КАРНАК

,

Карнак — главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (XVI–XII вв. до н. э.). Его храмовый ансамбль сложился в начале Нового царства, он представляет собой совокупность трех основных архитектурных комплексов. Самым большим среди них был храмовый комплекс Амона-Ра. Севернее него находился храмовый комплекс Монту, южнее — храмовый комплекс Мут.
Храмы Карнака представляют собой сооружения с чередующимися по продольной оси залами и дворами, разной величины, в которых в разное время строились часовни и небольшие храмы, пилоны и обелиски.
Храм Амона-Ра был соединен аллеями сфинксов с храмом Мут, храмом Амона в Луксоре и берегом Нила. Сохранилась часть сфинксов эпохи Аменхотепа III, остальные относятся к более поздней эпохе.
В 1967 г. был создан франко-египетский Центр исследования и реставрации карнакских храмов, который с того времени ведет активные работы на территории святилища Амона, в т.ч. раскопки жилищ жрецов, воссоздание IX пилона, реставрацию росписей, восстановление статуи Тутмоса IV, создание музея под открытым небом и т. д.
(Legrain G. Les temples de Karnak. Brussels, 1929. Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970. Lauffray J. Karnak d'Egypte. Domaine du divin. Paris, 1979. Schwaller de Lubicz R. A., Les temples de Karnak. Contribution a l'etude de la pensee pharaonique. Vol. I-II. Paris, 1982)

Храмовый комплекс Амона-Ра создавался в течение более полутора тысячелетий, примерно с XX до I в. до н. э. К первоначальному ядру его, много раз перестраивавшемуся, впоследствии добавлялись новые части: пилоны, дворы, гипостильные залы и отдельные небольшие храмы. Площадь всего комплекса составляет 123 гектара. Это самое величественное святилище Египта.
Основные части комплекса: храм Амона Фиванского (10 пилонов, большой гипостильный зал, 4 обелиска) хеб-седный храм Тутмоса III, храм Хонсу, хеб-седный храм Аменхотепа II, храм Рамсеса III, храм Птаха, храм Осириса-Хекаджет, храм Ипет.
Еще во времена Среднего царства здесь было построено небольшое святилище Амона.
Яхмос I провел работы по реставрации святилища, как свидетельствует надпись на стеле, найденной у VII пилона храма, и установил новые кедровые колонны.
Аменемхет I, первый царь XII династии, на территории святилища Амона построил известняковый храм и молельню для праздника Хеб-сед.
Сенусерт I преуспел в украшении этого святилища более своего предшественника. По-видимому, именно ему принадлежал храм, руины которого были найдены в центре возникшего здесь позднее огромного храма, им же был построен храм-киоск, принадлежавший к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенный Аменхотепом III, использовавшим его каменные блоки для строительства III пилона храма Амона. Киоск был восстановлен в 1937–1938 гг. архитектором А. Шеврье к северу от большого карнакского храма. На его кладке сохранился знаменитый список египетских номов периода Среднего царства.
Аменхотеп I построил в Карнаке алебастровый храм-киоск, который удалось реконструировать из блоков, найденных в более поздних сооружениях.
Тутмос I построил на месте разрушенного святилища эпохи Среднего царства три пилона — VI, V и IV, — ведущих к прямоугольному в плане храму. Следует отметить, что южная часть этого храма немного расширена относительно центральной оси. Перед IV пилоном, который в те времена был входным, Тутмос I поставил два гранитных обелиска высотой 23 м.
Тутмос II, видимо, уделял не слишком много внимания святилищу Амона, хотя некоторые блоки из его сооружений можно найти в числе камней, повторно использованных при сооружении III пилона. Его имя появляется на постройках, возведенных в Карнаке при Хатшепсут и Аменхотепе II.
Царица Хатшепсут велела построить в Карнаке в центре храма Тутмоса I кварцитовый зал для священной барки, а также множество боковых залов, именуемых «покоями царицы». При ней было также воздвигнуто четыре обелиска: два между IV и V пилонами, в гипостильном зале Тутмоса I, и два — у восточной стены храма. Кроме того, на южной стороне храма был сооружен VIII пилон.
