АНКИРОНПОЛЬ (ЭЛЬ-ХИБА)
,
,
греческий ,
коптский (?).
Территория
Анкиронполя состоит из двух главных частей: холма на месте города, окружённого
стеной из сырцового кирпича, и нескольких отдаленных некрополей с многочисленными
захронениями.
Возникновение поселения
на территории Эль-Хибы относится к III Переходному периоду (X–VII вв.
до н.э.). С конца XX и до XXII династии он был важной пограничной крепостью
между территориями, контролируемыми Гераклеополем Магна и Гермополем Магна.
На кирпичах ограждавшей его стены сохранились печати с именами Пинеджема I
и Менхеперра — могущественных фиванских жрецов Амона-Ра, для которых этот
город, по-видимому, служил резиденцией в начале XXI династии.
Во время правления царя
XXII династии Шешонка I (945–924 гг. до н.э.) в городе
был построен небольшой известняковый храм, посвящённый местной ипостаси
бога Амона — «Амону скалы» (или «Амону великому грохотом»). Художественное
оформление храма было закончено, видимо, уже при Осокорне I, а во
времена XXX династии построен пронаос. Остатки храма дошли до нашего
времени. В эпоху XXV династии город Теуджой упоминается в начале стелы
Пианхи (строка 4) среди восточных номов, открывших ворота Тефнахту.
После упадка во времена Позднего периода город вновь приобрел известность
в греко-римскую эпоху под именем Анкиронполь («Город якорей»), превратившись
в военное поселение. Анкиронполь упоминается у Птолемея (IV. 5), как город
в Афродитопольском номе.
В 1891 г. в Эль-Хибе
был найден папирус с текстом о путешествии Уну-Амона в Библ, который затем
был приобретён В.С. Голенищевым (Голенищев В.С. Гиератический
папирус из коллекции В. Голенищева, содержащий отчет о путешествии египтянина
Уну-Амона в Финикию // Сборник статей учеников профессора В.Р. Розена.
СПб, 1897. С. 45–46). Приблизительно в это же время в Эль-Хибе был
найден другой известный документ — огромный демотический папирус персидского
периода Райландс IX, на котором записана история жрецов храма Амона
Теуджойского ("Повесть о Петеисе III").
Первые раскопки в Эль-Хибе
проводились под руководством Ахмеда Камаля в 1901 г. (Kamal A.
Description générale des ruines de Hibé, de son temple
et de sa necropolé // ASAE, 2, 1901. P. 84–91). Затем, в 1902–1903
гг. здесь работали Б. Гренфелл и А. Хант. Однако все эти раскопки
велись только в некрополях (где среди прочего были обнаружены тайники
с греческими и демотическими папирусами) и на греко-римской территории
города (Grenfell B., Hunt A. The Hibeh papyri I.
London, 1906; Turner E.G. The Hibeh papyri II. London, 1955).
Зимой 1913–1914 гг.
немецкие археологи под руководством Х. Ранке полностью раскопали
остатки храма Амона и частично — греко-римские сооружения. Были изданы
надписи и некоторые рельефы (Ranke H. Koptische Friedhofe bei Karara
und der Amontempel Scheschonks I. bei el Hibe. Berlin, 1926). Лучшие
блоки с рельефами увезли в Гейдельберг. В 1934–1935 гг. большое количество
захоронений и остатков сооружений греко-римского периода открыла итальянская
экспедиция (Paribeni E. Rapporto preliminare su gli scavi
de Hibeh // Aegyptus, 15, 1935. P. 385–404)
Следующий этап изучения
территории Эль-Хибы относится уже к 1980 г., когда экспедиция под руководством
американского археолога Роберта Венке провела поверхностное исследование
всей территории города (Wenke R.J. Archaeological investigations
at el-Hibeh 1980: Preliminary report. Malibu, 1984). Весной 2001 г.
в Эль-Хибе начала работу группа американских археологов из университета
Беркли (Калифорния). Было установлено, что из-за повышения уровня грунтовых
вод вызванного орошением близлежащих полей, состояние храма с каждым годом
ухудшается.
О раскопках 2001–2004 гг.: http://neareastern.berkeley.edu/hibeh/index.htm
|