КАНОП (АБУ-КИР)

греческий

Абу-Кир, расположенный в 25 км к востоку от центра Александрии, находится на месте древнего города Каноп, большей частью затопленного водами Средиземного моря. Каноп, находившийся поблизости от самого западного (Канопского) рукава Нила к западу от его впадения в Средиземное море, был главным портом египетско-греческой торговли до основания Александрии. Устье Канопского рукава Нила в настоящее время полностью занесено илом, а сам город ушел под воду ок. VIII в. н.э., скорее всего в результате землетрясения. Некоторые остатки города сохранились на побережье (Faivre J. Canope, Ménouthis, Aboukir. Alexandrie, 1917. Faivre J. Canopus, Ménouthis, Aboukir: pagan memories, Christian memories, battle memories. Alexandria, 1918. Breccia E. Le rovine e i monumenti di Canopo. Teadelfia e il tempio di Pneferôs. Bergamo, 1926. Bernard A. Le delta égyptien d'après les textes grecs. Vol. 1. Le Caire, 1970. P. 153–327).
Согласно греческой легенде, город получил свое имя в честь кормчего Менелая, Канопа, погибшего здесь во время возвращения из Трои (Одиссея III. 279–280). Окрестная область, центром которой был Каноп (Птолемей IV. 5), называлась Менелатией. Есть мнение, что название города происходит от древнеегипетского Kah Nub "золотое дно" из-за больших доходов, которые в этом порту получали торговцы (Malaise M. L'Étymologie égyptienne du Toponyme "Canope" // Chronique d'Égypte, 74. Bruxelles, 1999. P. 224–230).
У Геродота он упоминается как древний порт, однако неизвестно, был ли Каноп собственно древнеегипетским городом, или его основали греки. Страбон пишет (XVII. I. 17), что в Канопе "находится храм Сараписа, окруженный большим почетом и производящий такие исцеления, что даже самые уважаемые люди верят в его целительную силу".
В римскую эпоху Каноп слыл городом весьма порочным. Сенека в "Письмах к Луциллию" писал (LI. 2–3): "...есть местности, которых человек мудрый или стремящийся к мудрости избегает, как несовместимых с добрыми нравами. Мечтающий об уединении не выберет Канопа, хотя и Каноп никому не возбраняет быть воздержным; и то же самое Байи. Они сделались притоном всех пороков: там страсть к наслаждениям позволяет себе больше, чем всюду, там она не знает удержу, будто само место дает ей волю".
Известно также, что в Канопе был своеобразный культ Осириса: его здешние изображения имели облик ваз с человеческой головой. Изображения таких ваз встречаются на римских монетах, чеканившихся на монетном дворе Александрии, и это послужило причиной того, что ранние египтологи назвали «канопами» сосуды, в которых хранились забальзамированные внутренности умерших. На самом деле эти сосуды не имеют к Канопу никакого отношения, но название, возникшее вследствие чистейшего недоразумения, прижилось.
В 1866 г. Р. Лепсиус во время своей экспедиции по Нижнему Египту обнаружил в одном из храмов Таниса плиту с текстом т. н. Канопского декрета, принятого в Канопе на большом собрании жрецов в честь Птолемея III Эвергета (Lepsius R. Das bilingue Dekret von Kanopus: in der Originalgroße mit Übersetzung und Erklärung beider Texte. Berlin, 1866. Spiegelberg W. Der demotische Text der Priesterdekrete von Kanopus und Memphis (Rosettana): mit den hieroglyphischen und griechischen Fassungen und deutscher Übersetzung nebst demotischem Glossar. Heidelberg, 1922).
Текст написан иероглификой, демотикой и по-гречески: для изучения египетского языка он имеет такое же огромное значение, как и знаменитый Розеттский камень. Декрет датирован 7 марта 238 г. до н. э. (9-й год царствования Птолемея III Эвергета). В нем отражена реформа традиционного египетского календаря, вводившая понятие високосного года:
"...Дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случилось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето, — так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед, — а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись на зиму, как это было и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Эвергета после пяти добавочных дней и перед Новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Эвергетом".
Это нововведение не прижилось. Лишь после окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н. э.), здесь был принят новый календарь, сходный с юлианским, однако традиционный египетский календарь использовался наряду с ним еще на протяжении нескольких веков.
При раскопках в конце XIX в. в Канопе были найдены гранитные памятники с именем Рамсеса II, но они могли быть привезены сюда в поздний период для украшения города (Daninos A. Note sur les fouilles d'Aboukir // RecTrav, 12. Paris, 1892. P. 209–214).
На вилле императора Адриана в Тиволи сохранилось сооружение, носящее название «Каноп»: оно представляет собой развалины маленького храма, посвященного Антиною-Серапису, который располагался в конце вытянутого бассейна, окруженного коринфской колоннадой. Таким образом император создал у себя на вилле памятник своему фавориту Антиною, нашедшему смерть в водах Нила.