, что в Новом Царстве существовало 2 праздника Восхода Сириуса. Канопский же декрет, если мне не изменяет память, как раз и устанавливал фиктивное празднество восхода Сириуса, если реальный день появления Сириуса не падал на 1-й день месяца пайни, то праздновали его всё равно в этот день. Так что это не доказательство того, что в Новом Царстве существовало 2 праздника Восхода Сириуса, зачем экстраполировать данные 3-го в. до н.э. на 2 тыс. до н.э.?!
Parent - By Марина Date 05/12/2009 16:32 Edited 05/12/2009 19:16
Саша, уточните, пожалуйста, что именно стоит за Вашими ссылками Crombette 1995: 8; Wells 1983: 26.
Первый автор родился в 1880 и, насколько я поняла, породил собственную систему чтения египетских иероглифов, альтернативную той, что открыл Шампольон. Судя по краткому изложению его заслуг вот тут, он не был профессиональным египтологом и по большей части бредил.
Второй автор, насколько мне удалось установить, ничего не писал в 1983.
Parent - By Александра Миронова Date 05/12/2009 19:12 Edited 02/05/2011 11:36

>Саша, уточните, пожалуйста, что именно стоит за Вашими ссылками Crombette 1995: 8; Wells 1983: 26.


Марина, спасибо за замечания; конечно же, Wells 1983 - это опечатка, я имела в виду Wells 1994, как я указала в том же письме (Wells R.A. Re and the calendars // Revolutions in time: Studies in Ancient Egyptian Calendrics/ ed. A. Spalinger. Texas, 1994. P. 26). Я исправлю свое первое письмо.
Насчет Кромбетта ссылка: Crombette F. Chronologie de l’Egypte Antique. Tournae, Belgium, 1995. Признаться, я не читала всех его работ и лишь дала ссылку на его мысль о связи начала египетского года с праздником Восхода Сириуса.

>В целом изложение Александры, насколько я могу судить, несколько путаное, в нем смешиваются обоснованные и необоснованные гипотезы


Что касается "путаности" моего изложения. Я привела разные позиции в отношении проблемы календарей, где, как я сказала, не существует единой точки зрения в египтологии. Как говорится, so many men, so many minds. Проблеме изучения календарей я посвятила историографическую работу, которая пока еще не опубликована.

II. Проблема, которую мы затронули, действительно выходит за рамки форумного обсуждения. И все же я бы хотела прояснить свою позицию насчет связи начала египетского года (I Axt 1) с праздником Восхода Сириуса.

>Цитата, которую Вы приводите как "косвенное сведение", совершенно иначе трактуется тем же Паркером: "I Axt, when Sothis goes forth on her day". This could be any day in I Axt from 1 to 30... (Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1950, p. 40)


1) Запись календаря Мединет Абу иначе переводит Г.Нельсон. В своем предисловии к изданию календаря он пишет: «Общее число дней этих ежегодных праздников (т.е. праздников, зафиксированных в календаре. – А.М.)… составляет… 69, из них первый является Восходом Сотиса в первый день первого месяца года…» (The Epigraphic Survey, Medinet Habu III… 1934, p. VIII). Вот сама запись:

[mdc]T8-M8:X1-N5-pr:r-D54-M44-N14-B1-[Aa13]-O4:r-N5:Z1-O34[/mdc]
        (Medinet Habu III, pl. 123: list 23, line 629)

Как отмечает М.Клагетт, Нельсон «придерживается распространенной точки зрения, что знак солнца сам по себе обозначает 1-й день 1-го месяца Ахет» (Clagett M. Ancient Egyptian Science: Calendars, clocks, and astronomy, Philadelphia, 1995, p. 263).
Если же не принимать перевод Нельсона и рассматривать знак [mdc]N5[/mdc] лишь как детерминатив месяца Axt, возникают следующие вопросы: 1) почему праздник Prt Spdt не имеет конкретной даты в календарях эпохи Рамессидов*, в отличие, скажем, от календарей папируса Эберса и календаря Тутмоса III; 2) почему во всех этих календарях (см.*) Восход Сириуса упоминается в связи с 1-м месяцем Разлива. Не означает ли это, что праздник Восхода Сириуса был в принципе связан с первым месяцем сезона Разлива? Примечательно, что в календаре Рамсеса III из Мединет Абу следом за датой Prt Spdt идет дата праздника-wAg – I Axt 17 (list no. 24, line 646). Стало быть, праздник Восхода Сириуса в любом случае имел место где-то в начале года. Принимая во внимание изначальную календарную связь Восхода Сириуса с I Axt 1 (точка отсчета цикла Сотиса), дату праздника Prt Spdt вполне можно поместить именно в начале года.

*надпись из гробницы Осириса храма Сети I в Абидосе, запись pCarlsberg no.1, календарь Рамсеса III из Мединет Абу (ссылки см. Schott S. Altägyptische Festdaten… 1950, s. 80).

2) Я должна уточнить: Prt Spdt и I Axt 1 не были тождественны друг другу – речь может идти лишь о воспоминании самого события Восхода Сириуса в первый день года. Иными словами, I Axt 1 считался, видимо, символическим восходом звезды. Вероятно, такое празднование имело серьезные основания. Здесь я обращаюсь к записи т.н. Стелы голода с о-ва Сехейль и тексту греческого автора Элиана, повествующим, как показал О.Д. Берлев, об укрощении Имхотепом пыла звезды Сириус и последующем наступлении разлива Нила; это событие, по мнению Берлева, стало точкой отсчета гражданского календаря в 365 дней и цикла Сотиса. Вполне возможно, в честь избавления страны от засухи египтяне установили ежегодное празднование восхода Сириуса в начале сезона Разлива. Такое празднование, видимо, было связано с необходимостью умилостивить богиню Сатис (=Сотис, Сириус), которая могла нести как бедствие (засуху), так и благодатный разлив (см. Valbelle D. Satis et Anoukis. Mainz, 1981; Te Velde H. Some Remarks on the Structure of Egyptian Divine Triads// JEA. 1971. №57. P. 80-86).

