АНКИРОНПОЛЬ (ЭЛЬ-ХИБА)

,

,

греческий ,

коптский (?).

Территория Анкиронполя состоит из двух главных частей: холма на месте города, окружённого стеной из сырцового кирпича, и нескольких отдаленных некрополей с многочисленными захронениями.
Возникновение поселения на территории Эль-Хибы относится к III Переходному периоду (X–VII вв. до н.э.). С конца XX и до XXII династии он был важной пограничной крепостью между территориями, контролируемыми Гераклеополем Магна и Гермополем Магна. На кирпичах ограждавшей его стены сохранились печати с именами Пинеджема I и Менхеперра — могущественных фиванских жрецов Амона-Ра, для которых этот город, по-видимому, служил резиденцией в начале XXI династии.
Во время правления царя XXII династии Шешонка I (945–924 гг. до н.э.) в городе был построен небольшой известняковый храм, посвящённый местной ипостаси бога Амона — «Амону скалы» (или «Амону великому грохотом»). Художественное оформление храма было закончено, видимо, уже при Осокорне I, а во времена XXX династии построен пронаос. Остатки храма дошли до нашего времени. В эпоху XXV династии город Теуджой упоминается в начале стелы Пианхи (строка 4) среди восточных номов, открывших ворота Тефнахту. После упадка во времена Позднего периода город вновь приобрел известность в греко-римскую эпоху под именем Анкиронполь («Город якорей»), превратившись в военное поселение. Анкиронполь упоминается у Птолемея (IV. 5), как город в Афродитопольском номе.
В 1891 г. в Эль-Хибе был найден папирус с текстом о путешествии Уну-Амона в Библ, который затем был приобретён В.С. Голенищевым (Голенищев В.С. Гиератический папирус из коллекции В. Голенищева, содержащий отчет о путешествии египтянина Уну-Амона в Финикию // Сборник статей учеников профессора В.Р. Розена. СПб, 1897. С. 45–46). Приблизительно в это же время в Эль-Хибе был найден другой известный документ — огромный демотический папирус персидского периода Райландс IX, на котором записана история жрецов храма Амона Теуджойского ("Повесть о Петеисе III").
Первые раскопки в Эль-Хибе проводились под руководством Ахмеда Камаля в 1901 г. (Kamal A. Description générale des ruines de Hibé, de son temple et de sa necropolé // ASAE, 2, 1901. P. 84–91). Затем, в 1902–1903 гг. здесь работали Б. Гренфелл и А. Хант. Однако все эти раскопки велись только в некрополях (где среди прочего были обнаружены тайники с греческими и демотическими папирусами) и на греко-римской территории города (Grenfell B., Hunt A. The Hibeh papyri I. London, 1906; Turner E.G. The Hibeh papyri II. London, 1955).
Зимой 1913–1914 гг. немецкие археологи под руководством Х. Ранке полностью раскопали остатки храма Амона и частично — греко-римские сооружения. Были изданы надписи и некоторые рельефы (Ranke H. Koptische Friedhofe bei Karara und der Amontempel Scheschonks I. bei el Hibe. Berlin, 1926). Лучшие блоки с рельефами увезли в Гейдельберг. В 1934–1935 гг. большое количество захоронений и остатков сооружений греко-римского периода открыла итальянская экспедиция (Paribeni E. Rapporto preliminare su gli scavi de Hibeh // Aegyptus, 15, 1935. P. 385–404)
Следующий этап изучения территории Эль-Хибы относится уже к 1980 г., когда экспедиция под руководством американского археолога Роберта Венке провела поверхностное исследование всей территории города (Wenke R.J. Archaeological investigations at el-Hibeh 1980: Preliminary report. Malibu, 1984). Весной 2001 г. в Эль-Хибе начала работу группа американских археологов из университета Беркли (Калифорния). Было установлено, что из-за повышения уровня грунтовых вод вызванного орошением близлежащих полей, состояние храма с каждым годом ухудшается.

О раскопках 2001–2004 гг.: http://neareastern.berkeley.edu/hibeh/index.htm