ФАЙЮМ

,

,

коптский .

Современное название происходит от слова , которым в Новом царстве называли большое озеро, занимавшее днище котловины, расположенной в сотне километров к юго-западу от современного Каира. Это не совсем оазис, поскольку он соединен с долиной Нила рукавом, который копты назвали Бахр-Юсуф, «река Иосифа». Его воды стекали в озеро по многочисленным каналам. С древних времен уровень этого озера понижался, и в настоящее время оно расположено на 43 м ниже уровня моря (Caton-Thompson G., Gardner E. O. The Desert Fayum, I–II. London, 1934). Крупное поселение на берегу озера появилось уже в позднем палеолите. В неолите здесь жили кочевые племена, материальная культура которых близка культуре «группы А» в Верхнем Египте. В окрестностях Файюма были также найдены следы культуры эпохи бронзы (4000–3600 гг. до н.э.), соответствующие культуре «группы В» в Верхнем Египте (Hayes W. C. Most Ancient Egypt. Ch. III–IV // Journal of Near Eastern studies, 23, 1964. P. 217–272; 32, 1964. P. 273–274)
Постепенно протоки и болота вокруг озера пересохли. Для знати Древнего царства оазис стал местом охоты в зарослях папируса. Кроме того, в озере ловили отличную рыбу. В одном из найденных текстов упоминается о том, что уже в Древнем царстве здесь выращивали огурцы.
В истории развития оазиса четко выделяются две фазы. Первая — Среднее царство, вторая — эпоха Птолемеев. Разграничить их на территории оазиса непросто. Греческие путешественники писали, что протяженность Файюмского оазиса около 720 км, но эта цифра представляется сильно преувеличенной, даже если учесть высыхание пограничных с пустыней земель. Еще сегодня некоторые ученые включают в регион Файюма поселения, расположенные у Бахр Юсуфа. К ним относятся пирамида, некрополь и город Эль-Лахун, центр Мединет-Гураб и пирамида Хавары.
Существует схематический план оазиса, составленный в античные времена. Речь идет о знаменитом папирусе Меридова озера. Монтэ (Montet P. Geographie de l'Egypte ancienne. II. Paris, 1957. P. 213) отвергает предположение, согласно которому опубликованный Ланцоне папирус (Lanzone R. V. Les papyrus du Lac Moeris: reunis et reproduits en fac-simile et accompagnes d'un texte explicatif. Turin, 1896) является описанием лабиринта. Он придерживается той точки зрения, что речь идет о географии оазиса, так же, как и на «географическом» папирусе Амхерст. В других списках поселений (см. Yoyotte J. Processions geographiques mentionnant le Fayoum et ses localites // Bulletin de l'Institut Francais d'Archeologie Orientale, 61, 1962, 79–138) упоминается 65 наименований, относящихся к Поздней эпохе. Пока удалось идентифицировать только некоторые из них.
Фараоны Среднего царства осуществили на территории Файюма большие ирригационные работы, построив плотины, дамбы и каналы, и использовали осушенные земли для посевов и для строительства городов и храмов. По Геродоту (II, 149–150), одним из самых интересных сооружений фараонов XII династии была система, регулировавшая с помощью каналов количество воды в озере, которое служило резервуаром для избыточных паводковых вод и играло ту же роль, что в наши дни играет водохранилище Асуанской плотины. Греки называли это озеро Моэрис, арабы — Биркет эль-Карун.
Поскольку Файюм — одна из самых плодородных и населенных провинций современного Египта, проведение раскопок на его территории затруднено. Тем не менее, здесь найдены многочисленные памятники, свидетельствующие об активной художественной деятельности правителей Среднего царства и более поздних эпох. Среди многочисленных памятников монументальной скульптуры найденных в Файюме, следует упомянуть о пьедесталах колоссов Аменемхета III в Бьяхму, о которых писал Геродот. Количество и качество скульптурных произведений, обнаруженных в оазисе и в соседних с ним центрах, позволяют выделить файюмскую школу, влияние которой распространялось достаточно широко (Vandier J. Manuel d’Archeologie egyptienne. III. Les grandes epoques. La statuaire. Paris, 1958. P. 173, 195, 265).
Фараоны Нового царства не проявляли активного интереса к этой провинции. К XVIII династии относится папирус Вильбур (Gardiner A. H. The Wilbour Papyrus. Oxford, 1948), в котором перечислены храмы, находившиеся в Файюме.
Второй период расцвета Файюмского оазиса приходится на эпоху Птолемеев. Птолемей II Филадельф предпринял здесь крупные ирригационные работы, поскольку оазис постепенно высыхал. В это время древний египетский город Шедит (Крокодилополь) становится столицей нового Арсинойского нома, названного так по имени жены и сестры царя (прежде Файюм входил в состав XXII нома). Птолемей Филадельф основал в Файюме множество поселений как для своих сподвижников, так и для обитавших в дельте греков. Последние занимали здесь привилегированное положение по сравнению с исконно египетским населением. Они распространили в Файюме культуру виноградников. Общественное и экономическое положение оазиса в эпоху Птолемеев известно нам благодаря находкам греческих папирусов. Птолемеи не только основывали новые города (Grenfell B. P., Hunt A. S., Hogarth D. G. Fayoum Towns and their papyri), но и интенсивно развивали столицу нома Крокодилополь-Арсиною.
Трудно сказать что-либо определенное о развитии оазиса в римскую и раннехристианскую эпоху, хотя в некоторых поселениях было найдено много интересных документов того времени. Но самая знаменитая находка — портреты на картонажах мумий или на досках, помещавшихся на уровне лица мумии. Они были написаны в технике темперы и энкаустики. Впервые их обнаружили в 1887 г. египетские крестьяне. Множество таких портретов было приобретено австрийским торговцем Теодором Графом. В настоящее время его коллекция распределена между музеями Берлина, Вены, Нью-Йорка и Беркли. С тех пор файюмские портреты стали предметом тщательных научных исследований, и стилистически сходные с ними изображения, найденные в других местах, тоже получили название файюмских. Исследования сосредоточились главным образом в оазисе. Уступая настояниям Г. Масперо, тогдашнего директора египетской Службы древностей, Питри дважды организовывал экспедиции в поисках таких портретов в некрополях римской эпохи. В 1961 г. в 77 музеях четырех континентов находилось 478 таких портретов (Zaloscer H. Portrats aus dem Wustensand. Wien-Munchen, 1961). Часть из них — языческие, часть — христианские, но у них есть общие черты, свидетельствующие о возникновении нового, очень выразительного стиля, нашедшего позднее свое наиболее яркое воплощение в византийских иконах.
Неудивительно, что из Файюма происходит множество коптских скульптур и рельефов. До наших дней здесь сохранились восемь коптских монастырей. С 1986 г. польская экспедиция исследует монастырские сооружения в Дейр эль-Наклуне, недалеко от современного Дейр эль-Малака, к югу от входа в Файюм. Помимо руин монастырей, в окрестных горах были найдены скальные скиты и множество текстов на папирусе и пергаменте, датируемых VI–VIII вв. В ските № 1 был найден пергамент с латинским текстом отрывков из XI книги Ab urbe condita — пропавшего произведения Ливия. Очевидно, что, несмотря на тысячи найденных текстов, находки новых литературных произведений здесь все еще возможны.