ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Храмы

Храм Ментухотепа II
Храм Ментухотепа II — один из самых выдающихся памятников Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление объединить два традиционных типа гробниц: пирамидный комплекс фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов. Основные части храмового комплекса, вытянутые вдоль оси, упирающейся в скалу, таковы:
Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.
Аллея, ведущая от этой часовни к основному храму. Ее длина составляла 1200 м, ширина — 33 м, с обеих сторон она была обрамлена каменными стенами, обсажена деревьями и украшена статуями фараона.
Передний двор, окруженный стеной. Здесь находится вход (Баб эль-Хосан) в царский кенотаф, где за пустым саркофагом была найдена статуя сидящего Ментухотепа, ныне находящаяся в Каирском музее.
Пандус, ведущий на храмовую террасу.
Нижняя колоннада с двумя рядами колонн, разделенная пандусом на две неравные части. В северной части колоннады было 13 колонн в каждом ряду, в южной части — 10. Колонны представляют собой четырехгранные столбы, на которых высечены имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведущая в колонный зал. Сама стена, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.
Верхняя колоннада, окружающая с трех сторон колонный зал, состояла из двух рядов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. На них были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.
Первый, самый большой, колонный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, имел в качестве основания поверхность скалы. Колонны этого зала были восьмигранными, установленными на круглых базах. В западной стене зала находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор.
Второй двор был обнесен колоннами с трех сторон. Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.
За вторым двором располагается второй гипостильный зал, в западной части которого расположено святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, изображающими культовые сцены. В зале находится вход в гробницу Ментухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.
Святилище, также вырубленное в скале, имело два продольных ряда колонн, и было сделано по типу мастабы.
Сочетание старых (пирамида) и новых (открытые наружные колоннады) архитектурных форм делает храм Ментухотепа важным переходным звеном в развитии египетской архитектуры (Naville E. The XIth [eleventh] dynasty temple at Deir el-Bahari. Vol. I–III. London, 1907–1913. Arnold D. Der Tempel des Konigs Mentuhotep von Deir el-Bahari. Bd. I–III. Mainz, 1974–1981. Arnold D. The Temple of Mentuhotep at Deir el-Bahari. New York, 1979).

Храм Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут был построен рядом с храмом Ментухотепа II четырьмя столетиями позднее. Известно имя его создателя: им был Сененмут — главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается гораздо большим богатством и разнообразием.
В состав ансамбля входили следующие элементы:
Пропилеи и часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни.
Аллея длиной более 1 км, ведущая к первому двору. Ее украшали сфинксы с головой Хатшепсут.
Первый двор, в центре которого начинался пандус, который вел во второй двор, расположенный на более высоком уровне. На боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов. На южной стене двора перед храмом находились пилястры с повторяющимися изображениями сокола в двойной короне. Ниже были высечены титулы и имена Хатшепсут.
Нижняя колоннада в западной стене двора с двумя рядами колонн, по 22 в каждом ряду. Колонны первого ряда с фасада были украшены так же, как пилястры южной стены. С обратной стороны колонны имели восемь граней, подобно колоннам второго ряда. На рельефах в южной части стены за колоннадой были изображены: нубийский бог Дедун, ведущий пленников, перевозка обелисков и поднесение их богу Амону, парад воинов и отдельные культовые сцены, а в северной части — Хатшепсут в образе сфинкса, попирающая врагов и приносящая жертвы Амону. С юга и с севера колоннаду обрамляли колоссальные (ок. 8 м) статуи Хатшепсут в облике Осириса. Колоннада была разделена пандусом на две равные части.
Второй двор по структуре соответствовал первому, с той разницей, что на его северной стене была начата постройка колоннады, которая так и не была завершена. В центре двора также начинался пандус, более узкий, чем предыдущий. Он вел в третий двор. Перед пандусом стояли парные сфинксы.
Средняя колоннада находится в западной стене двора и имеет то же количество колонн, что и нижняя. Однако здесь все колонны были четырехгранными. Южная часть стены за колоннадой украшена рельефами, изображающими коронацию Хатшепсут и ее чудесное рождение от брака Амона с ее матерью, царицей Яхмес, в северной части изображена экспедиция, посланная царицей в Пунт.
По обеим сторонам средней колоннады находятся часовни Анубиса и Хатхор. Правая часовня, высеченная в скале, состоит из зала с 12 каннелированными колоннами и святилища Анубиса со сводчатым потолком.
Молельня Хатхор была обширнее. В ее первом зале стояли 32 колонны с хаторическими капителями, на которых впервые появилась кубическая абака. Далее находилось небольшое помещение с двумя колоннами, откуда боковые проходы вели вели в ниши, а средний — в святилище, состоявшее из двух помещений.
Пандус выводил на террасу с верхней колоннадой.
Верхняя колоннада состояла из четырехгранных колонн, перед которыми возвышались осирические статуи Хатшепсут высотой 5,5 м. Они были видны с берега Нила, находящегося на расстоянии 4,5 км.
Третий, меньший двор, по структуре был более сложным. Центральная часть террасы за верхней колоннадой была обнесена двумя (с севера, юга и востока) и тремя (с запада) рядами колонн, образующими небольшой внутренний двор, вход в который закрывался массивной гранитной дверью. С юга и севера к колоннаде примыкало несколько молелен. Одна из южных молелен была посвящена культу Тутмоса I, отца Хатшепсут, на стенах другой были изображены процессии жрецов и прислужников со всевозможными дарами. Самая большая северная молельня предназначалась, видимо, для солярного культа. Выше был открытый дворик с огромным жертвенником, к которому вела лестница.
В западной стене за тремя рядами колонн было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,3 м, на стенах малых находились рельефы, изображавшие Хатшепсут перед жертвенным столом. Посреди стены был проход в святилище, где стояла священная барка, а оттуда можно было попасть в небольшие комнаты со статуями.
Отличительной чертой храма Хатшепсут было широкое применение скульптуры. В пределах всего комплекса стояло более 200 статуй: в самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу, кроме того, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.
Тутмос III уничтожил здесь некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем.
Эвергет II восстановил здесь поврежденный гипостильный зал на верхней террасе. Кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.
Позднее в храме Хатшепсут расположился христианский монастырь, руины которого были разобраны Навиллем: он вместе с Мариеттом провел здесь первые раскопки.
(Wysocki Z. The Results of Research in the Hatshepsut Temple at Deir el Bahari // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 40, 1984. S. 329–349; 41, 1985. S. 293–307; 42, 1986. S. 213–228; 48, 1992. S. 233–254. Wysocki Z. The Temple of Queen Hatshepsut at Deir el Bahari. Its Original Form // Mitteilungen des Deutschen Instituts fur agyptische Altertumskunde in Kairo, 42, 1986. S. 213–228. Karkowski J. Deir el-Bahari, Temple of Hatshepsut: Egyptological studies 1977–1980 // Etudes et Travaux, 14, 1990. P. 349–392)

