ГЕЛИОПОЛЬ

,

аккадский ,

греческий ,

коптский .

Столица XIII нижнеегипетского нома. Располагался на месте современных предместий Каира и Матарии.
В ходе археологических раскопок на этой территории были найдены дома и некрополи II периода культуры Накада (Debono, «La necrople predynastique d’Heliopolis», ASAE LII). Представляется неправдоподобным, что уже в додинастическую эпоху Гелиополь являлся столицей одного из египетских государств, хотя в Текстах Пирамид жители Иуну упомянуты как божественные правители доисторического царства, центром которого был этот город (Sethe, Urgeschichte, 127). С начала Древнего царства здесь находился культурный центр, в котором теологами была создана одна из древнейших космогонических систем Египта. Изначальным богом в ней считался Атум, священным животным которого был ихневмон. Атум достаточно быстро превратился в Атума-Ра, и в этом качестве он появляется в Текстах Пирамид.
Гелиопольская эннеада (девятка) может рассматриваться как образец космогонических концепций такого типа в египетской религии. Своеобразная доктрина Гелиополя позднее оказала влияние на религиозную реформу Эхнатона. В эпоху Нового царства наряду с эннеадой здесь почитались Хорахти, Хепри и другие божества, например, Хатхор или богиня Сешат. Последняя, по преданию, в присутствии Атума писала вместе с Тотом на листьях древа жизни Ишед имена и годы каждого фараона. В Гелиополе также почитали черного быка Мневиса, фетиш Бен-бен и Феникса. Следует упомянуть еще один фетиш — столб Иун, от которого, возможно, произошло название города. Необходимо напомнить, что смена IV династии V династией произошла благодаря гелиопольским жрецам, авторитет которых значительно возрос в период правления IV династии. Ими же был создан самый древний египетский календарь. Борьба за влияние между жрецами Гелиополя и Мемфиса, — столицы государства, располагавшейся по соседству, нашла свое отражение в конкурирующей мемфисской космогонии, главным богом которой был Птах. Тем не менее, предполагается, что в течение долгого времени первенство оставалось за Гелиополем. В эпоху Нового царства гелиопольская доктрина отошла на второй план, уступив место культу фиванского бога Амона. Однако доходы гелиопольского храма, без сомнения уступавшие доходам храма Амона Фиванского, превышали доходы храма Мемфиса (Erman, SPAW, 1903, 470).
Во времена экспедиции Наполеона стена, окружавшая в Гелиополе священную территорию, еще находилась в неплохой сохранности (Description de l’Egypte, Ant. V, pl. 56). Большинство сведений о памятниках этого города дошло до нас лишь благодаря литературным источникам. Множество признаков заставляет думать, что солнечный храм фараона V династии Ниусерра, обнаруженный в Абу-Гурабе, был копией знаменитого храма Атума в Гелиополе. Уже Джосер построил здесь святилище из кирпича и известняковых блоков, посвященное местной эннеаде, Хеопс во времена IV династии обнес памятник оградой, которая носила его имя вплоть до Саисской эпохи. VI династией датируются несколько гробниц верховных жрецов Атума, найденных возле восточных ворот ограды, и разбитый обелиск, обнаруженный в 1972 г. в Араб эль-Хисне с надписью, посвященной Тети, первому фараону этой династии.
В эпоху XII династии на месте древнего святилища в Гелиополе был возведен монументальный храм. Он был построен в период совместного правления Аменемхета I и его сына Сенусерта I, к третьему году царствования последнего. Этому храму принадлежал доныне сохранившийся на своем месте обелиск из красного гранита высотой 20,27 м, с четырех сторон украшенный надписями Сенусерта I. Это один из двух обелисков, возведенных в этом месте фараоном в честь тридцатилетия своего правления, отмечавшегося через 27 лет после основания храма Атума-Ра. Второй обелиск был разрушен в XII в. Сам храм известен лишь благодаря происходящим из него памятникам. Так, два обелиска, один из которых называется "иглой Клеопатры" и в настоящий момент находится в Лондоне, а другой — в Центральном Парке Нью-Йорка, были установлены в Александрии при Августе (22 г. до н. э.), но изначально они были высечены на 36 году правления Тутмоса III и расположены перед одним из пилонов храма Атума-Ра в Гелиополе. В те времена их вершины были покрыты золотыми пластинами. Тутмос III на 47 году своего правления отреставрировал также храм Ра, о чем свидетельствует надпись на найденной в Гелиополе стеле.
