ИСЕЙОН (БЕХБЕТ ЭЛЬ-ХАГАР)
,
греческий 
Поселение
Бехбет эль-Хагар привлекает внимание впечатляющими руинами одного из величайших
святилищ Исиды в Египте. Исейон, выстроенный из черного и красного гранита,
ныне представляет собой хаотическую груду гигантских блоков, при взгляде
на которую кажется, что катаклизм прервал здесь игру какого-то великана.
Несмотря на отсутствие блоков, увезенных в музеи, создается впечатление,
что здесь сохранились все части рухнувшего храма и достаточно лишь найти
необходимые средства для его реконструкции, чтобы вернуть ему былое величие.
Уже разработан первоначальный проект восстановления храма (Favard-Meeks
Ch. Project for the Rescue of the Temple and the Site of Behbeit el-Hagara
(Province of Gharbieh) // Dritte Agyptologische Tempeltagung. Wiesbaden,
1995. S. 321–323). Эта цель стоит усилий, так как памятник, план которого
в настоящий момент угадывается с трудом, действительно обещает быть великолепным:
его рельефы, созданные при двух Нектанебах и Птолемеях II и III,
обладают равно высоким качеством (Steindorff G. Reliefs from
the Temples of Sebennytos and Iseion in American Collections // Journal
of the Walters Art Gallery, VII–VIII, 1944–45. P. 38–59. Favard-Meeks Ch.
Behbeit el-Hagara. Le "temple de la fête" et la famille
osirienne // Feste im Tempel. Vierte Ägyptologische Tempeltagung.
Wiesbaden, 1998. S. 123–133).
Город упоминается на стеле
Пианхи (стк. 115), где указывается, что он входил в состав Себеннитского
нома, которым тогда управлял Акенеш. Сооружение храма, начатое при царе
XXX династии Нектанебе II, было возобновлено намного позже, уже при Птолемее II,
когда соорудили основную часть здания — святилище Исиды — и несколько
молелен Осириса позади храма и на его крыше. Строительство храма продолжилось
при Птолемее III. В настоящее время каменные блоки, из которых был
построен храм, разбросаны на участке площадью 80 на 55 м.
На основе анализа и систематизации
каменных фрагментов в соответствии с архитектурными частями здания, к
которым они относились, была проведена приблизительная реконструкция внешнего
вида храма. Аллея вела от Нила к гипостильному залу с хаторическими фризами.
За ним находилось святилище Исиды и молельни Осириса. Молельни были посвящены
разным ипостасям Осириса: Hwt-sr "владыке",
Hwt-rs-wDA "просыпающемуся невредимым",
Hwt-HmAg "возрождающемуся"
и pr-qA "Осирису всеобъемлющему",
включающему все ипостаси. Точное расположение молельни "Осириса возрождающегося"
пока неизвестно. Наиболее важная из молелен помещалась на крыше прямо
над святилищем Исиды. (Favard-Meeks Ch. Le temple de Behbeit el-Hagara,
Essai de reconstitution et d'interprétation. Hamburg, 1991. Favard-Meeks
Ch. The temple of Behbeit el-Hagara // The temple in Ancient Egypt.
New discoveries and recent research. London, 1997. P. 102–111).
|