3) На Ваше сомнение по поводу возможности проведения праздника Сириуса дважды в году (т.е. в начале года и в день реального восхода звезды) я могу возразить, что в Египте была распространена практика проведения одного праздника несколько раз в году. Скажем, праздник победы Тутмоса III отмечался как минимум трижды: I Axt; II Axt и II Smw (Urk. IV. 740-741; Breasted J.H. The Length and Season of Thutmose III’s first Campaign//ZÄS.1899. №37, р.124-125), притом что сам праздник отмечал одно событие - победу фараона при Мегиддо (Urk.IV. 657). Другой пример – праздник бога Хнума, который при Тутмосе III отмечался дважды: в день Нового года (I Axt 1) и IV Axt 30 (Urk.IV. 823). 
Мысль о том, что праздник Восхода Сириуса мог проводиться независимо от времени реального Восхода звезды, находит подтверждение в записи Канопского декрета: «Поскольку случится так, что восход Сириуса сдвинется на один день через 4 года, день проведения этого праздника не должен смещаться, но должен отмечаться в 1-й день месяца Паини (т.е. II Smw 1 – А.М.), и праздник должен отмечаться так же, как на 9-й год» (именно в этот день на 9-й год правления Птолемея III Эвергета произошел восход Сириуса) [Urk. II. 138-139; перевод Birch S. Decree of Canopus// Records of the past… Vol. VIII. L., 1876, p. 86-87].

Разумеется, рассматриваемая проблема еще требует дальнейших анализа и проработки. И здесь, конечно, следовало бы внимательно изучить все имеющиеся источники и календарные записи.
Parent - By Марина Date 05/12/2009 19:27
Саша, проясните еще один момент, пожалуйста. Говоря о несколько путаном изложении, я имела в виду, что Вы привели списком сразу несколько утверждений, ряд из которых похож на истинные, а ряд - нет. Скажите, на чем основывается Барта, говоря о том, что египтянам был известен год продолжительностью 365 1/4 дней? Конечно, so many men, so many minds, но в науке все же не все minds равно весомы...
Parent - By Александра Миронова Date 06/12/2009 11:37
Марина, в начале своей работы В.Барта говорит, в частности, о связи двух календарей, Нильского (Niljahr) и лунного (Barta W. Zur Entwicklung des ägyptischen Kalenderwesen// ZÄS. 1983. №110. S. 16). Нильский год был связан с природным (Natur) и солнечным годом и отсчитывался от времени разлива Нила. Лунный календарь, как считает ученый, был введен после «наблюдения при 1-й династии гелиакического восхода Сириуса в начале разлива Нила, так как Восход Сириуса состоялся 3050 г. до н.э. 17 июля (юлиан.) или 22 июня (грегор.)». И далее: «Поскольку с этого времени Восход Сириуса стал считаться идейным (ideelle) разливом Нила, Нильский год также начинался со дня восхода Сириуса, и его длина также составляла 365 ¼ , т.е. разница между Нильским и лунным годом составляла ровно 11 ¼ дней». Поясняя цифру 365 ¼, Барта пишет: «Длина Сотического года: 365,2564 дня, длина Нильского или солнечного года: 365,2422. Разница составляет около 20 минут» (Ibid., n.2).
В принципе можно заметить, что число 365 ¼ Барта использует как среднюю величину при определении длительности года, будь то Нильского года (Niljahr), лунного года (Mondjahres), Сотического года (Sothisjahres), лунного календаря эпохи Птолемеев, календаря александрийского года (см. Barta, op. cit., s. 16 и сводную таблицу календарей на s. 25-26). При этом Барта указывает, что длина, например, Нильского календаря могла колебаться в пределах 80 дней – 335-415 (s. 16).
Parent - By Марина Date 06/12/2009 14:55 Edited 06/12/2009 14:58
Похоже на нагромождение произвольных и противоречивых утверждений.

>1) Нильский год также начинался со дня восхода Сириуса, и его длина также составляла 365 ¼ , т.е. разница между Нильским и лунным годом составляла ровно 11 ¼ дней.
>2) При этом Барта указывает, что длина, например, Нильского календаря могла колебаться в пределах 80 дней – 335-415.


Понять ничего нельзя, однако...
Кроме того, из сказанного ясно, что продолжительность года 365 ¼ хорошо известна Барте, но из чего следует, что она была известна египтянам? Он хоть одно документальное свидетельство приводит в поддержку своих общих рассуждений?
Parent By Александра Миронова Date 06/12/2009 19:15
В том-то и дело, что Барта не подкрепляет число 365 ¼ конкретными египетскими источниками. Похоже, это число основано на собственных астрономических вычислениях Барты. Хотя, надо заметить, он нигде прямо не говорит о том, что сами египтяне знали такую продолжительность года.
Parent - By Safronov Date 06/12/2009 00:33 Edited 06/12/2009 02:07
Саш, а источники не судьба посмотреть более внимательно? Тема хоть и не форумная, но люди всё же читают...

>Другой пример – праздник бога Хнума, который при Тутмосе III отмечался дважды: в день Нового года (I Axt 1) и IV Smw 2 (Urk.IV. 823).


На с. 823 Urk. 4 про сезон шему в связи с празднеством Хнума вообще не упоминается, есть 4-й ахет, правда, день не второй, а 30-й (arq.y). Пустяки, конечно, но всё же на опечатку не походит, как 30-й день во 2-й превратился?

