АБИДОС (ЭЛЬ-АРАБА-ЭЛЬ-МАДФУНА)

, ,

греческий ,

коптский .

Один из самых древних культовых центров Осириса, вытеснившего здесь местное божество Хенти-Иментиу, имевшее облик шакала. Абидос располагался в VIII номе Верхнего Египта. Столицей нома был до сих пор не найденный город Тин, колыбель двух первых династий, именуемых тинисскими. Развалины, сохранившиеся на западном берегу Нила на границе с пустыней напротив города Баллана, можно разделить на три группы. Первая — северная, с разрушенным храмом Осириса-Хенти-Иментиу и большое кладбище к востоку и югу от него. Центральная группа состоит из небольшого храма, кладбища и гробниц царей тинисской династии. Одна из этих гробниц, построенная для царя Джера, со времен Аменхотепа III считалась кенотафом Осириса. Среди здешних гробниц эпохи Древнего царства следует упомянуть гробницу Уни, вельможи времен Тети, Пепи I и Меренра со знаменитыми биографическими надписями, найденными Мариеттом и хранящимися сейчас в Каирском музее. Третья, восточная группа включает в себя лучше всего сохранившиеся сооружения времен XIX династии, среди которых — знаменитые храмы Сети I, Рамсеса II.
Абидос исследовали многочисленные экспедиции. Установлено, что уже в доисторические времена (Накада I и II) этот регион уже был населен. Здесь нашли печи для сушки зерна, весьма типичные для той эпохи (T. E. Peet, Cemeteries of Abydos II, pp. 7–13). К этому же периоду относятся многочисленные кладбища, среди которых наиболее важным является Умм эль-Кааб, где были найдены гробницы царей I и II династий в окружении двух некрополей знати (E. Amelineau, Les nouvelles fouilles d’Abydos,1895–1898, I–III, 1899–1905; F. Petrie, The royal tombs of the First Dynasty, I–II, 1900–1901, E. Naville, The cemeteries of Abydos, I, 1914). Ранее считалось, что эти гробницы с царскими стелами, печатями и погребальной утварью были настоящими царскими усыпальницами. Но открытия Эмери в Саккаре пролили новый свет на эту проблему. По-видимому, уже в те времена существовал обычай сооружать для царя две гробницы — в священном городе Осириса Абидосе и в Саккаре, около Мемфиса. Присутствие умершего царя в двух царствах подчеркивало их недавнее объединение. Но в какой именно гробнице находилась царская мумия неясно по сей день. С 1977 г. Немецкий Археологичский Институт занимается систематическими исследованиями этого некрополя, который слишком быстро раскопал Амелино (в ходе своих раскопок он открыл 150 гробниц за четыре дня без какого-либо научного метода поисков!). Обнаружены гробницы Хора Аха, Джета, Дена (Удиму) и Каа — фараонов I династии, инкрустации, печати, сосуды с надписями, в которых хранились сельскохозяйственные продукты обеих земель, табличка из слоновой кости с именем Хора Каа и скипетр-«хека».
На холме к северо-востоку от царского некрополя найдены остатки двух крепостей, обнесенных стенами из сырцового кирпича. Одну построил фараон Перибсен (II династия), другую, сохранившуюся лучше – последний фараон этой династии Хасехемуи. В 1977 г. к югу от Абидоса была обнаружена маленькая ступенчатая пирамида, получившая название Синки.
Питри нашел в северной части Абидоса фундамент храма эпохи I династии (Petrie, Abydos I–II, 1902–1904). Этот поначалу скромный храм перестраивался уже во времена II и III династий. При IV и V династиях он также претерпел изменения. Пепи I (VI династия) воздвиг здесь два каменных портала, вход с колоннами и другие сооружения, которые указывают на то, что храм предназначался для процессий и был близок к более позднему храму Сенусерта I на территории Великого храма Амона в Карнаке. Питри нашел в этом храме многочисленные алебастровые вазы, изделия из меди и таблички с картушами Пепи I и II. Благодаря раскопкам Питри мы знаем, что в те времена храм еще был посвящен богу местного некрополя Хенти-Иментиу.
Ментухотеп I возвел к западу от древнего храма портик и алтари, его наследник Ментухотеп II Санхкара тоже оставил здесь следы своей деятельности. Сенусерт I, напротив, сравнял с землей разрушившийся к тому времени храм и воздвиг новый на том же месте, но по другому плану. Храм стал больше и был ориентирован по оси восток—запад, в отличие от прежнего, ориентированного по оси север—юг.