Тутмос III, преемник Хатшепсут, значительно расширивший границы Египта, явно враждебно относился к созданиям царицы. Он увеличил храм Амона, добавив два обелиска перед обелиском Тутмоса I и построив в восточной части храма великолепный зал для праздника Сед, окруженный многочисленными часовнями. Обелиски царицы в зале Тутмоса I он велел окружить стеной высотой 20,13 м, впрочем, высота этой стены уступала высоте обелисков (30,70 м). Свою деятельность в Карнаке Тутмос III начал с разрушения и переделки построек своих предшественников. Он полностью изменил облик зала Тутмоса I и поставил между V и VI пилонами осирические статуи этого царя, украшавшие прежде стену святилища. Он изменил и портик между V и VI пилонами, поместив там знаменитый список побежденных Египтом народов. Между VI пилоном и постройками эпохи Хатшепсут он построил вестибюль с двумя геральдическими опорами, символизировавшими единство Верхнего и Нижнего Египта. На его стенах сохранились фрагменты текста летописи, повествующей о воинских подвигах этого царя, поэтому этот вестибюль называют западным залом анналов. Сходный текст сохранился на стене, которую Тутмос III велел возвести вдоль южной стороны северной части «покоев Хатшепсут». Ее рельефы увековечивают подношения Амону, сделанные царем. Большой праздничный зал (Ах-мену) он окружил многочисленными залами, один из которых был двухэтажным. Особенно интересен зал № 2, стены которого украшены рельефами, получившими название «ботанический сад». Те же сюжеты частично повторяются в зале № 22 (Beaux N. Le Cabinet curiosites de Thoutmosis III. Plantes et animaux du "Jardin botanique" de Karnak. Leuven, 1990). В маленьком помещении, примыкающем к юго-западному углу гипостильного зала, рельефы изображают царя, приносящего жертвы своим предшественникам. В момент обнаружения рельефов на них можно было различить 61 царский картуш. Этот памятник чрезвычайно ценен для составления хронологии Древнего Египта. Ныне его рельефы хранятся в Лувре.
К востоку от большого священного комплекса между двумя обелисками Хатшепсут Тутмос III построил еще один, более скромный храм. Зал этого храма был пятинефным, базиликального типа, с более высокими тремя средними нефами. 32 колонны средних нефов были четырехгранными, 20 остальных — в виде деревянных шестов, сужающихся книзу.
На юге перед пилоном царицы Тутмос III возвел новый VII пилон, а у священного озера — часовню. Двор, образовавшийся между двумя пилонами, он украсил своими гранитными статуями. Ниломер, находившийся перед священным озером, также был сооружен по его приказанию, как и посвященный Птаху небольшой храм в северной части священной территории храма Амона. Позднее к нему были добавлены ворота и новые рельефы.
Аменхотеп II и Тутмос IV уделяли украшению Карнака меньше внимания. Аменхотеп II построил здесь небольшой храм, который после возведения Хоремхебом IX и X пилонов оказался в восточной части нового двора. Точно неизвестно, относятся ли архитектурные фрагменты, найденные между V и IX пилонами, к часовне, возведенной этим фараоном. Во всяком случае, мы знаем, что и он и Тутмос IV оставили в Карнаке небольшие алебастровые часовни, блоки которых были найдены в массиве III пилона.
Аменхотеп III внес изменения в храм Амона: в массиве возведенного им III пилона были найдены блоки, происходящие из более древних сооружений, существовавших к тому времени на территории священного комплекса.
Возможно, при нем же была построена центральная колоннада гипостильного зала, состоящая из 12 колонн (изначально их было 14 — две восточные впоследствии оказались на месте II пилона), образующих аллею, ведущую к новому в ходу в храм. Колонны, высотой 20,4 м, диаметром 3,57 м, имели раскрытые папирусообразные капители, скрывающие абаки, что снижало ощущение массивности, создавая видимый интервал между капителью и архитравной балкой, лежащей на абаке. Подобная колоннада даже с тем же количеством колонн была построена почти в это же время в Луксорском храме.
Около священного озера Амона он установил громадную фигуру гранитного скарабея, отождествлявшегося с Атумом-Хепри. Еще одно творение Аменхотепа III в Карнаке — знаменитый храм Хонсу, расположенный в юго-западной части комплекса. Его строительство было продолжено Рамсесом III. Преемники последнего украсили храм рельефами и внесли в него некоторые изменения.
Еще Мариетт предположил, что храм Рамсеса III был возведен на месте храма времен Аменхотепа III. М. Э. Матье выдвинула гипотезу о том, что к временам Аменхотепа III восходит общий план этого сооружения. В этом храме была найдена статуя Аменхотепа, архитектора Аменхотепа III, а в его стенах сохранились древние блоки стелы времен Аменхотепа II. Известно, что аллея сфинксов, начинавшаяся у храма Аменхотепа III в Луксоре, вела прямо ко входу в этот храм. Мы знаем, что уже со времен Среднего царства к югу от храма Амона находился культовый центр Хонсу. Трудно представить, что вплоть до времен Рамсеса III у одного из богов фиванской триады, сына Амона и Мут, не было своего храма в Карнаке.
