АЛЕКСАНДРИЯ

греческий .

Зимой 332–331 гг. до н. э., Александр Македонский основал новый город на месте небольшого египетского городка, носившего название (по-гречески ), располагавшегося на берегу Средиземного моря в VII нижнеегипетском номе. В династический период этот городок был укрепленным пунктом, защищавшим Египет от набегов морских пиратов. Географическое положение этого поселения придавало ему, как позднее и Александрии, исключительную стратегическую ценность. С северо-запада естественной защитой служило Средиземное море с небольшим островом Фарос, находящимся на расстоянии менее одного километра от берега, с юго-востока — озеро Мареотис. Остров Фарос упоминается уже в греческих мифах и поэмах Гомера (Одиссея IV, 351). Некоторые исследователи усматривают в ныне затопленных развалинах портовых сооружений, обнаруженных недалеко от этого острова, остатки древнеегипетских построек. По мнению других, эти сооружения относятся к эллинистическому периоду.
Строительство нового города с регулярной планировкой уличной сети, возводимого по проекту знаменитого греческого архитектора Дейнократа из Родоса, быстро продвигалось вперед. Работы велись под началом другого греческого архитектора, Клеомена, выходца из соседней греческой колонии Навкратис. При Птолемее I Александрия становится столицей Египта, а при Птолемее II наступает период ее расцвета. В течение нескольких веков под эгидой Птолемеев Александрия превратилась в крупнейший античный торговый центр, став огромным космополитическим городом и настоящей культурной столицей эллинистического мира. Древние авторы приходили в восторг от великолепного нового города, не имевшего себе равных в мире. Страбон (XVII, 8 sq.) и Диодор (XVII, 52, 5) оставили нам довольно точные описания Александрии времен Птолемеев. Картину древней Александрии дополняют римские авторы, а также христианские и арабские источники (см. библиографию к книге A. Calderini, Dizionario dei nomi geografiici e topografici dell'Egitto greco-romano I, 9, 1935; O. Puchstein, Pauly-Wissowa, Real Encycl. I, col. 1376–1398, 1894).
Известно, что египетский городок Ракотис, полностью поглощенный новой столицей, сохранил характер квартала, населенного коренными египтянами. Греки селились, в основном, в центре города, в так называемом Неаполе, и в квартале, примыкавшем к гавани Брухейон, где располагалась царская резиденция — Регия. Жители других народностей также имели собственные кварталы, например, в Александрии существовал еврейский квартал. Страбон упоминает о западном квартале — Некрополе, и о восточном предместье — Никополе, где находились амфитеатр и ипподром. К югу от Никополя позднее возник квартал Элевсин (см. базовые публикации: E. Breccia. Alexandrea ad Aegyptum. Bergamo, 1919 и 1922; A. Bernand. Alexandrie la Grande, 1966; A. Adriani. Repertorio, Architectura, 1966; C. Jacob, Alexandrie IIIe siecle av. J.-C. Tous les savoirs du monde ou le reve d’universalite des Ptolemees, F. de Polignac ed., 1922. P. M. Fraser. Ptolemaic Alexandria, I–III. Oxford, 1972).
Город простирался вдоль моря, как и современная Александрия. По сведениям Страбона, его длина составляла 30 стадий, т. е. более 5 км, а ширина от 7 до 8 стадий, т. е. менее 1,5 км.