>возникают следующие вопросы: 1) почему праздник Prt Spdt не имеет конкретной даты в календарях эпохи Рамессидов*, в отличие, скажем, от календарей папируса Эберса и календаря Тутмоса III;2) почему во всех этих календарях Восход Сириуса упоминается в связи с 1-м месяцем Разлива. Не означает ли это, что праздник Восхода Сириуса был в принципе связан с первым месяцем сезона Разлива? Примечательно, что в календаре Рамсеса III из Мединет Абу следом за датой Prt Spdt идет дата праздника-wAg – I Axt 17 (list no. 24, line 646). Стало быть, праздник Восхода Сириуса в любом случае имел место где-то в начале года. Принимая во внимание изначальную календарную связь Восхода Сириуса с I Axt 1 (точка отсчета цикла Сотиса), дату праздника Prt Spdt вполне можно поместить именно в начале года.


Возникает следующий вопрос, ты видела вообще иероглифическую транскрипцию папируса Эберса? Укажи, пожалуйста, место в папирусе Эберса, где праздник pr.t spd.t "упоминается в связи с 1-м месяцем Разлива". Это тоже опечатка? На всякий случай, кому нужно: в тексте под 9-м годом Джосеркара стоит "празднование нового года (wp-rnp.t ), 3-й месяц шему, день 9-й, восход Сириуса". Далее, я думаю, не надо продолжать про то, что "праздник Восхода Сириуса в любом случае имел место где-то в начале года" и т.д. ...
Parent - By Александра Миронова Date 06/12/2009 11:29 Edited 06/12/2009 13:42

>На с. 823 Urk. 4 про сезон шему в связи с празднеством Хнума вообще не упоминается, есть 4-й ахет, правда, день не второй, а 30-й (arq.y). Пустяки, конечно, но всё же на опечатку не походит, как 30-й день во 2-й превратился?


Саша, за замечание спасибо - виновата, недоглядела.

Что касается папируса Эберса, то я не говорила, что в нем дата праздника Prt Spdt стоит в начале сезона Разлива. Я сказала, что в календарях папируса Эберса и Тутмоса III указано более точно время восхода Сириуса, а в календаре Мединет Абу это время так точно не указано. "Во всех этих календарях Восход Сириуса упоминается в связи с 1-м месяцем Разлива". "Во всех этих календарях" - имеются в виду надпись из гробницы Осириса храма Сети I в Абидосе, запись pCarlsberg no.1, календарь Рамсеса III из Мединет Абу, о которых я, собственно, и начала говорить.
Parent - By Safronov Date 06/12/2009 14:10 Edited 06/12/2009 14:16
Да, теперь понял, что речь идет о других календарях, фраза просто плохо построена была. Насчет идеи о двух празднествах Сириуса есть у меня возражение, дело в том, что дата Сириуса в правление 19 династии и должна относится к 1-му месяцу ахет. Я, может, велосипед изобретаю, а может, и нет, но рассчитываю так:

У нас есть точная дата - 9 год правления Аменхотепа I, 3-й месяц шему, день 9-й (папирус Эберса). Есть дата праздника Уп-ренепет при Тутмосе III - 3 шему, день 28 (без года) (Urk. 4, 827). Учитывая, что каждые четыре года день восхода Сириуса сдвигался на 1 день гражданского года, можно понять, что между 9-м годом Аменхотепа I и годом Х Тутмоса III прошло 72 года (18 дней разницы между датами Аменхотепа I и Тутмоса III х 4). Приблизительно, дату Восхода Сириуса при Тутмосе III можно высчитать так: дата воцарения Аменхотепа I колеблется в интервале от 1534 до 1514 года. Соответственно, 9-й год - в интервале от 1525 и 1505 год. Отняв от этих дат 72 года, мы получим интервал 1453 – 1433 для даты восхода Сириуса при Тутмосе III (т.е. 36/7 год его правления). Соответственно, между 1453 г. и датой воцарения Рамсеса III по высокой хронологии (1198 г.) – 255 лет, по низкой – 1433 – 1187 – 246 лет. За это время дата восхода Сириуса переместилась бы на приб. 64 дня или прибл. на 62 дня. Отсюда дата восхода Сириуса к 1-му году правления Рамсеса III падала бы на либо 27 ахет 1 месяца, либо на 25 ахет 1-го месяца ахет (прибавляем к дате Тутмоса III «28 день 3 месяца сезона шему» 64 или 62 дня, т.е. 32 дня до конца 4-го месяца шему + 5 эпагоменов + оставшиеся либо 27, либо 25 дней). Однако храм Рамсеса III был построен не ранее 12 года правления Рамсеса III, а скорее всего и позже (надпись 11-го года о победе над машваша, надпись 12 года). И мы получаем еще 3 дня (12/4=3) для сдвига, т.е. к дате  "27 день 1 месяца ахет/25 ахет 1-го месяца ахет" прибавляем 3 дня, и получается, что дата восхода Сириуса в календаре Мединет Абу должна в аккурат попадать в 1 месяц сезона ахет (30/28 день 1 месяца ахет), о чем нам говорит и календарь Мединет Абу. Проверим по храму Сети в Абидосе: интервал между воцарением Рамеса III и воцарением Сети I составляет 101 год (это если считать, что надпись была сделана в 1-й год правления Сети), добавим еще 12 лет (дата календаря Рамсеса 3 в Мединет Абу, см. выше), соответственно, получим 113 лет. Теперь разделим на 4 и поймем, что с 1-го года правления Сети I до 12 года Рамсеса II Сириус должен был переместиться на 28 дней. Соответственно, отнимем от полученной ранее даты восхода Сириуса в календаре Мединет Абу 28 дней, и получим как раз начало 1-го месяца ахет. Т.е. даты календарей Рамессидов преспокойно вписываются в 1 месяц ахет, и никакого противоречия там нет, дата восхода Сириуса действительно падала на 1 месяц ахет в эпоху 19 династии. А то, что тебя удивляет, что в календарях Рамессидов нет дня восхода Сириуса, так этому надо искать какое-то другое объяснение, в Urk. 4, 823 упоминается празник Хнума в открытие года в "тепи ахет", и никаких дней не указано, хотя далее другие празднества идут с указанием дня месяца. Ну вот так мыслю. К сожалению, для папируса карлсберг один 2 в. подобные вычисления произвести не получится.  
Parent - By Александра Миронова Date 06/12/2009 18:57