В эпоху XVIII династии Аменхотеп I возвел здесь небольшую часовню в честь своего отца Яхмоса. Эта часовня позднее вошла в новый храмовый комплекс, созданный Тутмосом III и Аменхотепом III. Здесь было установлено два пилона, один из которых был гранитным, и была проложена дорога для торжественных процессий, ведущая к некрополю. От нового храма уцелели лишь остатки фундаментов.
Дольше всего сохранялась часовня Яхмоса, пережившая преобразования Рамсеса III и саисской династии. Когда Питри начал раскопки, ее стены были еще полуметровой высоты. Судя по остаткам фундаментов, последняя фаза строительства храма относится к временам Априя, Амасиса и Нектанеба I. Со времен Среднего царства, некрополь которого расположен между храмовым комплексом и крепостью эпохи II династии, в Египте установился обычай помещать в Абидосе кенотафы или погребальные стелы, чтобы обеспечить умершему покровительство Осириса, владыки загробного мира. Эти символические памятники варьируются от простейших стел до величественных царских кенотафов разной формы.
Уже фараоны Среднего царства, например, Сенусерт III, воздвигали здесь свои кенотафы. Последний выстроил здесь также храм. Основатель XVIII династии Яхмос, за пределами храма, рядом с которым он соорудил свой кенотаф, возвел также кирпичное сооружение в форме пирамиды. Все эти памятники находятся в южной части Абидоса (Ayrton, Curelly, Weigall, Abydos III).
Самый знаменитый абидосский кенотаф принадлежал Сети I. Страбон (XVII, 1) оставил его описание. Это сооружение было задумано как символическая монументальная гробница Осириса, окруженная увенчанной деревьями насыпью (H. Frankfort, The Cenotaph of Seti I at Abydos, I–II).
Рядом с кенотафом, иногда именуемым Осирионом, Сети I возвел знаменитый храм, завершенный и расширенный Рамсесом II (J. Capart, Le temple de Sethi Ier; Calverley, The temple of King Sethos I at Abydos, I–IV). Страбон называл его Мемнониумом. Это сооружение на первый взгляд отходит от классической схемы египетского храма. За пилоном в нем находилось два широких двора. В первый зал с двумя рядами колонн вели семь входов, частично перестроенных в ниши Рамсесом II. Они находились на одной оси со следующими семью входами, ведущими в гипостильный зал, заканчивавшийся семью часовнями, каждая из которых была посвящена своему божеству. Центральная — Амону, боковые — Исиде, Ра-Хорахти, Осирису и Хору. К часовне Ра-Хорахти примыкала часовня Птаха, а последняя часовня была посвящена культу самого царя, Сети I. Один из выходов второго гипостильного зала вел в помещение, отведенное для культа Птаха-Сокара и Нефертума, второй — в галерею со знаменитым списком египетских царей, позволяющим установить последовательность их правления.
В северном углу храмовой территории найдены остатки храма, который Сети I возвел для своего отца Рамсеса I (H. Winlock, The temple of Ramesses I at Abydos). В 1979–1983 гг. Обществом исследования Египта были продолжены раскопки на этой территории, что позволило завершить замечательную публикацию этого храма, начатую в 1933 г. А. М. Калверлеем.
Западнее расположен храм Рамсеса II (Mariette, Abydos II), на внешних стенах которого изображена битва при Кадеше. В этом храме был найден еще один царский список, хранящийся ныне в Британском музее.
Во времена Мернептаха проводилось много работ по перестройке и отделке храмов, но после эпохи Рамессидов Абидос утратил свое значение и до нас дошло весьма незначительное количество посвятительных стел последующих эпох. В саисский период культ Осириса в Абидосе возродился. При Птолемеях и римлянах Абидос посещали туристы и паломники, оставившие свои имена на стенах храмов (Perdrizet, Les graffiti grecs du Memnonium). Но уже Страбон, восхищавшийся кенотафом и храмом Сети I, писал, что прежде Абидос был городом, равным Фивам, теперь же он — просто деревня. В эту эпоху за большим храмом Сети I находился оракул бога Беса. Изменился и характер местного некрополя. Здесь появились кладбища животных: ибисов, собак; культ рыб также не был чужд Абидосу (Ch. Desroches-Noblecourt, Melanges K. Michalowski, pp. 71–81).
В коптский период некотрые рельефы, в том числе и часть царского списка, были разрушены. Главные гробницы были приспособлены для нужд христианского культа.