Наряду с роскошными дворцами в царском квартале на полуострове Лохиада, внимание привлекали портовые сооружения, храмы, общественные здания, широкие улицы и разветвленная система цистерн и отстойников, подводивших воду через подземные акведуки из Нильского канала, пересекавшего город с юга на север. Особенного внимания заслуживал знаменитый Фаросский маяк, построенный Состратом Книдским при Птолемее II. Он соединялся с берегом посредством дамбы, называвшейся гептастадием. Это сооружение считалась одним из чудес света. Маяк возвышался в восточной части острова вплоть до начала XIV в., когда он был разрушен в результате землятресения. В конце XV в. на его месте по приказу мамелюкского султана Кайт Бея был построен форт, для строительства которого использовали большую часть кладки маяка. В 1993 г. подводные археологические исследования показали, что морское дно вокруг форта устлано многочисленными колоннами и архитектурными деталями. По сторонам от гептастадия находились две морские гавани: главная — с северо-восточной стороны, вторая — западная гавань, называвшаяся Евност, — соединялась с меньшим речным портом, расположенным на озере Мареотис. Канал заканчивался прямоугольным искусственным портом — Киботом, представлявшим собой часть гавани Евност (G. Jondet, Atlas histor. de la ville et des ports d’Alexandrie, 1921).
Географическое положение Александрии было необычайно благоприятным с экономической и политической точки зрения. С одной стороны, город контролировал внутреннюю территорию Египта, богатого продуктами земледелия. С другой стороны, в его распоряжении имелся великолепный порт, являвшийся в те времена центром экономической и политической жизни Восточного Средиземноморья.
Такое географическое положение имело и свои минусы. Громадные волны, вызванные землетрясениями на дне моря, часто обрушивались на побережье, разрушая нижние кварталы города. Об этом упоминает уже Страбон, а также Дион Кассий и прочие авторы (см. F. Petrie, Changes in the Egyptian Coast, Ancient Egypt, June 1935, part I). Множество памятников было разрушено, остатки некоторых из них оказались под водой. Несмотря на эти повреждения, а также разрушения в ходе военных столкновений, которые часто сотрясали Александрию со времен ее захвата Цезарем (47 г. до н. э.), она еще в 642 г., после капитуляции войскам халифа Омара в результате осады, длившейся 14 месяцев, поражала арабов остатками своего прежнего блеска. В Новое время, после завоевания Египта турками, Александрия потеряла свое прежнее значение важного торгового центра. Когда в 1798 г. армия Бонапарта высадилась в 12 км к западу от древнего порта, в городе, где некогда насчитывалось полмиллиона жителей, проживало всего 6000 человек, ютившихся на мысе, сформировавшемся по обеим сторонам от занесенного илом гептастадия.
Несмотря на то, что в течение веков руины города служили каменоломнями, остатки древних сооружений, описанные учеными, сопровождавшими Наполеона, представляли значительный археологический комплекс (Description de l’Egypte, Ant. V, pl. 31 и II, современное состояние).
Если бы в те времена на гигантском пространстве развалин античного города начались систематические раскопки, Александрия дошла бы до нас в состоянии, сравнимом с Помпеями. Но через несколько лет после похода Наполеона основатель новой династии, вначале хедивов, а затем султанов, Мухаммед-Али, решил выстроить на территории древней Александрии большой морской порт. Быстрое развитие нового города, менее чем за 100 лет вновь ставшего крупнейшим торговым центром Средиземного моря и насчитывающего сегодня около 6 миллионов жителей, повлекло за собой потерю античной столицы для систематических раскопок. Один из самых крупных городов мира доныне остается хуже изученным, нежели многочисленные менее важные территории.
Древние источники донесли до нас названия, а иногда и описания многочисленных античных сооружений, находившихся на территории города. К ним принадлежала, прежде всего, знаменитая александрийская библиотека, насчитывавшая при Птолемее Филадельфе более 400 000 свитков папируса. Позднее, при Юлии Цезаре, когда она была сожжена, их число по некоторым сведениям достигало 700 000. Эта библиотека, которую можно считать старейшим в мире высшим учебным заведением, составляла часть ансамбля, называвшегося Музеем (Мусейоном) (E. A. Parsons, The Alexandrian Library, 1952). Среди прославивших ее ученых были самые блистательные греческие умы эллинистической эпохи, такие, как математик Эвклид, астроном Аристарх, географ Эратосфен. Поэты Феокрит и Каллимах, художники Апеллес и Антифил придавали блеск интеллектуальной и художественной среде Александрии (см. L. Canfora, La veritable histoire de la Bibliotheque d’Alexandrie, 1986).