>даты календарей Рамессидов преспокойно вписываются в 1 месяц ахет, и никакого противоречия там нет, дата восхода Сириуса действительно падала на 1 месяц ахет в эпоху 19 династии


Саша, с этой мыслью я согласна – об этом я читала у М.Клагетт (Clagett M. Ancient Egyptian Science, p.259-260). Но ты приводишь практически конкретную дату восхода Сириуса для календаря Мединет Абу (30/28 день 1 месяца ахет), хотя ее там нет.
Если в календаре Мединет Абу дата восхода Сириуса относилась к концу 1-го месяца Axt, как же тогда понимать, что в следующем листе, после листа с праздником Восхода Сириуса, идет дата праздника-Уаг I Axt 17? Если проследить последовательность листов (листы 19-22) с датами «ежегодных праздников», то можно заметить, что все эти праздники идут в четком хронологическом порядке (El-Sabban S. Temple Festival calendars of Ancient Egypt. Liverpool, 2000; Clagett M. Ancient Egyptian Science… P. 270-274).

> Есть дата праздника Уп-ренепет при Тутмосе III - 3 шему, день 28 (без года) (Urk. 4, 827).


В Urk.4. 827 стоит не wp-rnpt, а Prt Spdt – «выход Сириуса» (строка 8-я). Это еще вопрос, назывался ли Восход Сириуса при Тутмосе III "wp-rnpt".

> в Urk. 4, 823 упоминается празник Хнума в открытие года в "тепи ахет", и никаких дней не указано.


Но при этом в Urk. IV. 824. 9 wp-rnpt соотносится с 1-м днем Axt (tp(y) Axt 1 wp-rnpt Hb Imn n hrw 3) - думаю, что знак [mdc]Z1[/mdc] рядом со знаком [mdc]N5[/mdc] указывает на число «1». Мне представляется, что праздник Хнума также отмечался в 1-й Axt 1, поскольку в данном календаре wp-rnpt означает Новый год, т.е. I Axt 1. Cм., например, запись календаря из Ком Омбо: «1-й ахет, день 1-й: Открытие года» (El-Sabban S. Temple Festival… P. 155). Мне бы, конечно, хотелось самой посмотреть источники по греко-римским календарям, но, к сожалению, пока не удается найти издания Grimm G. Die altägyptischen Festkalender in den Tempeln der griechisch-römischen Epoche. Wiesbaden, 199- (Ägypten und Altes Testament, 15); Alliot M. Le culte d'Horus à Edfou au temps des Ptolémées. Le Caire, 1954.
Parent - By Марина Date 06/12/2009 22:51 Edited 06/12/2009 23:09
У меня есть рациональное предложение: давайте прервем спор по отдельным деталям и обсудим имеющиеся данные в общем виде, иначе мы погрязнем в спорах о датах отдельных праздников в разные эпохи и терминологических проблемах типа тождества wp rnpt и pr Spdt.

Я попробую вкратце и в самом общем виде изложить то, что мне удалось накопать на сегодняшний день, а вы меня дополните.
Сразу оговорюсь: я отфильтровала доступную информацию по степени ее аргументированности. Необоснованные или малообоснованные предположения типа упоминавшегося выше года 365 1/4 у Барты оставлены за скобками, и я предлагаю далее их не обсуждать.

Итак.
I. В 1950 г. Ричард Паркер в книге The Calendars of Ancient Egypt выдвинул гипотезу о существовании в Египте трех календарей:
1- исходный лунный календарь, в котором первый день года приходился на первое новолуние после гелиакического восхода Сириуса. Как в любом лунном календаре, в нем было 12 месяцев по 29 и 30 дней, и раз в 2-3 года к ним прибавлялся 13-й месяц продолжительностью 29 или 30 дней. Таким образом, в лунном году было либо 354 дня, либо 383/384 (иначе с лунным годом быть не может, т.к. все его месяцы строго привязаны к фазам луны и просто добавить к 354 дням 11 дополнительных дней, чтобы подогнать продолжительность лунного года к солнечному, невозможно).
Согласно Паркеру, последний месяц лунного года именовался так же, как новогодний день - wp rnpt, а вставной 13-й месяц именовался DHwtyt.
2- гражданский календарь, насчитывавший ровно 365 дней: 12 месяцев по 30 дней + 5 дополнительных дней-эпагомен. Паркер избегает однозначного ответа на вопрос, когда именно этот календарь был введен, но тут мы можем опереться на достижение О. Д. Берлева (имеется в виду статья "Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия") и принять, что он был введен на 18 году правления Джосера, что соответствует 2767 или 2770 г. до н.э.: в этот день восход Сириуса пришелся на календарную дату I Axt 1.
3- вторичный лунный календарь, который был введен позднее - неясно, когда именно, но ясно, с какой целью: он понадобился для того, чтобы устранить нарастающее расхождение между исходным лунным календарем и гражданским, который сдвигался на 1 день каждые 4 года (это небольшое упрощение: на самом деле иногда и раз в 3 года, т.к. цикл Сириуса тоже чуть-чуть подвижен - в течение одной "эры Сотис" таких трехлетий могло быть ок. семи). Количество дней во вторичном лунном календаре было, естественно, такое же, как и в исходном лунном, а отличие между ними состояло в том, что вторичный лунный календарь был привязан не к восходу Сириуса, а к первому дню гражданского года (например, начинался в первое новолуние после I Axt 1 по гражданскому календарю).

