ТЕНТИРА (ДЕНДЕРА)

,

греческий ,

коптский « богини (Хатхор)».

Столица VI нома Верхнего Египта, располагавшаяся на западном берегу Нила, между Абидосом и Фивами, недалеко от Кены.
Древнейший культовый центр богини Хатхор. Тексты сообщают, что Хеопс воздвиг здесь храм, позднее перестроенный Пепи I. В руинах маммисия перед большим храмом был найден обломок его статуи (Daumas, BIFAO 52). Как сдедует из другой надписи, Пепи II также оставил здесь следы своей строительной деятельности.
Благодаря раскопкам Питри в некрополе были найдены многочисленные мастабы (W. M. F. Petrie. Dendera, London, 1898–1900) Древнего и Среднего царств, самая древняя из которых принадлежит жрецу Хатхор Небунесу и восходит к временам III династии. Большинство гробниц принадлежат местным вельможам периода VI династии, две относятся к Первому переходному периоду (VII династия), две — к началу Среднего царства (IX династия). Даресси (ASAE XVIII) раскопал на территории храмового комплекса каменную часовню Ментухотепа I (2,20 на 2,45 м), которая восстановлена ныне перед Каирским музеем. Судя по некоторым рельефам, эта часовня было обновлена при Мернептахе.
Если верить одной из надписей, Тутмос III построил здесь новое святилище Хатхор, план которого копировал план древнего сооружения Хеопса. Тутмос IV, Рамсесы II и III также украшали храм Хатхор, о чем свидетельствуют их картуши, найденные в ходе раскопок на разрозненных блоках.
Раскопки Флиндерса Питри открыли здесь важное кладбище в виде катакомб, где хранились мумии животных и птиц, прежде всего соколов, а также газелей, змей, ихневмонов и кошек. Обычай погребения животных существовал в Дендере и позднее, во времена XXIII–XXIV династий; в катакомбах птолемеевской и римской эпох находят также мумии собак. Удивляет отсутствие коров — священных животных Хатхор. Может быть для них существовал отдельный, до сих пор не найденный некрополь?
Храмовый ансамбль, уцелевший до наших дней, охватывает период с XXX династии до римской эпохи. По-видимому, уже в первой половине VIII в. до н. э. Пи(Анхи) начал строительство маммисия, законченного при Нектанебе I и украшавшегося отчасти Птолемеем Эвергетом II и Птолемеем Сотером II. Видимо, это самая древняя из известных в Египте «часовен божественного рождения». Главный храм и близлежащие святилища относятся к эпохе последних Птолемеев и Римской империи. Главный храм Хатхор (A. Mariette, Denderah I–V. Paris, 1870–73; E. Chassinat, F. Daumas, Temple de Denderah I–IX. Cairo, 1934–52; F. Daumas. Dendera et le temple d'Hathor. Cairo, 1969; Duemichen, Baugesachichte des Denderastempels), вероятно, в точности повторял план святилища Тутмоса III. По-видимому, его основная часть была создана при Птолемее Сотере II и Птолемее Неосе Дионисе. Южная часть храма, где находилось святилище, была, вероятно, закончена при Птолемеях. Боковые стены, восточная и западная, в основном были декорированы в правление Августа; надписи в нижней части западной стены описывают его строительную деятельность в Дендере. Имя этого императора присутствует на всех внешних стенах храма, особенно в их верхней части, и лишь на западной стене появляется также Нерон.
Исходя из имен императоров, сохранившихся на стенах храма можно полагать, что большой гипостильный зал был построен после правления Августа. Его плафон с изображением астрономических символов украшен именем Тиберия; в центре этого плафона находится текст Калигулы. На стенах — имена и изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, у входа в храм — имена Домициана и Траяна. Но если допустить, что большой гипостильный зал с 24 колоннами с хаторическими капителями был построен после Августа, то залы на крыше храма, над его южной частью, должны быть построены либо при Августе, либо при Нероне, изображенном на западной стене храма. Он-то, возможно, и завершил строительство центральной части комплекса.