Аменхотеп IV перед тем, как перенести свою столицу в Ахетатон, выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона в Карнаке. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Прежде всего, речь идет о колоссальных статуях царя, которые стояли у опор, образовывавших перистиль. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле. Они были извлечены из более поздних сооружений, прежде всего, из IX пилона, возведенного Хоремхебом.
Его преемники Тутанхамон и Эйе, судя по архитравам с их именами, тоже вели строительство в Карнаке. Стремясь очистить себя от подозрений в причастности к амарнской ереси, они посвятили Амону статуи и стелы. Тутанхамон, кроме того, украсил рельефами колоннаду Аменхотепа III.
Хоремхеб, последний царь XVIII династии, высек свои картуши на рельефах этой колоннады и возвел в Карнаке три пилона, II, IX и X, последние два — из блоков более древних строений. Перед входом II пилона был небольшой вестибюль, стены которого украшались во времена Хоремхеба, но все царские картуши, кроме одного, были переделаны под имена Рамсесов I и II. Его же правлением датируется аллея сфинксов между X пилоном и святилищем Мут, а также несколько стел, установленных им в различных частях комплекса, в том числе в небольшом храме Птаха.
Самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке является, несомненно, знаменитый гипостильный зал, построенный Сети I и Рамсесом II между II и III пилонами. По сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, они добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток—запад. В потолке центрального нефа имелись окна, а в боковых нефах — небольшие отверстия. Несмотря на полумрак, царивший в помещении, его стены и колонны были богато украшены рельефами. Рельефы покрывали также и внешние стены, и стены гипостильного зала, возведенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной — интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше) (El-Sharkawy A. Der Amun-Tempel von Karnak. Die Funktion der Grossen Saulenhalle, erschlossen aus der Analyse der Dekoration ihrer Innenwande. Berlin, 1997. Rondot V. La Grande Salle Hypostyle de Karnak. I. Les architraves. II. Texte. Paris, 1997).
Стены двора между VII пилоном и южным входом в храм Амона также покрыты надписями времен Рамсеса II, среди которых особенно интересны тексты, касающиеся договора с хеттами. Вестибюль у II пилона тоже был украшен рельефами, а перед пилоном Рамсес II поставил две свои колоссальные гранитные статуи. От Нила к входу в храм вела проложенная им аллея криосфинксов (т. е. сфинксов с головами баранов). Ее западная часть перед I пилоном сохранилась на своем месте, а восточная позднее, после сооружения первого двора, была смещена к югу. Перед IX пилоном тоже были поставлены колоссальные статуи царя и его супруги Нефертари. В правление Рамсеса II были построены и два небольших храма: один, посвященный Амону, — к востоку от главного храма, другой — рядом с храмом Мут, в восточном углу комплекса.
Мернептах, преемник Рамсеса II, создал рельефы, украшающие восточную стену северного двора VII пилона, где изображена битва фараона с ливийцами и народами моря.
Сети II построил перед храмом Амона часовню, посвященную фиванской триаде (позднее она оказалась на территории большого двора) (Chevrier H. Le temple reposoir de Seti II a Karnak. Le Caire, 1940). Он намеревался также расширить храм в сторону Нила, о чем свидетельствует его обелиск, установленный на набережной.
Рамсес III, царь XX династии около II пилона соорудил храм, ориентированный по оси север—юг. Его двор с двух сторон украшали осирические статуи царя. Наряду с храмом Хонсу этот храм является лучше всего сохранившимся святилишем Карнака. К северу от храма Амона, у III пилона он построил еще одно, более скромное святилище. Третий храм он заложил в западном углу комплекса, за священным озером посвященного Мут.
Последующие Рамсесы не оставили после себя никаких существенных построек, за исключением стены с порталом, связывающей III и IV пилоны: она была перестроена или возведена по приказу Рамсеса IX.
Последний правитель XIX династии Сети II построил перед храмом Мут в Карнаке пилон, а перед храмом Амона — часовню, посвященную фиванской триаде (позднее она оказалась на территории большого двора) (H. Chevrier, Le temple reposoir de Seti II a Karnak, 1940). Он намеревался также расширить храм в сторону Нила, о чем свидетельствует его обелиск, установленный на набережной.