Маяк, здания Посейдония с храмом Посейдона, великолепный торговый эмпорий, Тимоний и Апостасей — крупные торговые склады в порту, верфи — неории или навалии, дворцы и театр в царском квартале, храм Исиды, Арсинойон — таковы были основные постройки, находившиеся при Большой гавани. От них ничего не осталось. Та же участь постигла памятники, некогда расположенные в центре города: агору, тетрапилон, стою, Адрианейон, святилища Агатодемона, Диониса, Гермеса, Гефеста, Кроноса, Тихе и несколько храмов Исиды. Неподалеку также находились дворец Адриана, мавзолей Александра Македонского, гимнасий, Панейон, ворота Солнца и Луны, возведенные Антонином Пием; Дикастерион и, наконец, знаменитые гробницы Птолемеев, огромный общий мавзолей царей этой династии, называвшийся Птолемейоном, и гробница, построенная по приказу Клеопатры, для Антония и для нее самой.
В нашем распоряжении находятся археологические свидетельства местоположения лишь четырех из вышеперечисленных архитектурных памятников древней Александрии. Речь идет, прежде всего, о Цезарейоне, храме, строительство которого было начато Клеопатрой в честь Антония, а завершено Августом, при жизни посвятившем его императорскому культу. На 18 году своего правления он приказал установить перед ним знаменитые "иглы Клеопатры", два обелиска, которые когда-то были поставлены в Гелиополе Тутмосом III. Еще в конце 70-х годов XIX в. они находились на своем месте, приблизительно там, где располагается современный отель Метрополь. Первый обелиск с 1878 г. можно увидеть в Лондоне, на берегу Темзы; второй с 1881 г. — в Центральном парке Нью Йорка. В нескольких метрах к югу от их прежнего места Центру изучения Александрии удалось в 1992–1993 гг. расчистить два участка, освобожденных в результате сноса находившихся на них кинотеатров и зала для игры в бильярд. Эта акция по спасению археологических древностей, проведенная в центре города, позволила добраться до эллинистических слоев, лежавших ниже уровня грунтовых вод. Здесь были найдены многочисленные надписи, в одной из которых упоминаются "изображения Цезарей", что лишний раз подтверждает место расположения Цезарейона.
Кроме того, нам известно местонахождение одного из храмов Исиды и Сераписа, возведенного Птолемеем IV и Арсиноей III. Следы фундамента этого здания найдены на пересечении современных улиц Аль-Горрея и Шериф.
Третьим памятником, местоположение которого установлено, является большой храм Сераписа в квартале Ракотис, известный как творение архитектора Пармениска. В ходе раскопок под руководством А. Роу были обнаружены остатки его фундамента и находившаяся поблизости молельня Харпократа ("Discovery of the famous temple and enclosure of Serapis in Alexandria", Suppl. ASAE 2, 1946). К настоящему моменту не осталось никаких следов наружных частей этих сооружений. Однако сохранилось несколько вырубленных в скале коридоров, которые, возможно, служили помещениями, где совершались мистерии Сераписа. Ниши этих коридоров могли служить для хранения папирусов из библиотеки, находившейся при этом храме. На территории храма Сераписа возвышается единственный сохранившийся монументальный памятник оставшийся от городского ансамбля позднеантичной эпохи. Речь идет о колонне Помпея, в действительности возведенной в честь Диоклетиана после 297 г., когда император подавил длившийся 8 месяцев мятеж жителей города. Высота колонны, высеченной из красного гранита, вместе с базой и капителью составляет 26,85 м. Она поражала всех европейских путешественников, посещавших Египет начиная с XV в.
Четвертым античным сооружением, место расположения которого нам доподлинно известно, является храм Посейдона. Фундаменты его стен были обнаружены при строительстве автостоянки возле мечети Каида Ибрагима (см. М. Rodziewicz, A.Abdel Fatah, "Recent Discoveries in the Royal Quarter of Alexandria", BSAA 44, 1991, p.131–150).