Натяжка в теории Паркера: существование дополнительного лунного месяца DHwtyt - это реконструкция, не подтверждаемая источниками. Тем не менее, само существование исходного лунного календаря сегодня практически не ставится под сомнение (см. ниже).

Тут пора договориться о терминах: во избежание путаницы предлагаю в дальнейшем пользоваться терминами "исходный лунный календарь", "гражданский календарь" и "вторичный лунный календарь" по-русски и "original lunar calendar", "civil calendar" и "сivil-based lunar calendar" по-английски.
Обратите внимание: сivil-based lunar calendar - ни что иное, как "вторичный (поздний) лунный календарь" по Паркеру.

II. По поводу двух лунных календарей были высказаны сомнения: Энтони Спэлинджер в 1994 г. заявил, что не видит достаточных оснований для постулирования вторичного лунного календаря (см. Spalinger Anthony J. (Ed.). Revolutions in Time: Studies on Ancient Egyptian Calendric).
Однако в 1997 г. Leo Depuydt (понятия не имею, как следует передавать его имя по-русски) издал книгу Civil Calendar and Lunar Calendar in Ancient Egypt, в которой он обосновал существование вторичного лунного календаря на трех источниках (см. прилагающийся файл - стр. 163 из его монографии, где эти источники процитированы). Ему же принадлежит статья Sothic Chronology and the Old Kingdom // JARCE 37, 2000, 167-186, где он тщательно собрал факты, свидетельствующие о существовании исходного лунного календаря (2 странички из этой статьи, где перечислены эти 7 фактов, тоже прилагаю).

III. В 1992 г. в книге Die chronologische Fixierung des ägyptischen Mittleren Reiches nach dem Tempelarchiv von Illahun Ульрих Люфт показал, что праздник wAg отмечался в Египте дважды: по гражданскому календарю и по лунному (монография 1992 года мне недоступна, но к этому вопросу Люфт вернулся в 1994 г. в упоминавшейся выше книге Revolutions in Time: Studies on Ancient Egyptian Calendric, его рассуждения также воспроизведены в статье L. Depuydt. Sothic Chronology and the Old Kingdom), причем в гражданском календаре его празднование приходилось на фиксированную дату I Axt 18, а в лунном - на 18-й день первого лунного месяца после восхода Сириуса (т.е. на ту же самую дату I Axt 18 по исходному лунному календарю!).
Наконец, в совсем недавней статье U. Luft. Absolute chronology in Egypt in the first quarter of the second millennium BC // Ägypten und Levante 16, 2006, 309-316 Люфт приводит любопытнейшее свидетельство, имеющее прямое отношение к нашему исходному вопросу о праздновании Нового года. Процитирую его полностью:
In the time of Marcus Aurelius the chronographer Vettius Valens said that Egyptians began their year by Thot 1, their natural year by the rise of the canicula. This states nourished the guess that the Egyptians used two forms of the year one beside the other.

Отсюда следует вывод: по крайней мере некоторые праздники в Египте двоились, и, похоже, Новый год отмечался дважды, так же, как и праздник wAg. Вероятно, праздники-двойники отмечались неодинаково, но в чем именно была разница, нам неизвестно. Более-менее понятно вот что: есть основания думать, что начало года отмечалось как по гражданскому календарю, так и по лунному. В первом случае оно было привязано к календарной дате гражданского (плавающего) календаря I Axt 1 (= 1 день месяца Тот), во втором - к астрономическому событию (восходу Сириуса).

Вот как-то так в целом. Я оставила в стороне целый ворох вопросов: названия месяцев, не вполне ясную роль вторичного лунного календаря, конкретные данные (или их отсутствие) для разных эпох, т.н. "феномен Бругша" и "феномен Гардинера", нумерацию ночи, предшествующей празднику (с этим феноменом связана дата I Axt 17 для праздника wAg в тексте Мединет Абу, см. последнюю названную статью Люфта), проблему "многозначности имен" (не исключено, что термин prt Spdt действительно мог переноситься на гражданский новый год, а термины wp rnpt и tp rnpt - применяться к обоим новогодним праздникам) и многое другое. Предлагаю в рамках форума это не обсуждать, не то утонем.

Parent By Александра Миронова Date 09/12/2009 01:08 Edited 09/12/2009 01:40
Марина, в Вашем письме я выделю две темы, которые мне хотелось бы развить. 

I. Виды праздников в Древнем Египте.

В календаре Мединет Абу выделяются две основные группы праздников: «сезонные (или ежегодные) праздники» (Hbw tp trw) и «праздники неба» (Hbw nw pt) (Nelson, Work in Western Thebes, 1934, p.51-52). Первые праздники были гражданскими и имели определенную дату в календаре, а вторые – соотносились с лунными явлениями (новолуние, полнолуние и т.д.) и отмечались каждый месяц. Любопытно, что в списке праздников tp trw стоит праздник Восхода Сириуса.
В отдельную группу я бы поместила праздники, которые можно назвать праздниками лунного типа. К ним относятся два вида праздников: 1) праздники, имевшие в календаре определенную дату и при этом косвенным образом соотнесенные с конкретным лунным днем – к таким относится, в частности, праздник-wAg (соотносился с 18-м лунным днем); 2) праздники, которые не имели в календаре определенной даты, поскольку проводились в определенный лунный день – такими были праздник Мина и Праздник долины, отмечавшиеся в новолуние. Здесь замечу, что праздник Мина в календаре Мединет Абу стоит в списке "ежегодных/сезонных праздников" и странным образом одновременно имеет конкретную дату в календаре (I Smw 11) и соотносится с праздником новолуния (Schott, 1950, №137-138).

Помимо У.Люфта праздники лунного типа изучал А.Спэлинджер. Так, он показал, что праздник +Hwty (I Axt 19) имел отношение к лунному циклу и 19-е число праздника означает разницу дней между лунным годом и солярным/гражданским годом (Spalinger A. Thoth and calendars//Revolutions in Time… P. 53).

