ИСЕЙОН (БЕХБЕТ ЭЛЬ-ХАГАР)

,

греческий

Поселение Бехбет эль-Хагар привлекает внимание впечатляющими руинами одного из величайших святилищ Исиды в Египте. Исейон, выстроенный из черного и красного гранита, ныне представляет собой хаотическую груду гигантских блоков, при взгляде на которую кажется, что катаклизм прервал здесь игру какого-то великана. Несмотря на отсутствие блоков, увезенных в музеи, создается впечатление, что здесь сохранились все части рухнувшего храма и достаточно лишь найти необходимые средства для его реконструкции, чтобы вернуть ему былое величие. Уже разработан первоначальный проект восстановления храма (Favard-Meeks Ch. Project for the Rescue of the Temple and the Site of Behbeit el-Hagara (Province of Gharbieh) // Dritte Agyptologische Tempeltagung. Wiesbaden, 1995. S. 321–323). Эта цель стоит усилий, так как памятник, план которого в настоящий момент угадывается с трудом, действительно обещает быть великолепным: его рельефы, созданные при двух Нектанебах и Птолемеях II и III, обладают равно высоким качеством (Steindorff G. Reliefs from the Temples of Sebennytos and Iseion in American Collections // Journal of the Walters Art Gallery, VII–VIII, 1944–45. P. 38–59. Favard-Meeks Ch. Behbeit el-Hagara. Le "temple de la fête" et la famille osirienne // Feste im Tempel. Vierte Ägyptologische Tempeltagung. Wiesbaden, 1998. S. 123–133).
Город упоминается на стеле Пианхи (стк. 115), где указывается, что он входил в состав Себеннитского нома, которым тогда управлял Акенеш. Сооружение храма, начатое при царе XXX династии Нектанебе II, было возобновлено намного позже, уже при Птолемее II, когда соорудили основную часть здания — святилище Исиды — и несколько молелен Осириса позади храма и на его крыше. Строительство храма продолжилось при Птолемее III. В настоящее время каменные блоки, из которых был построен храм, разбросаны на участке площадью 80 на 55 м.
На основе анализа и систематизации каменных фрагментов в соответствии с архитектурными частями здания, к которым они относились, была проведена приблизительная реконструкция внешнего вида храма. Аллея вела от Нила к гипостильному залу с хаторическими фризами. За ним находилось святилище Исиды и молельни Осириса. Молельни были посвящены разным ипостасям Осириса: Hwt-sr "владыке", Hwt-rs-wDA "просыпающемуся невредимым", Hwt-HmAg "возрождающемуся" и pr-qA "Осирису всеобъемлющему", включающему все ипостаси. Точное расположение молельни "Осириса возрождающегося" пока неизвестно. Наиболее важная из молелен помещалась на крыше прямо над святилищем Исиды. (Favard-Meeks Ch. Le temple de Behbeit el-Hagara, Essai de reconstitution et d'interprétation. Hamburg, 1991. Favard-Meeks Ch. The temple of Behbeit el-Hagara // The temple in Ancient Egypt. New discoveries and recent research. London, 1997. P. 102–111).