БЕНИ-ХАСАН
.
Арабское селение, расположенное на восточном берегу Нила к северу от города
Маллави. Некрополь скальных гробниц XI–XII династий, относившихся к городу
, располагавшемуся
в древности на берегу Нила у подножия некрополя.
Это одно из самых древних городских поселений Египта. Возможно, здесь
родились Хеопс и его отец Снофру. Некогда это поселение было частью города
,
столицы XVI нома, располагавшейся севернее и полностью исчезнувшей. К
северу и к югу от Бени-Хасана было обнаружено множество плохо сохранившихся
гробниц времен III и IV династий. В эпоху Первого переходного периода
этот ном, как и большинство египетских областей, оставался независимым,
и даже при XII династии здешний номарх Амени пользовался определенной
автономией. В этом номе почитали львиноголовую богиню Пахет, бога Хнума
с бараньей головой, богиню-лягушку Хекет и Хатхор. Ном назывался «Антилопа»,
и это животное почиталось здесь особо. Именно здесь, по преданию, происходили
главные сражения между сторонниками Хора и Сета. Первые победили, и отсюда
берут начало титулы Хора: «властитель Хебену» и «разгромивший врагов у
Хебену».
Скальные гробницы в Бени-Хасане считаются одним из самых ценных памятников
Древнего Египта (P.E. Newberry, F.Ll. Griffith, Beni Hassan, I–IV. London,
1893–1900). В 20 м над уровнем Нила расположены 39 усыпальниц князей этой
области и сотни более скромных гробниц, размещенных выше. В 12 княжеских
гробницах сохранились настенные росписи. Эти памятники с их знаменитыми
биографическими надписями неоценимы для исследования истории Среднего
царства.
Одной из характерных особенностей этих гробниц являются высеченные в скале
внешние портики, ведущие во внутренние помещения. Они состоят из двух
колонн с 16 неглубокими бороздами, увенчанных квадратными абаками, поддерживающими
архитрав. Шампольон назвал их протодорическими (Not. Descr. 2, 433–456),
однако никакой генетической связи между ними и подлинными дорическими
колоннами не установлено.
В некоторых гробницах имеются две усыпальницы и ниши с разрушенными остатками
статуй умершего и его семьи. Среди самых богатых гробниц упомянем гробницу
Хети, номарха времен XI династии, его отца Бакти III, Хнумхотепа III и
номарха времен Сенусерта I Аменемхета по прозванию Амени. Настенные росписи
в этих гробницах делались поверх известнякового раствора, выравнивавшего
бугры и углубления скальной поверхности. Это именно росписи, а не расписанные
рельефы, распространенные в предшествовавшую эпоху.
Сохранились сцены охоты, рыбной ловли, сельских работ, спортивных соревнований
и акробатических танцев, т.е. те же сюжеты, которые встречаются в мастабах
вельмож Древнего царства. Самые знаменитые среди них — кормление антилоп
из гробницы Хнумхотепа III и игра в мяч из гробницы номарха Бакти III.
Другие росписи изображают подношение погребальных даров и сцены из загробной
жизни.
К греко-римской эпохе относится маленькая скальная часовня, на карнизе
которой сохранился картуш с именем Птолемея Александра II. В коптскую
эпоху в скальных гробницах жили отшельники, оставившие надписи на стенах.
В гробнице № 23 (Нечернахта) сохранился коптский алфавит: очевидно, здесь
была школа. Гробница № 28, по-видимому, служила церковью. На берегу Нила,
под гробницами Среднего царства лежат руины оставленной арабской деревни.
|