АХЕТАТОН (ТЕЛЛЬ ЭЛЬ-АМАРНА)

«Небосклон Атона».

Арабское селение, название которого происходит от слова Телль («холм») и наименования арабского племени аль-Амран, на восточном берегу Нила, недалеко от города Маллави в Среднем Египте. В этом пустынном месте, с одной стороны граничащем с обрабатываемыми землями и защищенном горами с востока, Аменхотеп IV (XVIII династия) основал новую столицу государства. Это произошло после того, как, приняв имя Эхнатона, он порвал со жрецами Амона и установил государственный культ бога Атона (солнечного диска). Место для столицы в XV номе Верхнего Египта было выбрано не случайно: оно располагалось на полпути от древнего Мемфиса к Фивам и прежде не было посвящено какому-либо божеству.
Город был окружен пограничными стелами, одиннадцать из которых сохранились на своих местах на склонах гор, окружающих город с востока. Еще три были найдены на западном берегу Нила: фараон включил в территорию города часть плодородных земель на левом берегу реки. Три стелы относятся к четвертому году правления фараона, остальные — к шестому. Тексты на стелах рассказывают о мерах, предпринятых для обозначения границ города, и предостерегают тех, кто вознамерится разрушить стелы. На стеле, относящейся к восьмому году правления Эхнатона, высечена клятва царя не расширять границы территории Атона. Весь город вместе с храмовым комплексом и царским дворцом был построен за неполных 10 лет. После смерти царя город был заброшен — его преемник вновь сделал столицей Фивы. Последний фараон XVIII династии, Хоремхеб, велел разрушить святилище Атона.
Короткий период амарнской реформы был весьма существен для культуры Египта. На клинописных табличках из царских архивов (Mercer, The Tell el-Amarna tablets I–II) сохранилась переписка с вавилонскими, хеттскими, митаннийскими царями, а также сирийскими и финикийскими вассалами Египта: эти памятники представляют собой бесценный исторический документ. Они были найдены в 1897 г. феллахами, долгие годы распоряжавшимися ими по своему усмотрению. Было обнаружено около 320 табличек, что побудило продолжить здесь систематические раскопки, начатые еще Питри в 1891 г. (W. M. F. Petrie. Tell el-Amarna. London, 1894). В 1893 г. Масперо расчистил скальные гробницы на склоне горы, где с 1892 г. с перерывами вели работы англичане. В 1891 г. здесь работал Барсанти (Sulla scoperta della Tomba del Faraone Amenofi IV, Rendiconti Reale Acc. dei Lincei, 1984), а с 1902 г. — Египетский исследовательский фонд (N. de G. Davies. Rock Tombs of el-Amarna, I–VI. London, 1903–08). В начале XX в. здесь копала экспедиция Немецкого Восточного общества (Borchardt, Voruntersuchung von Tell el-Amarna; Ausgrabungen in Tell el-Amarna), но Первая мировая война прервала ее работу. В 20-х годах систематические раскопки велись Обществом исследования Египта (The City of Akhenaton, I–III, Peet, Pendlebury, Wooley, Gunn, Frankfort, Fairman, Newton, Guy. L. Borchardt, H. Ricke. Die Wohnhauser in Tell el-Amarna. Berlin, 1980. B. J. Kemp, ed. Amarna reports, I–V. London, 1984–88).
Эти археологические работы открыли новую страницу в истории Египта. Эпиграфические документы и замечательные произведения искусства позволяют сегодня более или менее точно восстановить уникальную страницу египтской истории: восстание царя против многовековых религиозных традиций. И по сей день в истории правления Аменхотепа IV-Эхнатона остается много неясного. Неизвестна точная продолжительность его правления, поскольку неизвестно сколько лет он царствовал совместно со своим отцом, Аменхотепом III. Неясны и его родственные связи с преемниками, Семнехкара и Тутанхамоном. Не менее темен вопрос и о его совместном правлении со Семнехкара (о дискуссии по этому поводу см. Drioton et Vandier, L’Egypt, IVe ed. 1962, p. 658, sq). Этой теме посвящено две работы: E. Bille de Mot, Die Revolution des Pharao Echnaton, 1965 и Ch. Desroches-Noblecourt, Vie et mort d’un pharaon, Toutankhamon, 1966; предлагающие разные даты правления амарнской семьи. Одно представляется несомненным: Нефертити, жена Эхнатона, была египтянкой, а не митаннийской царевной, как предполагалось прежде. Неясен и заключительный период амарнской реформы. По всей видимости, в последние годы правления Эхнатона царица Нефертити впала в немилость и жила вместе с Тутанхамоном в «северном дворце». Там она и умерла, и ее имя в надписях позднее было заменено именем ее дочери Меритатон.