Храм Тутмоса III
Храм Тутмоса III был возведен на высокой террасе таким образом, что он возвышался над близлежащими храмами Ментухотепа и Хатшепсут. Его остатки были найдены польской экспедицией в 1962 г. В состав храмового комплекса входили:
Часовня (нижний храм) на границе орошаемой земли и пустыни (еще не раскопана).
Аллея для процессий, нижняя часть которой была обсажена двумя рядами деревьев. На середине пути к храму стоял постамент для священной барки.
Огромный пандус вел в храм, расположенный на высоте 20 м над уровнем долины. В передней части храма, по-видимому, имелась колоннада, за которой находился большой гипостильный зал базиликального типа, центральная часть которого с 8 колоннами была несколько выше боковых. За этим залом по обеим сторонам находились молельни, святилища и другие помещения. При раскопках найдены тысячи фрагментов полихромных рельефов и множество скульптур, в том числе двухметровая гранитная статуя царя, восседающего на троне.
Этот храм был разрушен уже в древности, но при XX династии его еще посещали многочисленные паломники, оставившие на его колоннах и стенах иератические надписи, имеющие большую историческую ценность (Marciniak M. Les inscriptions hieratiques du temple de Thoutmes III a Deir el-Bahari. 1974).
В 1906 г. было обнаружено небольшое пещерное святилище Хатхор, относящееся к храму Тутмоса III. В этом святилище полностью сохранилась известняковая культовая статуя, которая ныне находится в Каирском музее.
(Dolinska M. Some Remarks About the Function of the Tuthmosis III Temple at Deir el-Bahari // Agyptische Tempel — Struktur, Funktion und Programm. S. 33-45. Lipinska J. Deir el-Bahari. II. The Temple of Tuthmosis III. Architecture. Warsaw, 1977. Lipinska J. The Temple of Tuthmosis III. Statuary and Votive Monuments. Warsaw, 1984. Lipinska J. Deir el-Bahari, Thutmosis III temple: Seven seasons of work, 1978–1985 // Annales du Service des Antiquites de l'Egypte, 72, 1993 [1996?]. P. 45–48)