Хотя у нас мало точных данных о топографии древней Александрии, случайные находки, связанные, чаще всего, с возведением современных зданий, античные описания и документация, подготовленная учеными — создателями Института Египта, а также их последователями еще до периода бурного роста города, позволили Махмуду эль-Фалаки уже в 1872 г. опубликовать гипотетический план древней Александрии. Этот план и сегодня представляет огромную ценность, хотя сделанные позднее открытия повлекли за собой множество его уточнений и корректировок. Однако по-прежнему остается сомнительным, соответствует ли план Фалаки, воспроизводящий сеть важнейших улиц римской Александрии, плану города времен Птолемеев. Сложность его проверки связана с тем, что в центральной части города культурный слой эпохи Птолемеев располагается очень глубоко, а в прибрежных кварталах постройки раннего периода находятся под водой.
Еще недавно кроме колонны Помпея, Серапейона и архитектурных фрагментов, открытых во время раскопок, к которым относится, например, часть позднеримской колоннады, обнаруженная в районе улицы Наби Даниэль, единственными доступными комплексами памятников, восходящими к эллинистическим временам, были остатки надгробных сооружений. К древнейшим среди них относятся некрополи, найденные в современных кварталах Шатби, Сиди Габер, Мустафа-паша и Анфуши. По своей планировке они близки к тогдашним жилым домам; часто имеют внутренний двор с перистилем и боковые помещения. Их росписи восходят к так называемому инкрустационному стилю, типичному для эллинистической жилой архитектуры и ранних домов Помпеи.
Наиболее богатые гробницы были обнаружены в квартале Гадра. Найденные в них памятники в настоящий момент хранятся в Греко-римском музее в Александрии. Из упомянутых выше некрополей и случайных находок в различных частях города происходят мозаики, многочисленные сосуды и керамические изделия, но прежде всего скульптуры, в большинстве случаев сохранившиеся лишь частично, но тем не менее дающие наглядное представление о характере эллинистической скульптуры Александрии. Ее характерной чертой является мягкая моделировка тела и типичный прием сфумато, смягчающий контуры глаз (A.Adriani, Repertorio, seria A: sculture, 1961; id., Documenti e ricerchi I-II, 1946–1948). Некрополь Гадры не был сохранен как исторический памятник.
Вторая группа гробниц относится к римскому периоду — концу I–II вв. н. э. Эта группа включает в себя катакомбы Мекс (Вардиан), Ком-эш-Шукаф, а также гробницу с росписями, открытую недавно в районе улицы Тигранэ-паша. Из этих трех памятников самым значительным являются катакомбы Ком-эш-Шукаф, обнаруженные в 1892 г. Дж. Ботти. Они представляют собой высеченный в скале гипогей, имеющий несколько этажей. Его центральная часть имеет вид круглого колодца, ведущего в прямоугольный в плане зал, напоминающий триклиний, и в погребальную камеру с тремя нишами. Вокруг этих главных помещений находится несколько боковых (Expedition Ernst von Sieglin I, Die Nekropole von Kom esch-Schukafa).
Для живописного и рельефного декора гробниц характерен типичный для Александрии раннеримского периода эклектический египетско-эллинистический стиль. Так, например, древнеегипетские божества, участвующие в церемонии мумификации, одеты в греческие одежды и римские доспехи. Рядом с саркофагами, украшенными гирляндами и греческими масками встречаются фризы с кобрами и прочие мотивы, типичные для декора египетских храмов и гробниц.
В центре города, на месте цитадели наполеоновского времени, называемой Ком-эль-Дикка, в 1960 г. во время польских археологических раскопок был обнаружен целый квартал жилищ позднеримской эпохи, монументальные римские термы, развалины цистерн, подававших воду для этого общественного сооружения, тщательно выполненная сеть водостоков, и то, что чаще всего определяют как театр. На самом деле, речь идет об одеоне, первом сооружении этого типа, найденном в Египте (см. M. Rodziewicz, Alexandrie III. Les habitations romaines tardives d’Alexandrie a la lumiere des fouilles polonaises a Kom el-Dikka, 1984).