Тутанхамон взошел на престол либо непосредственно после Аменхотепа IV, либо как соправитель Семнехкара (в Фивах найдена надпись, которая сообщает, что Семнехкара построил здесь себе храм, возможно, заупокойный.). Тутанхамон вернул столицу в Фивы, где вскоре и умер. Его гробница была найдена в 1922 г. Карнарвоном и Картером. Но нам по сей день неизвестно, где и когда умер Эхнатон, основатель «Горизонта Атона» и творец амарнской реформы. Гробница, обнаруженная Дэвисом в 1907 г. в Долине Царей между гробницами Хоремхеба, Тутмоса IV и Мернептаха, прежде считалась принадлежащей либо царице Тэйе, матери Аменхотепа IV, либо ему самому, либо Семнехкара. Знаменитый английский антрополог Эллиот Смит счел найденную там мумию мумией Эхнатона, но спустя несколько лет другой антрополог, Д. Э. Берри определил ее как мумию гораздо более молодого человека (Семнехкара?).
Есть еще одно возможное объяснение загадки гробницы Эхнатона. Барсанти при раскопках в Амарне обнаружил скальную гробницу, предназначавшуюся для всей царской семьи. Ничего удивительного в этом нет: царь, всячески подчеркивавший свою любовь к жене и детям, приготовил себе гробницу, согласно традиции своих предшественников, но хотел быть погребенным в ней вместе со своей семьей. Найденная в Амарне гробница Эхнатона была полностью разрушена. Обломки гранитного саркофага с именем Мекетатон позволяют считать, что принцесса все-таки была здесь похоронена. Можно предположить, что первоначально здесь был также погребен сам царь. Позднее Хоремхеб, стремясь уничтожить все следы амарнской реформы, разрушил и залил известью все святилища Эхнатона. Тогда верные прежнему фараону люди перенесли его мумию в Фивы и похоронили в гробнице царицы Тэйе. Возможно, во время перевозки и тайных похорон мумию фараона перепутали с мумией его наследника. Такое решение проблемы кажется приемлемым.
План города был гораздо яснее в XIX в., во времена Наполеона (Description de l’Egypte, Ant. IV, pl. 63) и позднее, когда многие путешественники описывали его руины. Сегодня отвалы уже проведенных раскопок стали дополнительным препятствием для ориентации на местности. На севере, где отроги гор подходят к Нилу, возвышался портал. За ним, окруженное стеной из сырцового кирпича, находилось одно из интереснейших амарнских сооружений — «северный дворец», по праву считающийся архитектурным воплощением гимна Атону.
Вокруг двух центральных дворов расположены перистильные и гипостильные залы, множество залов меньшего размера и сады. Некоторые ученые считают юго-восточную часть дворца покоями Нефертити. Помимо этого дворца, в центре города рядом с главным святилищем Эхнатон имел официальную резиденцию, состоявшую из двух ансамблей, связанных крытым переходом; здесь был также балкон, на котором царь и царица являлись народу во время торжественных церемоний. Между двумя частями резиденции проходила улица, ведущая к двум храмам, располагавшимся с двух сторон от дворца. В центральной части дворца находились тронный зал и большой гипостильный зал, два гарема, кладовые, парк с прудом, большой двор с колоссальными статуями царя и множество других парадных залов. Эта часть дворца была непосредственно связана с Нилом. Несмотря на сложный план дворцовых помещений (доказывающий, что резиденция возводилась постепенно), в нем можно выделить структурную основу, строившуюся на пересечении двух осей: с севера на юг через тронный зал и большой гипостиль и с востока на запад. На второй оси находился переход, связывавший две части дворца. В его восточном крыле, по-видимому, располагались личные покои царя.
Самое интересное сооружение Амарны — большой храм, посвященный Атону. Он состоял из нескольких независимых священных ансамблей, занимавших территорию размером 800?275 м, ориентированную с запада на восток. Внешний облик храма известен благодаря изображениям на стенах амарнских гробниц. План храма удалось восстановить благодаря тому, что амарнские зодчие прорубили в скальном грунте траншеи для фундамента храмовых стен. Траншеи заполнялись известкой, на которую черной краской наносились четкие контуры стен всех будущих построек. После закладки фундамента вся поверхность была покрыта песком до уровня, обозначенного слоем нильского ила. Стены в Амарне строились из небольших известняковых блоков размером 50,4?25 см, скреплявшихся тем же раствором, что и фундамент. Слой ила не выдержал разрушительного натиска врагов Атона, но под слоем песка сохранился детальный план всех сооружений.