Среди фараонов XX династии в украшении столицы особенно преуспел Рамсес III. Его крупнейшим архитектурным творением стал храм, возведенный около II пилона храма Амона в Карнаке и ориентированный по оси север—юг. Его двор с двух сторон украшали осирические статуи царя. Наряду с храмом Хонсу этот храм является лучше всего сохранившимся святилишем Карнака. К северу от храма Амона, у III пилона он построил еще одно, более скромное святилище. Третий храм он заложил в западном углу комплекса, посвященного Мут, за священным озером. Современное состояние храма Хонсу — также дело его рук, хотя более поздние Рамсесы тоже украшали этот храм. От их времен в Карнаке не осталось никаких существенных построек, за исключением стены с порталом, связывающей III и IV пилоны: она была перестроена или возведена по приказу Рамсеса IX.
Цари-жрецы XXI династии, правившие в Фивах, увековечивали свои имена на стенах уже существовавших построек. Благоприятные условия для развития монументальной архитектуры оказались утрачены из-за распада страны на Верхний и Нижний Египет, перешедший под власть царей, обосновавшихся в Танисе. Лишь Херихор, первый представитель этой династии, добавил к храму Хонсу в Карнаке двор с колоннами.
Цари XXII династии построили в Карнаке портик в юго-восточном углу первого двора, между храмом Рамсеса II и II пилоном. Царь Осоркон II возвел также маленькую часовню на берегу священного озера.
Осоркон IV начал сооружать небольшой храм Осириса-Хекаджет в северо-восточной части комплекса, достроенный последующими царями.
Нубийские правители из Напаты после завоевания Египта должны были умилостивить Амона, чтобы их признали законной египетской династией (XXV). Шабака построил здесь храм-киоск у священного озера в Карнаке и портал около храма Птаха. Тахарка соорудил в Карнаке множество новых зданий. Самым величественным сооружением этого фараона стал большой храм-киоск в первом дворе храма Амона. Одна из громадных колонн этого храма высотой 21 м сохранилась на своем месте до наших дней. Между южной стеной храма и священным озером он построил святилище, около небольшого храма Рамсеса II — колоннаду, между святилищами Амона и Мут — часовню, посвященную Осирису-Птаху.
Ашшурбанапал, ассирийский царь, захвативший Египет, в 664–663 г. почти полностью разрушил Фивы, нанеся сильный ущерб храму Амона.
Цари XXVI–XXIX династий ограничивались частичной реставрацией и узурпацией древних памятников, на стенах которых они высекали свои надписи. В эту эпоху было построено только несколько небольших часовен у храма Амона.
Нектанеб I, первый царь XXX династии, начав полное восстановление города и храма, окружил храм Амона массивной стеной из сырцового кирпича, которую с востока украшал входной портал. Он также возвел I пилон этого храма. Той же эпохой датируется аллея сфинксов, раскопанная египетской экспедицией. Эта аллея вела от пилона Рамсеса II в Луксоре к Карнаку. По-видимому, мы здесь имеем дело с широкомасштабными восстановительными работами, поскольку трудно предположить, что эта аллея, некоторые части которой в Карнаке восходят к эпохе Аменхотепа III, во времена XVIII династии не доходила до Луксорского храма.
Тахос и Нектанеб II продолжали восстанавливать в Фивах разрушенные памятники.
По приказу Александра Македонского, который после завоевания Египта посетил оракул Амона в оазисе Сива и был провозглашен жрецами земным воплощением Амона, в Карнаке – главном культовом центре этого бога – была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III, и составлена вотивная надпись.
Филипп Арридей, преемник Александра, выстроил на оси главного храма Амона, в центре сооружения времен царицы Хатшепсут, большую гранитную часовню для барки Амона.
Птолемей VIII Эвергет II начал сооружение нового, независимого святилища богини Ипет (Таурт), которой в те времена поклонялись наряду с Осирисом. Оно располагалось около храма Хонсу в юго-западном углу комплекса. Строительство и отделка этого храма продолжались при преемниках Эвергета II.
Наиболее величественными сооружениями Птолемеев в Карнаке были врата и пилоны. Самые значительные среди них — врата Эвергета I перед храмом Хонсу и пилоны Птолемеев II и III перед святилищами Мут, Монту и храмом Птаха.
В 1903–1904 гг. Г. Легрен нашел в Карнаке тайник — 14-метровую яму, вырытую около VII пилона, в которой находилось около 20 000 предметов, в том числе 750 скульптур и каменных стел. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развития храма (Bothmer B. V. Egyptian Sculpture of the Late Period, p. 152), но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV: трудно поверить, что яма, похожая на гигантскую свалку, могла долго оставаться открытой и доступной на территории самого важного в Египте святилища.
Октавиан Август, завоевав Египет, увековечил свое имя на стенах карнакских храмов и установил здесь свою статую (K. Michalowski // BIFAO, 1935. P. 73-88).
