ЭЙЛЕТИАСПОЛЬ (ЭЛЬ-КАБ)

,

греческий .

Находится на восточном берегу Нила в III номе Верхнего Египта к северу от Эдфу. С додинастических времен — религиозный центр Верхнего Египта. Главным божеством здесь была богиня-коршун Нехбет, покровительница владык, обосновавшихся на противоположном берегу реки в Иераконполе-Нехене.
Название этого поселения обнаружено на обломках каменного сосуда и стеле царя Хасехема (II династия), который вел здесь сражения с северными завоевателями (У. Эмери. Архаический Египет. СПб, 2001. С. 106–107).
C конца XIX в. здесь начал систематические раскопки Квибелл (J. E. Quibell, El-Kab. London, 1898: http://library.case.edu/ksl/ecoll/books/quikab00/quikab00.html), позднее их продолжили Сейс и Кларк (ASAE VI, JEA VII, VIII), с 1937 г. — Капар, руководивший бельгийской экспедицией Египтологического фонда королевы Елизаветы (Capart, El-Kab; Stienon, CdE XXV). С именем этого крупнейшего бельгийского египтолога связано значение Эль-Каба для науки. Помимо научных трудов, он написал об Эль-Кабе книгу с воспоминаниями о здешних раскопках, и, таким образом, Эль-Каб стал единственым городом Древнего Египта, которому благодаря Капару посвящен подлинный «археологический роман», принадлежащий перу великого ученого.
От самых древних сооружений Нехеба не сохранилось почти ничего, за исключением фрагмента городской стены из сырцового кирпича, включенного в более поздние укрепления. Рядом с ней найдено несколько предметов из додинастических гробниц и остатки зернохранилища, относящегося, вероятно, к эпохе Древнего царства. В окрестных горах сохранились наскальные рисунки додинастической эпохи с изображениями лодок. К эпохе Древнего царства, помимо городской территории, относятся также мастабы Каимена и Нефершемема времен IV династии.
В начале XII династии Нехеб стал столицей III нома: Гомаа отмечает, что в списке номов из Белой часовни Сенусерта I в качестве главного божества III нома Верхнего Египта названа Нехбет, владычица Нехеба (см. Gomaa F. Die Besiedlung Ägyptens während des Mittleren Reiches, I, 55). При раскопках храма Нехбет в Эль-Кабе были найдены блоки с именами Ментухотепа II и Себекхотепа III. Колоссальная статуя Сенусерта (I) была описана Шампольоном (Not. Descr. I, 266; PM V, 174), но ко времени начала систематического изучения Эль-Каба она уже разрушилась. Стела времени Аменемхета III рассказывает о восстановлении городских стен по приказу этого фараона. Ему же приписывается сфинкс, найденный при раскопках храма в 1891 году (CM CG 391). Себекхотеп III соорудил в Эль-Кабе святилище для церемониальной ладьи Нехбет, от которого сохранилось 14 известняковых блоков с рельефами (C. Eder. Die Barkenkapelle des Königs Sobekhotep III. in Elkab. Beiträge zur Bautätigkeit der 13. und 17. Dynastie an den Göttertempeln Ägyptens. Turnhout, 2002 (Publications du Comité des Fouilles Belges en Egypte, VII)). Ко времени XII династии относятся некрополи, находящиеся в пределах городских стен и за восточной стеной, а также скальная гробница Сенусерта. При XIII династии была сооружена гробница Ренсенеба (№ 9). Князь Эль-Каба Себекнехт, владелец большой скальной гробницы № 10 (см. Tylor. The Tomb of Sebeknekht), как установил Ю. фон Беккерат, был сыном современника царя XVII династии Небириау I.
Расцвет города пришелся на эпоху Нового царства. С этого времени и до ХХХ династии здесь велось активное строительство, следы которого сохранились до наших дней. Во времена экспедиции Наполеона (Description de l’Egypte, I, 343–350) и путешествия Шампольона (Lettres ecrites d’Egypte et de Nubie, p. 159–160) они были в лучшем состоянии.
К самым ранним памятникам Нового царства относятся скальные гробницы, среди которых особенно интересна гробница Яхмоса, сына Абаны, начальника гребцов времен Яхмоса I, основателя XVIII династии. В ней найдено знаменитое описание взятия Авариса и изгнания гиксосов (см., например, Loret, L’inscription d’Ahmes, fils d’Abane). Рядом с гробницей Яхмоса находится гробница его внука Пахери, украшенная рельефами с изображениями полевых работ, сцен охоты и погребения (Tylor, Griffith, The tomb of Paheri at El-Kab). К эпохе Аменхотепа I относится гробница начальника жрецов Ренни.