II. Новый год.

Здесь, я думаю, стоит обратить внимание на календарь храма Эсны, где указаны три даты, имевшие отношение к празднику Нового года (даты и перевод привожу по: Sauneron S. Les fêtes religieuses d’Esna aux derniers siècles du paganisme. Le Caire, 1962, pp. 11, 25; есть в РГБ, шифр: Ин 65-12/100):

I Тота (= I Axt 1): «праздник открытия года» (wp-rnpt). 

9 Тота (= I Axt 9): «праздник Амона; праздник Ра, соответствующий тому, который предки называли “праздник открытия года”».

26 Паини (= II Smw 26): «праздник начала года» (видимо, tp(y) rnpt – сама надписи не видела).

Вот как в свое время эти даты объяснял А.Ромьё (Romieu A. Sur trois fêtes de nouvel an// ZÄS.1867. №5. P. 103).

I Тота –  праздник, который означал «открытие священного года (l’année sacrée) из 365 дней» (здесь и далее жирным шрифтом выделено мной – А.М.). Этот год соотносился с солнечным циклом и потому был подвижным.

9 Тота – «начало подвижного года… совпадение 1 Тота подвижного года с 9 Тотом александрийского года и, следовательно, с 6-м днем сентября юлианского года; совпадение, которое произошло в позднее время… и имело место в четырехлетний период 60-56 гг. до н.э… В эту эпоху еще велось строительство здания, где находился календарь». 
Ромьё дает и другое определение 9 Тота; привожу его в оригинале: «L’ouverture de l’année agricole, telle qu’elle avait dû être établie, lorsque l’année sacrée n’ayant encore que 360 jours, le 1er Thot s’etait trouvé en coïncidence avec le solstice d’été, de là a naturellement découlé la fixation du lever héliaque de Sothis au 20 juillet proleptique, et cette date a dès lors acquis une interprétation rigoureuse que la science mathématique seule ne pouvait lui donner”.

26 Паини – «напоминал, вероятно, совпадение 1 Тота с днем осеннего равноденствия»; это совпадение, как пишет Ромьё, произошло в позднее время, около 145 г. до н.э.

Выводы, которые можно сделать из работы Ромьё: 1) даты новогодних праздников, видимо, помещались в календарный список на протяжении длительного времени, по мере  строительства храма Эсны; 2) все праздники так или иначе были связаны с I Axt 1: один (1 Тота) – прямо, а два других (9 Тота и 26 Паини) – косвенно; 3) по крайней мере, два праздника, 9 Тота и 26 Паини, имели солярный характер и отмечали две из четырех вех солнечного цикла – летнее солнцестояние и осеннее равноденствие.
Для большей ясности попробую представить выводы Ромьё в виде уравнения, обозначающего смысловую взаимосвязь между праздниками:

         1 Тота                      =           9 Тота                =               

  (начало священного                (начало с/х года)                 
         года)                                        ↓                                          
                                          летнее солнцестояние                     
                                              Восход Сириуса          

    = 26 Паини
           ↓

осеннее равноденствие
                             
Parent - By Safronov Date 07/12/2009 23:30

>Саша, с этой мыслью я согласна – об этом я читала у М.Клагетт (Clagett M. Ancient Egyptian Science, p.259-260). Но ты приводишь практически конкретную дату восхода Сириуса для календаря Мединет Абу (30/28 день 1 месяца ахет), хотя ее там нет.


Я, к сожалению, не читал эту ученую даму, если она тоже так думает, это хорошо. Что касается моей точной даты, то я ее не с потолка взял и не из умной литературы, я ее постарался сам рассчитать и показал, как я это делаю, если есть вопросы по расчетам, могу пояснить, хотя сразу говорю, в правоте своей не уверен.

> как же тогда понимать, что в следующем листе, после листа с праздником Восхода Сириуса, идет дата праздника-Уаг I Axt 17?


Чего тебя с цифрами всё время так мотылает? :-) Праздник Ваг там датирован 19 днем первого ахет, а не 17-м (MH III, Pl. 154), где точность?! Почему поставили, не знаю, может, восход Сириуса был важнее, и несмотря на то, что Сириус вышел фактически позднее, они его без даты залепили перед Вагом и прочим.

> В Urk.4. 827 стоит не wp-rnpt, а Prt Spdt – «выход Сириуса» (строка 8-я). Это еще вопрос, назывался ли Восход Сириуса при Тутмосе III "wp-rnpt".


И со мной бывает.

>Но при этом в Urk. IV. 824. 9 wp-rnpt соотносится с 1-м днем Axt и т.д.


См. ранее.
Parent - By Александра Миронова Date 09/12/2009 00:58 Edited 09/12/2009 01:20

>Чего тебя с цифрами всё время так мотылает? :-) Праздник Ваг там датирован 19 днем первого ахет, а не 17-м (MH III, Pl. 154), где точность?!


Саша, ну не «мотылает» меня с цифрами (какие у тебя колоритные выражения: «не судьба», «мотылает»! :-) ). Я ценю твое стремление к точности – оно дисциплинирует.