(Barguet P. Le temple d'Amon-Re a Karnak. Essai d'exegese, Le Caire, 1962. Lauffray J. Karnak d'Egypte. Domaine du divin. Paris, 1979)

Храмовый комплекс Монту включает в себя храм Монту, храм Маат и храм Харпера.
Храм Монту был построен Аменхотепом III на месте прежнего сооружения начала XVIII династии, каменные блоки которого были использованы в новой постройке. Храм возведен на каменном основании высотой 1,15 м. Фасад храма украшен двумя рядами колонн, по 6 в каждом ряду.
Основную часть храма составляют зал с 4 колоннами и помещение для священной барки Монту. За особым задвигаемым каменным блоком скрывается потайная комната.
Позднее, также в правление Аменхотепа III, храм был расширен. Позади святилища были построены несколько часовен, а перед храмом — лестница, по обеим сторонам которой поставлены обелиски. Таким образом храм стал занимать площадь 26 на 52,5 м.
Тутмос I возвел к востоку от храма Монту памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей. Это позволяет предположить, что поблизости располагался административный квартал. Многочисленные фрагменты, найденные французским археологами, свидетельствуют о том, что он был очень богато украшен.
Тахарка построил перед основным зданием небольшой храм-киоск. Нектанеб I окружил храм стеной размером 151 на 155 м, а Птолемеи III и IV возвели большие ворота в северной части этой стены (Баб эль-Абд). От ворот начиналась аллея человекоголовых сфинксов, связывавшая храм Монту с Медамудом, расположенным в 5 км к северу, где также находилось святилище Монту.
Каменная кладка храма, за исключением нескольких слоев, подверглась сильной эрозии.
К задней стене храма Монту примыкает храм богини Маат.
При Тахарке к восточной стене пристроили храм Харпера.
К северо-западу от храма Монту Псамметих III заложил небольшое святилище Осириса.
(Robichon C., Christophe L. A. Karnak-Nord III, 1945–1949 // Fouilles de l'Institut francais d'archeologie orientale du Caire, 23, 1951. P. 15–18. Robichon C., Barguct P., Leclant J. Karnak-Nord IV. Cairo 1951, 1954. Jacquet J. Karnak-Nord V Cairo, 1983. Jacquet J. Karnak-Nord V. Le tresor de Thoutmosis Ier. Cairo, 1983. Jacquet-Gordon H. Karnak-Nord VI. Le tresor de Thoutmosis Ier. La decoration. Cairo, 1988. Sternberg-El-Hotabi H. Der Propylon des Month-Tempels in Karnak-Nord: Zum Dekorationsprinzip des Tores. Wiesbaden, 1993).

Храмовый комплекс Мут включает в себя храм Мут, храм Рамсеса III и храм Хонсупахереда.
Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время правления XVIII династии (скорее всего, при Хатшепсут) здесь было возведено новое сооружение, включавшее в себя святилище и колонный зал с 8 колоннами. Храм располагался на небольшом полуострове подковообразного священного озера.
Ко времени Аменхотепа III в храме был пилон, за которым находился двор, обнесенный с трех сторон колоннами. Следы активной строительной деятельности Аменхотепа III можно найти в разных частях Карнака, в том числе и в святилище Мут: здесь находятся руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга этот храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сохмет — гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.
Сети I возвел второй пилон перед храмом, за которым образовался еще один двор, где при XXV династии была сооружена небольшая колоннада из 8 колонн. Тахарка восстановил небольшую молельню перед колонным залом, установив в ней 4 колонны с хаторическими капителями, а также поставил храм-киоск перед пилоном. Нектанеб I, а затем Птолемеи восстановили утраченные к тому времени статуи Сехмет. Нектанеб II построил маленькую часовню к востоку от храма Мут. При Птолемеях II и III был оформлен парадный вход в северной стене.
В северо-восточном углу комплекса находится храм Хонсупахереда с тремя небольшими пилонами. Он был построен в правление Рамсеса II и расширен при XXV династии.
На западном берегу священного озера расположены остатки храма Рамсеса III.
Большая часть храма Мут была разобрана в 1840 г. для постройки фабричных зданий из ее камней.
(Fazzini R. The precinct of Mut during Dynasty XXV and early Dynasty XXVI. A growing picture // Journal of the Society for the Study of Egyptian Antiquities, 11, 1981. P. 115–126. Sauneron S. et al. La porte ptolemaique de l'enceinte de Mont a Karnak. Cairo, 1983. Fazzini R. Excavating the temple of Mut // Archeology, 36, 1983. P. 16–23. Fazzini R. Precinct of the goddess Mut: South Karnak // Archeological News, 16, 1991. P. 71 ff.)