Все эти постройки относятся к позднеримскому периоду, но они являются в данный момент единственными сохранившимися памятниками городской архитектуры древней Александрии. Можно утверждать, что результаты этих раскопок в значительной степени изменили существовавшие до сих пор представления о топографии города. Так, например, холм, считавшийся древним Панейоном, оказался искусственной насыпью времен арабских завоеваний и наполеоновского похода.
Обнаруженные в Александрии термы принадлежат к числу лучше всего сохранившихся памятников среди такого рода сооружений, открытых на территории Египта. Высота некоторых частей их стен достигает 6 м. Открытая рядом с термами система осадочных цистерн позволяет пролить свет на одну из важнейших археологических проблем древней Александрии. Этот город принадлежал к числу центров древнего мира, наилучшим образом снабжавшихся водой. Еще в середине XIX в. в Александрии насчитывалось 700 цистерн, из которых в наше время известны всего лишь две или три. Одна из них, цистерна эль-Наби, выставлена на всеобщее обозрение неподалеку от Греко-римского музея. Некоторые трехэтажные цистерны, покоящиеся на гранитных столбах, неоднократно подвергались переделке в христианскую и арабскую эпоху.
Обнаруженная польской экспедицией театральная постройка на Ком-эль-Дикка хранит следы трех этапов ее создания. Сам план одеона восходит, по-видимому, ко II в. до н. э. Возможно, он был дважды перестроен и уменьшен. В качестве сидений были использованы мраморные блоки фризов и архитравов, принадлежавших более ранним зданиям, скрытым под водой у берега. Под этими блоками были найдены монеты Констанция III (337–361), которые позволяют установить приблизительную дату того периода, когда в верхней части одеона располагались полукруглые ложи, а вершину аудиториума украшали монолитные колонны из гранита и мрамора.
В ходе последнего этапа строительства стена сцены была снесена, а аудиториум перекрыт куполом из кирпича. Это здание было местом христианского культа, о чем свидетельствуют обнаруженные здесь мраморные консоли с мальтийскими крестами. Судя по монетам, найденным в развалинах под лежащими колоннами, свод обрушился в VI в. Это событие, возможно, было связано с одним из землятресений, частых в Александрии, как и на всем побережье Египта и Сирии.
Одеон был обнаружен в состоянии, позволяющем провести его частичную реставрацию, первый этап которой был реализован в 1967 г. польскими специалистами (архитектор В. Колонтай). Недостающие фрагменты центральной части аудиториума были дополнены каменными блоками из Мокаттама. Были установлены также некоторые лежавшие на земле колонны.
Не один лишь театр был превращен в христианскую эпоху в храм или молельню. Та же участь постигла множество других древних памятников, в первую очередь храмы, упоминания о которых мы находим в древних источниках. Так, храм Крона был превращен в церковь св. Михаила, а Цезарейон — в кафедральный собор. Серапейон, возможно, был превращен в церковь Иоанна Крестителя.
Помимо языческих построек, перестраивавшихся в церкви, в Александрии существовали и новые христианские храмы, среди которых особого внимания заслуживают церкви св. Марка и св. Афанасия.
В конце IV в., во время преследования язычников патриархом Феофилом при Феодосии I, многочисленные памятники, здания и статуи были разрушены. Такая участь постигла храм Диониса, театр в царском квартале и, прежде всего, Серапейон. В 415 г. по приказу патриарха Кирилла был разрушен еврейский квартал, тогда же была убита и знаменитая гречанка Гипатия, преподававшая философию. Веком позже императрица Феодора, усиленно насаждавшая христианство в Нубии, приказала сжечь часть города, поскольку Александрия отказывалась признать ее ставленника, монофизитского епископа Феодосия.