Ты обратил внимание, на что я сослалась в своем письме от 5/12/2009, где я первый раз заговорила о Уаге? На list no. 24, line 646 – там стоит дата I Axt 17 в связи с Праздником кануна праздника Уаг, который я отнесла к программе самого праздника Уаг. В данном случае мне важно было провести границу между праздником Prt Spdt и праздником I Axt 17. Может быть, я не права и "канун Уага" никак не связан с самим праздником Уаг. Тогда я начинаю думать, а как следует понимать "канун праздника Опет" (II Axt 18) (list 28), вслед за которым идет "праздник Опет" (II Axt 19) (list 29): как самостоятельный праздник или как приготовление к Опету и начало его празднования – ведь, согласно стеле Пианхи, был праздник "Ночь праздника Опет", который имел непосредственное отношение к самому Опету (Urk. III. 14. 26-27, 15. 1-4; перевод Кацнельсона И.С. в «История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 133»). Если у тебя появятся какие-нибудь соображения по этому вопросу, поделись, пожалуйста.
Parent - By Safronov Date 09/12/2009 02:05
Эта твоя адская нумерация, вероятно, по Китчену? Ну да, так и есть, KRI 5, 144. К бесам ее, я тебе выслал ссылку на нормальное издание этого календаря (лучше по нему работать). Цеплялся я исключительно к тому, что было написано " дата праздника-Уаг I Axt 17". Но само-то празднество датируется 19 (а скорее все же 18-м, поелику там sic! стоит),а 17-е 1-го ахет - это ночь перед Рождеством, так сказать, но не сам праздник Ваг. Хотя мне уже эти Ваги-шмаги надоели порядком, так что вы, девушки, беседуйте тет-а-тет, а я если надумаю гавкнуть по поводу и без, непременно дам о себе знать. Единственное что хочу спросить на посошок: в каком, так сказать, "измерении" работал календарь мединет Абу, да и прочие (Эберса, Тутмоса III) - в лунном или в гражданском?
Parent - By Александра Миронова Date 10/12/2009 00:43 Edited 10/12/2009 23:58

>Единственное что хочу спросить на посошок: в каком, так сказать, "измерении" работал календарь мединет Абу, да и прочие (Эберса, Тутмоса III) - в лунном или в гражданском?


На твой вопрос я не могу дать однозначный ответ, поскольку календарные праздники имели неоднородный характер.
Учитывая, что в календаре Мединет Абу большинство праздников имело определенную дату, сам календарь можно считать гражданским (хотя, опять-таки, как быть с датой I Smw 11 праздника Мина? - см. выше).
Большая часть календарей Тутмоса III (а всего их было, по меньшей мере, шесть – см. El-Sabban S. Temple festival calendars…P. 13-38, Spalinger A. The Festival Structure of Thutmose III’s Buto Stele// JARCE 33 (1996), pp.69-76) содержала праздники, имевшие фиксированные даты; стало быть, эти календари (а именно: календари храма Ахмену, храма Амона-Ра в Карнаке, стелы из Буто, календари двух блоков храма Элефантины [блоки A, B – нумерация по Urk.IV. 823-824]) также можно отнести к разряду гражданских календарей. Но и здесь не все так просто, поскольку Элефантинский календарь дошел до нас в виде 4-х блоков, в одном из которых (блок D) находится астрономический праздник Prt Spdt с конкретной датой – III Smw 28. Есть еще календарь VI-го пилона Карнакского храма, составленный в 23-й год правления Тутмоса III и включающий, помимо прочего, праздники побед и праздники Амона-Ра (Urk.IV. 740-741). Эти праздники не имеют конкретной даты в календаре, а один из них вообще связан с Праздником долины, который, как я говорила ранее, отмечался в новолуние.

Можно предположить, что в некоторых календарях, представленных на стенах храмов, наблюдалось своеобразное совмещение двух календарных систем: гражданского календаря и лунно-звездного (предлагаю использовать такой термин, поскольку подвижный Prt Spdt не вписывается в группу лунных праздников). Возможно, такие календари создавались в определенный период правления того или иного фараона и реально «работали» только в год своего создания. Потом они служили лишь схемой проведения праздников, а те праздники, что были привязаны к астрономическому явлению (Праздник долины, Восход Сириуса и др.), проводились с учетом движения небесных тел. 
По проблеме календарей см., напр., работы А.Спэлинджера (Spalinger A. Three studies on Egyptian feasts and their chronological implications. Halgo, 1992; он же. The lunar system in festival calendars: from the New Kingdom onwards// Société d’égyptologie. 1995. №19. Р. 25-40).

С календарем папируса Эберса отдельная история. По нему написано множество работ, где порой сталкиваются совершенно противоположные мнения относительно характера календаря. Здесь все упирается в два вопроса: (1) как понимать названия месяцев, представленных в левой колонке списка (wp-rnpt, txy, mnxt и т.д.); (2) как соотносить названия месяцев левой колонки с месяцами центральной колонки (III Smw 9, IV Smw 9, I  Axt 9 и т.д.). Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведу сам календарь и обозначу левую колонку буквой А,  центральную – B, правую – C.
Ссылка на иероглифическую транскрипцию текста: [url=]http://www.culturediff.org/english/sirius8.htm [/url]

                    Календарь папируса Эберса
               (по: Beckerath//ZÄS, 1993, №120, s. 131)

Год 9-й правления царя Верхнего и Нижнего Египта +sr-kA-Ra   
                                  (Аменхотеп I)

      A            B               C

wp-rnpt  III Smw 9   prt %pdt
txy          IV Smw 9            
mnxt         I Axt   9             
@tHr         IIAxt   9           
kA-Hr-kA   III Axt  9         
Sf-bdt       IV Axt  9           
rkH(wr)     I prt   9             
rkH(nDs)   II prt   9                     
Rn(n)wtt   IIIprt  9                   
#nsw        IV prt  9                         
#nt-Xt(y)   ISmw  9                           
Ipt Hmt      IISmw 9                      

Относительно трактовки календаря существует две основные версии:
1) в колонке A представлены названия лунных месяцев, а в колонке B – соответствующие им названия гражданских месяцев (См. Barta, 1983, s. 20-22; Weggelaar, 1989, p.79-88; Krauss, 1992, s. 75-96; von Beckerath, 1992, s. 23-27);

2) месяцы колонки A – названия гражданских месяцев, являвшиеся неким шаблоном, на который накладывались соответствующие этим месяцам реальные даты гражданского года (колонка B) (Spalinger, 1989/90, p. 137-144; Luft, 1992, p. 109-114).

