БЕНИ-ХАСАН

.

Арабское селение, расположенное на восточном берегу Нила к северу от города Маллави. Некрополь скальных гробниц XI–XII династий, относившихся к городу , располагавшемуся в древности на берегу Нила у подножия некрополя.
Это одно из самых древних городских поселений Египта. Возможно, здесь родились Хеопс и его отец Снофру. Некогда это поселение было частью города , столицы XVI нома, располагавшейся севернее и полностью исчезнувшей. К северу и к югу от Бени-Хасана было обнаружено множество плохо сохранившихся гробниц времен III и IV династий. В эпоху Первого переходного периода этот ном, как и большинство египетских областей, оставался независимым, и даже при XII династии здешний номарх Амени пользовался определенной автономией. В этом номе почитали львиноголовую богиню Пахет, бога Хнума с бараньей головой, богиню-лягушку Хекет и Хатхор. Ном назывался «Антилопа», и это животное почиталось здесь особо. Именно здесь, по преданию, происходили главные сражения между сторонниками Хора и Сета. Первые победили, и отсюда берут начало титулы Хора: «властитель Хебену» и «разгромивший врагов у Хебену».
Скальные гробницы в Бени-Хасане считаются одним из самых ценных памятников Древнего Египта (P.E. Newberry, F.Ll. Griffith, Beni Hassan, I–IV. London, 1893–1900). В 20 м над уровнем Нила расположены 39 усыпальниц князей этой области и сотни более скромных гробниц, размещенных выше. В 12 княжеских гробницах сохранились настенные росписи. Эти памятники с их знаменитыми биографическими надписями неоценимы для исследования истории Среднего царства.
Одной из характерных особенностей этих гробниц являются высеченные в скале внешние портики, ведущие во внутренние помещения. Они состоят из двух колонн с 16 неглубокими бороздами, увенчанных квадратными абаками, поддерживающими архитрав. Шампольон назвал их протодорическими (Not. Descr. 2, 433–456), однако никакой генетической связи между ними и подлинными дорическими колоннами не установлено.
В некоторых гробницах имеются две усыпальницы и ниши с разрушенными остатками статуй умершего и его семьи. Среди самых богатых гробниц упомянем гробницу Хети, номарха времен XI династии, его отца Бакти III, Хнумхотепа III и номарха времен Сенусерта I Аменемхета по прозванию Амени. Настенные росписи в этих гробницах делались поверх известнякового раствора, выравнивавшего бугры и углубления скальной поверхности. Это именно росписи, а не расписанные рельефы, распространенные в предшествовавшую эпоху.
Сохранились сцены охоты, рыбной ловли, сельских работ, спортивных соревнований и акробатических танцев, т.е. те же сюжеты, которые встречаются в мастабах вельмож Древнего царства. Самые знаменитые среди них — кормление антилоп из гробницы Хнумхотепа III и игра в мяч из гробницы номарха Бакти III. Другие росписи изображают подношение погребальных даров и сцены из загробной жизни.
К греко-римской эпохе относится маленькая скальная часовня, на карнизе которой сохранился картуш с именем Птолемея Александра II. В коптскую эпоху в скальных гробницах жили отшельники, оставившие надписи на стенах. В гробнице № 23 (Нечернахта) сохранился коптский алфавит: очевидно, здесь была школа. Гробница № 28, по-видимому, служила церковью. На берегу Нила, под гробницами Среднего царства лежат руины оставленной арабской деревни.