Представляется вероятным, что прежде чем Эхнатон основал новую столицу в Эль-Амарне, храм Атума-Ра был дополнен тремя большими дворами, перед которыми находились пилоны. Может быть, он послужил моделью для строителей храма Атона в Эль-Амарне. Исследователи полагают, что главный вдохновитель амарнской реформы, отец Эхнатона, Аменхотеп III, приказал построить в Гелиополе храм, посвященный Атону. На одной из найденных там стел изображены Аменхотеп IV с семьей, прославляющие Атона. Эта стела позднее была узурпирована Хоремхебом и Паремхебом, верховным жрецом культа Ра в Гелиополе.
Многочисленные сооружения были возведены здесь при Сети I: к ним относится обелиск, украшающий сегодня Пьяцца дель Пополо в Риме. О строительстве времен Рамсеса II свидетельствуют остатки храма, обнаруженные в 1962–1967 гг., а также многочисленные надписи и другие находки.
Много сделал для Гелиополя Рамсес III. Он укрепил стену, ограждавшую святилище, площадь которого составляла в те времена 475 на 1100 м. По его приказу были возведены великолепные статуи Атума и посвященное Атуму и богине Тефнут гранитное святилище с инкрустированными золотом медными дверями. Кроме того, он приказал построить или перестроить три главных храма Гелиополя, посвященных Атуму, Ра и Хору. Вероятно, во времена правления этого фараона Гелиополь переживал расцвет, отражавшийся в монументальной архитектуре его священного комплекса, количестве памятников, а также числе жрецов и служителей в возведенных храмах. Во всяком случае, такую точку зрения обосновывают работы археологического факультета Каирского университета, который в течение многих лет ведет раскопки на территории Матарии, где было обнаружено огромное здание, вне всяких сомнений относящееся к временам правления Рамсеса III. При нем число служителей одного лишь храма Атума составляло 4583 человека (папирус Харрис I, 31, 3). Огромный некрополь гелиопольских жрецов и два захоронения быков Мневисов (одно датировано временем правления Рамсеса II, другое — Рамсеса VII) также относятся к эпохе Рамессидов. Сюда необходимо добавить сооружение с лестницей, обнаруженное в 1981–1982 гг. к северу от храма Рамсеса III: предположительно оно также является местом погребения священного быка.
Некоторые наиболее выдающиеся правители Поздней эпохи и эпохи Птолемеев стремились украсить священную территорию Гелиополя фигурами сфинксов (Псамметих I, Априй) или обелисками (Псамметих II). Ограда комплекса была возведена, вероятно, в годы правления Амасиса — предпоследнего фараона XXVI династии: судя по надписи в автобиографической части погребальной стелы, случайно найденной в Матарии, один высокопоставленный чиновник хвастался тем, что в 42 году его правления контролировал строительство «стены Хнумибра» (Амасиса), расположенной «вокруг большого дворца». Она имела тридцать локтей в ширину (что составляет 15,60 м, в то время как ширина стены, окружавшей храмы Карнака, не превышает 12 м!). Сохранились также следы строительства времен Нектанеба и Птолемеев. Однако постепенно древний Он приходил в упадок. Это ясно, несмотря на сомнительность оставленной Страбоном (XVII, 805,6) информации о разрушении города и храмов Камбизом. Геродот также оставил некоторые сведения об этом городе, но особенно ценен для нас рассказ Страбона, которому даже показали дом, где жил Платон, и место, откуда Евдокс вел астрономические наблюдения. Однако в целом, Гелиополь оставил у Страбона впечатление покинутого города. Два обелиска из тех, что некогда украшали территорию храма, уже находились в Риме: их перевезли в 10 году правления Августа (речь идет об обелиске Сети I, расположенном на Пьяцца дель Пополо, и обелиске Псамметиха II, находящемся на Пьяцца ди Монте-Читорио); прочие, остававшиеся в городе, Страбон нашел разрушенными (XVII, 29–30): с приходом Августа Гелиополь стал жертвой систематического расхищения произведений искусства, которые вывозились в новые крупные центры — Александрию и Рим.
Арабы использовали каменные блоки Гелиополя для строительства Каира. Христианская традиция считала, что в предместье Каира, Матарии, находилось дерево, по легенде скрывшее своими ветвями Святое Семейство от солдат Ирода. Очевидно, эта традиция не имела ничего общего с почитаемым в древности древом Ишед богини Сешат.
Распространение культур и урбанизация древнего города солнца, превратившегося в одно из предместий Каира, сделали невозможными систематические раскопки на его территории. Большая часть находок, становящихся все более редкими, сделана в ходе временных поисков, проводимых египетской Службой древностей. Многие открытия были сделаны случайно, во время земляных работ. Так в 1988 г. была найдена пустая, но очень хорошо сохранившаяся (особенно хорошо сохранились краски) гробница некого Панехси, жреца и казначея Псамметиха II (см. A. el-Sawi, F.Gomaa, Das Grab des Panehesi, Gottesvaters von Heliopolis in Matariya, 1993).