Захват Александрии персидским царем Хосровом в 619 г., а затем завоевание ее войсками халифа Омара в 642 г. положили конец развитию древнего города. Мощные крепостные стены, которыми Александрия славилась с эллинистических времен, сильно пострадали во время битв. В IX в. по приказу арабского правителя Египта Ахмеда ибн-Тулуна они были частично разобраны, а их блоки использованы для возведения арабских укреплений, окружавших значительно меньшую территорию. Этот момент можно считать символом окончательного упадка некогда великолепной Аlexandrеa ad Aegyptum, историческая роль которой закончилась гораздо раньше, после основания арабами новой столицы Фустат.
В качестве археологического центра Александрия имеет одну особенность — загадку, отличающую ее от других крупных комплексов древних руин. Этой загадкой остается мавзолей Александра Македонского, поскольку до сих пор неизвестно, где находится знаменитая Сема — некрополь великого завоевателя и его преемников. Уже в конце IV в. Иоанн Златоуст не мог сказать, где находилась могила Александра Великого. По этому поводу высказывались многочисленные гипотезы и интересные предположения (см. A. Adriani, Annuario Mus. rom. 1935–1939; M.L. Bernhard, Rev. Arch. 1956; A.J.B. Wace, Univ. Faruk I, Bull. Fac. of Arts II, 1944; A.Lane, ibid. V, 1949), равно как и фантастические идеи, не имеющие под собой никакой научной основы.
Парадоксально, что неминуемый рост современного города, возможно, позволит больше узнать о плане античной Александрии. Зажатая в тиски между Средиземным морем и озером Мареотис, Александрия, несомненно, должна будет решиться на перемещение некрополей для освобождения места, и будет вынуждена строить новые здания на месте древних памятников. Если археологи смогут вмешиваться в этот процесс и вести раскопки на строительных площадках, то через несколько лет появится подобный мозаике план античного города, составленный из археологически исследованных участков на заново застраиваемых территориях. В 1993 г. такие раскопки были начаты к югу от Сильсилы, в том месте, где когда-то находились царские дворцы. Там были найдены две великолепные эллинистические мозаики, восходящие к II в. до н. э.: на одной изображена собака, сидящая рядом с перевернутой металлической вазой, а на другой — сцена состязания черного и белого борцов в палестре.

К западу от Александрии находится поселение Тапосирис Магна, где удалось отреставрировать небольшую башню, силуэт которой повторяет облик знаменитого фаросского маяка. В ходе местных раскопок археологи занимались и средиземноморским побережьем, где были сделаны важные находки.
Самая интересная из них была сделана случайно, в 1986–1987 гг., в Марина эль-Аламейн, в нескольких километрах к востоку от места крупного сражения 1942 г. Закладывая фундамент большого курортного поселка, строители обнаружили остатки города эпохи Империи. На этом обширном участке, вытянутом на 1 км с востока на запад и на 500 м с севера на юг, который с большой долей вероятности отождествляют с Левкапсием или с Антифрами, египетская Служба древностей и Польский Центр Средиземноморской археологии обнаружили архитектурные постройки очень высокого уровня: виллы, бани, складские помещения, большую цистерну и общественные здания. В некрополе, расположенном к юго-западу, найдены гробницы с оригинальной планировкой наземной части, в которой располагались свинцовые гробы. В 1991 г. впервые на территории северного Египта обнаружили мумию с файюмским портретом.
Далее в западном направлении, в Умм эль-Рахаме, на расстоянии 30 км от Мерса Матруха, в ходе земляных работ было обнаружено 6 гробниц эпохи XXVI династии, расположенных недалеко от того места, где в 50-е годы раскопали храм при крепости Рамсеса II. В самом Мерса Матрухе в 1989 г. в ходе археологических поисков на одном из островов лагуны университет Пенсильвании установил, что в XIV–XIII вв. до н. э. эта местность была занята чужеземными моряками, осуществлявшими коммерческие связи, прежде всего с Кипром, керамика которого была найдена здесь в изобилии.