К западу от этих гробниц Тутмос III построил маленькую часовню, которая ныне лежит в руинах. Она была окружена галереей, и ее план позднее был повторен в сооружениях Нектанеба I в Эль-Кабе (Borchardt, Tempel mit Umgang, p. 93, sq.; Vandier, Manuel II, p. 808 sq.) Самым значительным сооружением Тутмоса III был построенный им на небольшом возвышении в центре города (на месте более древнего храма) главный храм богини Нехбет. Его сын Аменхотеп II пристроил к нему с запада храм, посвященный Тоту. Аменхотеп III в горах к востоку от города возвел небольшой храм с залом на четырех колоннах с хаторическими капителями (Tylor, The temple of Amenhotep III). Рамсес II частично перестроил храм Аменхотепа II и добавил к нему пилоны. Западнее он возвел маленькую часовню, сегодня полностью разрушенную, но известную по гравюрам старых путешественников. В правление того же фараона наместник Нубии Сетау построил к западу от часовни Аменхотепа небольшое святилище Тота. Рамсес II, кроме того, поместил свои картуши на стены часовни Аменхотепа III, которую отреставрировал его предшественник Сети I.
К эпохе Рамессидов относится находящаяся рядом с вышеупомянутыми гробницами XVIII династии скальная гробница другого Сетау, верховного жреца богини Нехбет. В Позднюю эпоху ее главное святилище было полностью перестроено Акорисом (XXIX династия) и Нектанебом (XXX династия). Храм был расширен за счет построек Аменхотепа II и приобрел план весьма далекий от храмов классического типа.
Вероятно, к той же эпохе относится стена, окружающая два описанных храма, к которым был добавлен третий (возможно, маммисий), возведенный недалеко от пилона, справа от входа. Перед пилоном находятся также остатки разрушенного узкого портика, вероятно, относящегося к позднему времени. Нектанеб I построил к северо-востоку от города еще одну маленькую часовню того же типа, что и часовня Тутмоса III.
При ХХХ династии вокруг города была построена мощная стена из сырцового кирпича, высотой 6 м и шириной 12 м. Она охватывала территорию, имевшую форму квадрата со стороной 530 м. Южный угол этой огромной стены, построенной частично на месте некрополя Древнего царства, был снесен паводком Нила в результате смещения речного берега.
При Птолемеях за пределами стены, окружавшей священную территорию, по обе стороны от пилонов были возведены два небольших сооружения, меньшее из которых, по-видимому, носило сакральный характер. Вероятно, той же эпохой следует датировать вторую стену ограды храмового комплекса, образовывавшую неправильный прямоугольник площадью приблизительно 150 на 200 м. Она охватывала не только прежний храмовый комплекс, но и священное озеро, часовню Рамсеса II и два новых сооружения эпохи Птолемеев (?). Птолемей VII отреставрировал часовню Аменхотепа III в горах и добавил к ней монументальный портик, ныне разрушенный. При Птолемеях VII, X и XI к северо-западу от часовни Сетау был построен храм, частично высеченный в скале. К нему вел пандус, заканчивавшийся платформой, за которой находились два двора с портиками и собственно святилище, высеченное в скале.
В греко-римскую эпоху к юго-западу от храмового комплеса выросли жилые кварталы. Во времена коптов юго-западная стена города (со стороны Нила) была разобрана и использована для строительства укрепленного монастыря.
В 1967 г. Пауль Вермерш обнаружил ряд хорошо сохранившихся слоёв эпипалеолитических стоянок (P. Derchain and P. Vermeersch, ElKab, 2 vols. Brussels and Louvain, 1971–1978). Датируемые радиокарбонным методом ок. 6400–5980 гг. до н.э., они относятся к поселениям местного микролитического производства и заполняют промежуток в хронологической последовательности доисторических культур Египта между поздним палеолитом (около 10 000 г. до. н.э.) и ранним неолитом (около 5500 г. до н.э.).