Это странно, но принято считать, что мемфиская версия творения является "самой духовной", а гелиопольская, цитата Баджа: "дикой теологией", в смысле материальной, животной. Тогда как получается все иначе: ничего более приземленного чем культ Птаха не было, так как Птах связан самым что ни на есть материальным - жизнью, витальностью. Поэтому он и был таким популярным в массах что называется "до самого конца времен египетских"(потому что смысл его "деятельности" был понятен каждому). И нет никого более духовного (и непонятного!) чем Атум, Глава 175, перевод Матье:
«Ани:
— О Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!
— Ты будешь в ней жить с умиротворенным сердцем!
— Но в ней нет радостей любви!
— Я дал просветление вместо воды, воздуха и радостей любви, умиротворение сердца — вместо хлеба и пива!»
подойдите к любому представителю любой религии, и он вам прямо скажет, что эта фраза - корень всякой духовности.
К слову, и здесь Матье неточна, в тексте нет "просветления", вместо этого там упоминается Ах, которое интерпретируют как просветление (в переводе М.А Чегодаева тоже "просветление"). Это возвращаясь к вопросу замены Ах и Ба на размытые и бессмысленные русские и английские якобы эквиваленты, как в приведенном отрывке и как здесь например:
http://www.pyramidtextsonline.com/plan.html "The following is the complete text from the Pyramid of Unas and based on translations by Faulkner, Piankoff and Speleer".