АПОЛЛОНОПОЛЬ МАГНА (ЭДФУ)

, ,

греческий ,

римский Apollonopolis Magna,

коптский.

Располагался на западном берегу Нила между Луксором и Асуаном.
Столица II верхнеегипетского нома. С древнейших времен этот город был важным сельскохозяйственным центром, отправлявшим караваны на юг и проводившим зерновые ярмарки. Географическое положение делало Эдфу житницей соседних регионов, а политическая роль города определялась его близостью к Нубии. Для нас Эдфу является одной из важнейших номовых столиц Древнего Египта, поскольку он был религиозным центром, в котором с древних времен процветал культ Хора.
Французские (1921–1933 гг.) и франко-польские (1936–1939 гг.) раскопки открыли большую часть древнего города и некрополь (FIFAO I, II, VI, IX, X; Fouilles franco-polonaises, Tell Edfou, I–III). Здесь были обнаружены многочисленные мастабы номархов и других местных вельмож времен VI династии, в том числе Изи (ложные двери из этой гробницы хранятся в Национальном музее в Варшаве), Кара, Пепи-Нефера, Сабни. Найдены также следы кладбища Первого переходного периода и Среднего царства. После падения Древнего царства Эдфу вынужден был быстро укрепляться. Город пожертвовал частью некрополя, превратив ряд мастаб в укрепления и соединив их стеной (K. Michalowski et al. Tell Edfou, I–IV. Cairo, 1937–1950).
В эпоху Нового царства в западной части города на погребенных в песке мастабах воздвигли новую укрепленную стену. Некрополь Нового царства и Поздней эпохи был перенесен к подножию гор в западной пустыне. В нем найдено около 60 гробниц: среди них лучше всего сохранились те, что относятся к эпохе XXVI династии (гробницы Хонсуирдиса, Петамона и его сына). Город эпохи Нового царства еще не раскопан под слоями птолемеевской и римской эпох. В римском слое найдены частные термы со всеми необходимыми приспособлениями (в том числе с устройством для нагревания воды под полом) и скромные общественные термы, предназначенные для мытья стоя. Над римским слоем вырос коптский город с небольшим монастырем, и, наконец, на вершине холма появилось арабское кладбище.
Холм Эдфу примыкает с запада к храму Хора эпохи Птолемеев. На вершине холма с восточной и южной стороны расположены дома современного Эдфу.
Под храмом был найден фундамент древнего культового здания, существовавшего до времен Тутмоса III. Большой двор храма оказался вымощен плитами, происходящими из еще более древнего сооружения (блоки Сехемра Сементауи — фараона начала XVII династии и блоки юбилейных врат одного из эфиопских царей...). Как следует из рисунков Вивана Денона (Voyage, pl. 56, 1–3; 57, 1 f; 58, 1) и Описания Египта (Description de l’Egypte I, pl. 48–49), в начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше располагались дома феллахов. Благодаря работам по его расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше всех храмов Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Судя по сохранившимся текстам, его фундамент был заложен при Птолемее Эвергете I 23 августа 237 г. до н. э. Архитектор носил то же имя, что и строитель ступенчатой пирамиды Джосера — Имхотеп. Работы продолжались еще при Неосе Дионисе и были закончены в 57 г. до н. э.
На стенах храма высечен знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди прочих названий чаще всего встречается Бехдет — второе имя Хора, главного бога Эдфу. Его культ прослеживается также в одном из очень древних нижнеегипетских святилищ, упомянутом на одной из стел Джосера (Montet, Geographie II, p. 34; Alliot, Le culte d’Horus a Edfou au temps des Ptolemees).
В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.
Храм имел классический план размером 137 на 79 м, его пилоны достигали в высоту 36 м. За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика. За двором находились два зала: гипостильный и зал явлений, затем — зал приношений (из него вела лестница на крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки, и, наконец, собственно святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. От второго гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том числе Птаху, Осирису и Хонсу (S. Cauville. La theologie d'Osiris a Edfou. Cairo, 1983).
Между храмом и внешней стеной шел коридор. Все стены храма, включая внешние, покрыты рельефами и надписями, опубликованными в 15-томной работе «Храм Эдфу» (M. de Rochemonteix, E. Chassinat, Le temple d’Edfou. Paris, 1892. Cairo, 1918–). К наиболее важным относятся рельефы с культовыми сценами, религиозными церемониями, а также знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в облике гиппопотама.
К востоку от храма находится ниломер. С той же стороны рядом с пилонами сохранились остатки небольшого храма, построенного Рамсесом III. Перед главным храмом расположены руины небольшого маммисия, сооруженного Эвергетом II и украшенного Сотером II. Он состоял из двух зал, окруженных перистилем. Аналогичную планировку мы находим и в других маммисиях, например, в Дендере и Филэ. Опоры его портика украшены капителями в виде головы бога Беса, считавшегося покровителем рожениц. На рельефах изображены сцены рождения Хора и кормления его Хатхор Дендерской. Небольшой двор перед маммисием был окружен колоннадой с изображениями богов, играющих на различных музыкальных инструментах (E. Chassinat, Le Mammisi d’Edfou).