Его тщательное изучение позволило восстановить и внешний вид, и план этого уникального сооружения. За пилоном с мачтами находился гипостильный зал, над центральным нефом которого не было перекрытия. Далее располагались многочисленные дворы, разделенные пилонами без мачт или портиками. Внутри дворов находилось множество алтарей, иногда стоявших на цоколях из сырцового кирпича; они были ориентированы по оси храма, по четыре в ряд. Последний зал, называвшийся Гем-Атон, предназначался для литургической церемонии встречи с Атоном. По сторонам от храма располагались две прямоугольные платформы. На южной находился Пер Хаи, «Дом хвалы», где Атону делались приношения. В северной части комплекса, за алтарем для заклания жертвенных животных и залом для подношений, находилось святилище, где Атону поклонялся и приносил жертвы сам царь.
Характерная особенность амарнских святилищ — незначительное число крытых помещений: здесь явно преследовали цель сделать архитектуру максимально открытой для солнечных лучей.
К югу от дворца располагался еще один, более скромный храм, сходный в плане с большим. По обеим сторонам от дворца и храмов раскинулся город. Усадьбы вельмож в плане сходны с некоторыми частями царского дворца: в них также имелись перистильные и гипостильные залы, парки, пруды. Усадьбы знати отличались от царского дворца лишь меньшими размерами. Расположенные на южной окраине кварталы рабочих симметричностью своего плана сходны с аналогичными кварталами эпохи Среднего царства, например, в Кахуне. В основном дома в Амарне строились из сырцового кирпича, порой в них имелись помещения на террасах.
Отметим одну деталь амарнской гражданской архитектуры: отсутствие помещений для гарема. Только жена везира Нахта располагала в усадьбе отдельной спальней.
Один из домов Амарны, расположенный неподалеку от дворца, заслуживает особого внимания. Это дом скульптора Тутмоса, где было найдено множество скульптурных моделей, в том числе знаменитый расписанный бюст Нефертити, маска и бюст Аменхотепа IV, несколько каменных изваяний царицы, царевен и голова Аменхотепа III, отца Эхнатона. Возможно, в преклонном возрасте он некоторое время жил в Амарне.
В южной части города находился царский дворец, именуемый Мару Атон. Здесь на полу были найдены хорошо сохранившиеся фрагменты декора с изображениями растений и птиц. Эти фрагменты были восстановлены в Каирском музее (Fr. von Bissing, Der Fussboden aus dem Palaste des Konigs Amenophis IV zu el Hawata).
Упомянем и алебастровые карьеры в местности, именовавшейся в древности Хатнуб, откуда жители окрестных деревень добывали алебастр для украшения амарнских зданий. Эти карьеры эксплуатировались со времен Древнего и Среднего царств.
В горах к востоку от Амарны найдены двадцать пять скальных гробниц, некоторые с прекрасными колоннами, высеченными в скале. Основываясь на планах и форме погребальных камер и колодцев среди них выделяют пять типов гробниц. Одной из самах важных является гробница казначея и смотрителя царского гарема Хуиа, слуги «великой царской супруги» Тэйе. За ней следует гробница царского писца Мерира и другого Мерира — великого жреца солнечного диска, а также гробница начальника полиции Маху. И, наконец, гробница жреца и носителя царского опахала Эйе, ставшего позднее царем и построившего себе вторую гробницу в Фивах. В его амарнской гробнице найден текст «гимна Атону», автором которого был, скорее всего, сам Эхнатон.
Когда столица была перенесена из Ахетатона, город был разрушен по приказу Хоремхеба. От более поздних времен не сохранилось никаких следов жилых построек, только маленький храм на берегу Нила в южной части города, реконструированный при XX и XXVI династиях. Во времена римлян между остатками города и храмом Мару Атон был построен военный лагерь.
Копты превратили в часовню одну из самых примечательных скальных гробниц, принадлежавшую Панехеси, «великому служителю Атона», «второму пророку», «смотрителю стад и зернохранилищ Атона» и верховному сановнику царя Нижнего Египта. Они пристроили к ее фасаду стену и расширили одну из погребальных ниш, превратив ее в баптистерий.