По мнению ряда ученых (Barta, Weggelaar), календарь Эберса является исходным лунным календарем, с которым определенным образом соотносился гражданский календарь. Причем календарный список Эберса уникален тем, что отражает практически полное согласование гражданского календаря и лунного, случившееся на 9-й год правления Аменхотепа I (Barta, op. cit., s. 22); иными словами, 1-й месяц лунного года (txy) соотносился с 1-м месяцем гражданского года (I Axt) - не буду здесь подробно говорить о том, как это происходило, отсылаю к Barta, Kalenderwesen, 1983, s. 21.
Список календаря Эберса, если следовать 1-й версии  (см. выше), открывается с лунного месяца wp-rnpt, поскольку в этот месяц на 9-м году правления Аменхотепа I произошло совпадение празднования дня вступления фараона на престол (III Smw 9) с восходом Сириуса и с новолунием (или со 2-м лунным днем).
Parent - By M.Panov Date 23/01/2010 20:30
У меня вопрос о правильности фонетического наполнения последнего названия. Почему Ipt Hmt? Знак B1 с большой долей вероятности не читается, см., например, мнение Sethe, 1914, S.23-34 - там он просто переводит Ипет и говорит в комментарии следующее:
"Ipt, Name der nilpferdgestaltigen Goettin, die beim Chonstempel von Theben als Mutter der Goetter, eine Form der Nw-t, verehrt wvorde. Spaeter Epiphi".
Parent - By Александра Миронова Date 23/01/2010 22:46 Edited 23/01/2010 22:54
Очевидно, прочтение Бекерата основывается на транскрипции календаря, приведенной в работе Паркера (Parker, Calendars, 1950, p. 38), - там стоит сочетание [mdc]i-p:t-U36-X1[/mdc].
Parent - By M.Panov Date 24/01/2010 13:04
не думаю что Паркер прав, а Зете приводит в иератике только сами детерминативы, а по ним нельзя судить по почерку в целом. Этот источник единственный, где употреблено это слово или у Паркера есть параллели, где чтение однозначно подтверждается? Для меня транскрипция Зете более авторитетна, чем Паркера.
Parent - By Александра Миронова Date 24/01/2010 14:23
Паркер не единственный, кто так читает. См. также Hornung, Untersuchungen zur Chronologie, 1964, p. 14: fig. 1; Depuydt, Civil calendar and lunar calendar, 1997, p. 91: fig. 8 (со ссылкой на Хорнунга; в работе Депюи приводится текст календаря в иератике - p. 91, fig. 6 - ссылка на издание Krauss 1992, p. 76). Еще можно привести Clagett, Ancient Egyptian science, 1995, p. 216; в этой работе дается подробный анализ календаря (текст календаря в иератике - fig. III.10).
Parent - By M.Panov Date 24/01/2010 14:28
один прочитал и все за ним повторяют, так часто бывает, если будет время - отсканируйте иератику, пожалуйста.
Parent - By Александра Миронова Date 24/01/2010 16:11 Edited 24/01/2010 16:15
Вот файлы с текстом календаря.

Attachment: Эберс.jpg (35.9k)
Attachment: Эберс-1.jpg (362.0k)
Parent By M.Panov Date 24/01/2010 17:47
спасибо
Parent - By M.Panov Date 24/01/2010 13:34
Посмотрел в Мёллера, где большей частью разобран папирус Эберса, для знака, идентифицированного Паркером как U36, соотвествует в справочнике номеру 483 (первый том), ссылка на календарь дана Мёллером только для первой строки - где стоит Hm n nsw-bjt, не для 13-й, да и если сравнить этот знак из первой строки с тем, что приводит Зете для 13-й - то они разные. Из чего можно сделать вывод, что и Мёллер не читал там слово "хемет". Чтение (с вопросом) у Зете как знак Мёллер 166 здесь тоже сомнительно, лишь для Эббота во втором томе совпадает. Конечный -t у Паркера тоже сомнителен, знак 575 у Мёллера для этого папируса такой формы не знает.
У Мёллера в приложении только одна страница из Эберса дана, а этот оборотный лист кто-то воспроизводил? Есть где посмотреть?
Parent - By Александра Миронова Date 24/01/2010 16:39
Кстати, в календаре т.н. астрономического потолка гробницы Сенмута второй месяц года, которому в календаре Эберса соответствует 10-й месяц, четко обозначается как Ipt Hmt (Neugebauer, Parker, 1960-69, vol. III, pl. 1).

Attachment: senmut.jpg (82.1k)
Parent By M.Panov Date 24/01/2010 17:45
Да, вот это то что нужно, параллель.
Parent - By M.Panov Date 23/01/2010 19:31
Только сейчас прочитал эти записи, Александр, ты для Эберса используешь Urk IV 44 или есть что то еще?
Parent - By Safronov Date 24/01/2010 17:05
У Хорнунга в его хронологии 1964 г. на с. 14 есть иероглифика этого дела. Вот картинка.
Parent - By M.Panov Date 24/01/2010 17:44
ну она ничем не лучше того, что усть в Urk IV 44, с той лишь разницей, что отличается. Без оригинала - бесполезна.
Parent - By Safronov Date 24/01/2010 20:52

>Без оригинала - бесполезна.


А ты что, оригинал купил что ли? :-) Мне для моих нужд пока хватает и этого.
Parent By M.Panov Date 25/01/2010 15:04
Ну, Александр, ну кому оригинал нужен после публикации факсимиле или хороших фотографий?
Это же оборот речи, что без воспроизведения иератики трудно понять, чья из двух авторитетных транскрипций заслуживает большего внимания. Тем более, что ко второй не было комментария, а к первой - есть.
Previous Next Up Topic Дискуссии / Вопросы прочие, не праздные / Календарь (hits: 90797)