Две лестницы — одна на востоке, другая на западе — вели на крышу храма, где располагались три часовни, связанные с культом Осириса. В юго-западном углу находилась беседка, посвященная Хатхор. Северо-западная часовня этой террасы состоит из трех залов, украшенных сценами из мифов об Осирисе. Видимо, согласно древней традиции, здесь была одна из шести гробниц Осириса. Северо-восточная часовня тоже состояла из трех залов, декорированных аналогичными сценами. Плафон центрального зала украшен ныне гипсовой копией знаменитого зодиака Дендеры, хранящегося в Лувре.
Император Август не ограничился украшением большого храма Хатхор. На юге, у дальней стены, он возвел маленький храм рождения Исиды, от которого на восток, к святилищу Хора Эдфуского, построенному, возможно, в эпоху Среднего царства, вела дорога для церемониальных процессий (Giron, ASAE XXVI). Хор находился здесь в качестве супруга Хатхор и ежегодно в новогодней солнечной процессии торжественно прибывал к ней из Эдфу. Эта церемония была самым большим праздником в Дендере.
Можно предположить, что в этом комплексе существовали отдельные святилища, посвященные детям, рожденным от союза Хора и Хатхор. Вероятно, древний маммисий времен Нектанеба был посвящен Хорсматауи. Он был частично разрушен в начале римской эпохи в ходе строительства каменной стены, окружавшей храм Хатхор, поэтому его культ был перенесен в другую часовню, находившуюся на городской территории к востоку от большого храма. Сегодня это святилище полностью разрушено. На его пилонах сохранились имена Марка Аврелия, Антонина Пия и Тиберия. Культовый центр второго божественного сына, Ихи, был более значительным. При Августе, а может быть уже при Нероне, перед северной стеной, окружавшей территорию храма Хатхор, был построен маммисий, ориентированный на запад. В украшающих его рельефах преобладают изображения и имена Траяна, Адриана и Антонина Пия. Стены храма украшены рельефами с изображениями молодого Ихи на цветке лотоса и других божеств, связанных с его рождением.
Вся эта группа храмов в первой половине I в. н. э. была окружена стеной из сырцового кирпича длиной 290 м и шириной 280 м, толщиной у основания 10–12 м и высотой 10 м. Главные каменные ворота находились на севере и были украшены картушами Домициана, Нервы и Траяна. Восточные ворота относятся ко временам Августа, Тиберия и Нерона; возможно, они служили пропилеями для маленького римского храма, ныне полностью разрушенного.
К востоку от комплекса располагалось еще два святилища, окруженных кирпичными стенами, одно из них было, вероятно, посвящено сыну Хора Ихи. К западу от храма находилось большое священное озеро.
Процветание Дендеры продолжалось в течение всего римского периода. Первые повреждения ей были нанесены христианами, сбившими со стен храмов почти все доступные фигуративные украшения. Между северной стеной храма и маммисием Ихи они возвели базилику с тремя нефами и трехчастной абсидой, восходящую, вероятно, к V в. н. э. Рядом находились еще одно большое здание, вероятно, монастырь и больница.
Коптские и арабские постройки возводились на храмовой территории: до того, как Мариетт приступил к раскопкам, на крыше храма Хатхор располагалась часть арабской деревни.
В 30 км к юго-юго-востоку от Дендеры, на правом берегу в деревне Эль-Кал’а, рядом с древним Коптосом находится маленький храм начала римской эпохи, посвященный «Великой богине» Исиде Коптосской. Эта постройка из очень прочного известняка имеет две перпендикулярных оси, крипты у фасада и шахту, ведущую к крипте Уабет, которая — редкий случай — имеет декор (см. L. Pantalacci; Cl. Traunecker, Le Temple d’El Qal'a I, Releves des scenes et des textes, 1990).