|
ЛАТОПОЛЬ (ЭСНА)
,
,
греческий ,
коптский .
Город расположен на западном берегу Нила к югу от Луксора на территории
III нома Верхнего Египта. С эпохи Среднего царства известен под двумя
названиями: и
. В Позднюю эпоху
— , отсюда происходит
арабское название Эсна. В эпоху Птолемеев этот город стал столицей III
нома, вместо Эль-Каба. Название Иунит было близко к Иуну — Гелиополю,
поэтому иногда Эсну называют Гелиополем Верхнего Египта.
С древнейших времен здесь процветал культ Хнума, бараноголового бога,
создавшего человечество на своем гончарном круге. Тексты сообщают, что
у Хнума было две супруги, Небту, «владычица округа», и львица Менхит,
рядом с которой встречаются ее сын Хека, крокодил Шеманефер и лев Туту
с человеческой головой. Почиталась в Эсне и богиня Нейт — другая ипостась
бога-творца, которая отделилась в этом месте от хаоса, создала мир и с
паводком Нила спустилась в Нижний Египет, в Саис, который и стал главным
центром ее культа. Сопровождавшие ее рыбы «латес» стали ее священными
животными, от которых и произошло греческое название города «Латополь».
Во всем номе их было запрещено употреблять в пищу; неподалеку от Эсны
найдено кладбище их мумий (Desroches-Noblecourt. Une fiole evoquant le
poisson «lates» de la deesse Neith // Melanges K. Michalowski, p. 71,
sq.).
Район Эсны был заселен очень рано, о чем свидетельствует додинастическое
поселение Адайма, находившееся в 8 км к югу от нынешнего города и существовавшее
на протяжении всего IV тысячелетия до н. э.: оно было покинуто лишь в
начале исторической эпохи. Французский Институт Восточной археологии с
1989 г. занимается раскопками местной жилой зоны и кладбищ, которые находятся
под угрозой из-за расширения площади посевов.
Самым значительным памятником этого центра был большой храм Хнума, от
которого уцелел только гипостильный зал, представляющий собой одно из
лучших архитектурных сооружений греко-римской эпохи в Египте. Второй,
северный храм, также относившийся к эпохе Птолемеев, существовал еще во
времена наполеоновской экспедиции, но в ХIХ в. был полностью разрушен.
В ходе работ по расчистке большого храма Хнума, проводившихся египетской
Службой древностей, был найден блок, декорированный в эпоху ХVIII династии,
и плита с картушем Псамметиха I. До конца Нового царства упоминания об
этом храме в текстах не встречаются (Pleyte, Rossi, Pap. Turin, 155–11).
При Птолемее VI Филометоре и Клеопатре II он был полностью перестроен.
На внутреннем фасаде гипостильного зала сохранились культовые сцены, изображающие
этих правителей с родителями — Птолемеем V Эпифаном и Клеопатрой I. Однако
большинство стен этого храма относятся к римской эпохе. При Тиберии к
фасаду был добавлен гипостильный зал с 24 колоннами. Его сооружение было
завершено при Клавдии и Веспасиане, но украшение его стен, на которых
изображены Тит, Домициан, Нерва, Адриан, Антонин Пий, Септимий Север и
Каракалла, продолжалось до середины III в. (самая поздняя надпись датируется
правлением Деция). Хорошо сохранившиеся росписи являются важным свидетельством
того, что римские императоры, следуя традициям фараонов, принимали символическое
участие в культовых церемониях.
Тексты храма Хнума считаются одними из самых сложных иероглифических текстов:
помимо орфографических ошибок, в них появляются новые иероглифические
знаки, происходящие из иератического письма. Во многих случаях встречается
тайнопись. Потолок украшен астрономическими изображениями и храмовыми
текстами, среди которых есть описание праздника «гончарного круга».
Сложные тексты этого позднего памятника были изданы благодаря многочисленным
экспедициям, копировавшим и фотографировавшим эти надписи с 1951 г. Семь
томов этих текстов были опубликованы Французским Институтом Восточной
археологии в 1959–1982 гг. (см. S. Sauneron, Le Temple d’Esna, в особенности
том V, в котором изучаются Les fetes religieuses d’Esna aux derniers siecles
du paganisme (Религиозные праздники Эсны в последние века язычества)).
Египетская Служба древностей обнаружила в центре деревни Комир в 15 км
к югу от Эсны руины храма греко-римской эпохи — одного из множества храмов,
возводившихся в ту пору по всей стране. Для того, чтобы расчистить часть
этого памятника, в 1976 и 1979 гг. с его территории пришлось убрать немало
жилищ. Сохранилось два-три слоя кладки: здесь можно прочесть гимн Анукет
и Нефтиде, высеченный в честь Антонина Пия.
D. Downes. The excavations at Esna 1905–1906. Warminster, 1974.
S. Sauneron. Esna, I–V. Cairo, 1959–67.
|
|
|