Гробницы

Некрополь Ментухотепов II и III занимает южную сторону ущелья в Дейр эль-Бахри, примыкая с юга к рядом расположенному, но построенному гораздо позднее великолепному храму царицы Хатшепсут. Название ущелья, которое по-арабски означает «Северный монастырь», идет от коптского монастыря, находившегося здесь в раннехристианский период.
Придворные обоих Ментухотепов стремились быть погребенными рядом со своими владыками. Наилучшим образцом подобных погребений, которых известно около 40, может считаться гигантская гробница Ахтоя — визиря Ментухотепа III (№ 311), ансамбль которой состоял из широкой, поднимавшейся в гору дороги, обнесенного кирпичной стеной открытого переднего двора, упиравшегося в скальную стену, и внутренних покоев гробницы, высеченных в толще горы. В четырехугольном помещении капеллы, где стояла статуя умершего, стены были покрыты плитами из известняка, на которые были нанесены замечательные росписи. Росписи покрывали и длинный ход из капеллы в погребальную камеру, где стоял саркофаг, изображая то, что окружало Ахтоя при жизни: его одежду, оружие, украшения, его любимые блюда из мяса, хлеба, овощей, фруктов и различные лакомства, перечень которых приведен тут же на стене. Все это должно было магически ожить и порадовать покойного в его гробнице, так же как радовало при жизни в его доме за праздничным столом.
Особое место среди погребений некрополя Ментухотепов II и III в Дейр эль-Бахри занимают находящиеся здесь гробницы массовых захоронений около 60 павших воинов, доставленных, по-видимому, прямо с поля брани, с торчащими в их телах дротиками, ненабальзамированных и даже не в гробах.
На протяжении многих веков, вплоть до времени Рамессидов, сохранялась память о Ментухотепе III как о фараоне, придавшем фиванскому городу мертвых особый блеск. Во многих гробничных текстах Ментухотеп III упоминается среди наиболее почитаемых старых царей. Очень популярный фиванский «Праздник долины», известный еще Диодору, развился из торжественного ритуала заупокойного культа Ментухотепа III, когда священная барка со статуями Амона и Ментухотепа III переправлялась через Нил с восточного берега на западный, доставлялась в заупокойный храм Ментухотепов в Дейр эль-Бахри, а затем возвращалась на восточный берег в храм Ментухотепа III в Карнаке.
Некрополь Ментухотепа V — последнего представителя XI династии — расположен в узком ущелье к югу от некрополя Ментухотепов II и III в Дейр эль-Бахри и к юго-западу от некрополя на холмах Шейх Абд эль-Курна. Здесь были произведены гигантские строительные работы, в ходе которых оказались перемещенными около 80 000 кубометров скального известняка. По-видимому, в некрополе Ментухотепа V замышлялось создание такого же грандиозного заупокойного гробнично-храмового комплекса, какой существовал в некрополе Ментухотепов II и III в Дейр эль-Бахри. Однако все работы были приостановлены и не завершены, несомненно, в связи со сменой династии. После того как визирь Ментухотепа V Аменемхет стал фараоном Аменемхетом I и основателем новой, XII династии, столица Египта была переведена на север страны в город Иттауи. Царский двор покинул Фивы, и потому некрополь Ментухотепа V был заброшен. Недостроены были и огромная гробница фараона и гробницы его вельмож.
Некрополь XII–XIII династий в Фивах был невелик в связи с тем, что царский двор отныне пребывал в новой северной резиденции, а фараоны сооружали себе пирамиды по древнему обычаю недалеко от своей столицы Иттауи. Небольшое число захоронений этого времени создавалось главным образом в старых некрополях XII династии в районе Дейр эль-Бахри. Несколько более крупных погребений с широкими передними дворами и колоннадой появилось в эти годы на некоторых возвышенностях в районе Шейх Абд эль-Курна. По своей структуре они напоминают гробницы в некрополе Интефа. Небольшой комплекс захоронений времени XII династии возник на холмах к юго-востоку от Дейр эль-Бахри. Простые люди использовали эту местность, которая, по-видимому, считалась священной, для сооружения здесь своих маленьких капелл, где помещались их статуи и стелы с посвятительными надписями. Единственным значительным погребением времени XII династии, возникшем у восточного края Шейх Абд эль-Курна, была гробница Интефокера (№ 60) — визиря Сенусерта I. Гробница эта своей величиной и совершенством фресок превзошла все другие захоронения вельмож, которые до этого создавались в фиванском городе мертвых. Эта гробница начиналась длинным коридором в толще скалы, а завершалась широкой квадратной капеллой, у заднего края которой открывалась вертикальная шахта, которая вела в погребальную камеру. На стенах гробницы были изображены различные трудовые процессы: пахота, сев, охота, ловля рыбы и птиц, хлебопечение, пивоварение, а также религиозные сцепы: перевозка умершего в его гробницу и вкушение им жертвенных даров.
В позднее время (XXI–XXIII династий) район некрополей в Дейр эль-Бахри стал излюбленным местом захоронения многих фиванских жрецов и жриц. Здесь были погребены Неждемт, жена фиванского правителя — «первого жреца» Амона — Херихора, и их потомки: Пиноджем I, Пиноджем II, Масахарта, а также их родственники и приближенные.
(Winlock H. E. Excavation at Deir el-Bahari, 1911–31. New York, 1942)

Стучевский И. А. Фиванский город мертвых // Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. С. 409–412.