КРОКОДИЛОПОЛЬ / АРСИНОЯ (МЕДИНЕТ ЭЛЬ-ФАЙЮМ)

,

греческий , .

Столица Файюмского оазиса, входившего в состав XXII верхнеегипетского нома.
Здесь находился центр почитания бога Себека, священным животным которого считался крокодил. В 1888 г. при раскопках холма высотой 25 м и площадью 1200 на 1700 м были открыты остатки птолемеевского святилища (250 на 350 м), в том числе каменные блоки, фрагменты архитектурных украшений, а также гранитный портал Аменемхета III (Petrie W.M.Fl. Hawara, Biahmu and Arsinoe. London, 1889). Немного южнее были найдены стволы 16 гранитных папирусообразных колонн, высотой 7,2 м, на которых первоначально были начертаны имена Аменемхета III, позднее переправленные на имена Рамсеса II и Рамсеса VI. Сегодня фрагменты этого храма можно увидеть во многих музеях мира (Petrie, Hawara; Orientalia 35). Можно полагать, что Аменемхет III лишь увеличил размеры святилища, строительство которого было начато его предшественниками, хотя большинство найденных блоков относится к эпохе именно этого фараона. Храм украшали также цари XIII династии, о чем свидетельствует статуя Неферхотепа, хранящаяся в настоящее время в Болонском музее.
У северного въезда в современный город установлена стела из красного гранита с именем Сенусерта I, ранее находившаяся в Абгиге.
Птолемей II Филадельф превратил Файюм в самостоятельный Арсинойский ном. Крокодилополь, переименованный в честь жены и сестры царя в Арсиною, стал его центром. В дальнейшем Крокодилополь-Арсиноя, руины которого находятся в северной части Мединет эль-Файюма, в квартале Киман Фарес, быстро развивался.
Именно в этом городе на берегу священного храмового озера Страбон стал свидетелем кормления крокодилов.
Коптская христианская община в Арсиное была крупным и хорошо организованым центром новой религии со II в. н.э. Во времена императора Коммода здесь находились три епископа и около 10 000 монахов.

Здесь найдено много памятников, относящихся к эпохе Среднего царства (Habachi L. Une 'vaste salle' d'Amenemhat III à Kiman-Fares (Fayoum) // ASAE 37, 1937. Р. 85–95) и руины греко-римского города. Они систематически разворовывались, особенно в конце XIX в. В последнее время итальянская экспедиция вела здесь постоянные раскопки (Orientalia 35).