КОМ ЭЛЬ-ХЕТТАН

Ком эль-Хеттан — местность, где находился огромный храмовый комплекс Аменхотепа III. До настоящего времени от него дошло только небольшое количество обломков. Создателем этого комплекса был архитектор Аменхотеп, сын Хапу. Храмовый комплекс окружала стена размером размером 700 на 550 м, толщина которой составляла 8,5 м. Комплекс был разделен четырьмя кирпичными пилонами на четыре двора и, собственно, здание храма, находившееся в его южной части. Перед первым пилоном стояли две колоссальные статуи Аменхотепа III, сохранившиеся до нашего времени (Колоссы Мемнона). Аллея сфинксов вела от третьего пилона к четвертому, за которым находился величественный, двор, размером 85 на 86 м, окруженный со всех сторон колоннадами из трех или четырех рядов папирусообразных колонн, высотой 14,2 м. С запада и востока между колоннами первого ряда стояли осирические статуи царя, высотой 8 м, высеченные из кварцита и гранита. Слева от здания храма расположены остатки гипостильного зала, служившего продолжением двора. С севера и с юга к зданию примыкали святилища Амона-Ра и Птаха-Сокара-Осириса. Гигантские размеры храма подтверждаются большим количеством найденных статуй и стел. Среди множества остатков скульптуры встречаются сотни статуй Сехмет, алебастровые сфинксы с крокодиловыми хвостами, сфинксы из песчаника с головами Анубиса и очень качественные алебастровые статуи гиппопотамов. Внутри храмовой стены обнаружены также следы хозяйственных построек, садов и озера, а также храма Сокара. У храма был неглубокий фундамент и, по-видимому, он был разрушен землетрясением в начале правления Мернептаха (ок. 1220 г. до н. э.). Затем руины окончательно сравнялись с землей из-за разливов Нила и вторичного использования камня. Каменные блоки из храма Аменхотепа III пошли на сооружение храма Мернептаха в Мединет-Абу и храма Хонсу в Карнаке. Два сфинкса, стоявших перед храмом, в 1832 г. были перевезены в Санкт-Петербург и установлены на набережной Невы напротив здания Академии Художеств.
В 1934 г. эта местность была обследована германской экспедицией под руководством Г. Рике, однако первые раскопки были предприняты только в 1964 г. С 1998 г. здесь работает германо-египетская экспедиция.
(Ricke H. Eine Ausgrabung im Totentempel Amenophis' III // Nachrichten von der Akademie der Wissenschaften in Gottingen, 12, 1965. S. 199–203. Haeny G. Untersuchungen im Totentempel Amenophis' III // Beitrage zur agyptischen Bauforschung und Altertumskunde, 11. Wiesbaden, 1981).

Колоссы Мемнона
На рубеже эр наибольший интерес у посетителей Фив вызывали два колосса храма Аменхотепа III, созданные его архитектором Аменхотепом, сыном Хапи на западном берегу Нила. Эти статуи, изображавшие сидящего на троне царя, были высечены из монолитного песчаника, доставленного из карьеров, находившихся в окрестностях Мемфиса, т. е. удаленных от Фив на 700 км. Их высота составляет более 15 м, не считая пьедестала, превышающего 2 м.
В 27 г. до н. э. в результате землетрясения храм был разрушен, а у северного колосса появилась трещина на уровне торса. Перепады температуры и влажности воздуха в период восхода солнца порождали в трещине внутреннюю вибрацию камня, и колосс начинал издавать легкий звук, привлекавший всеобщее внимание. Особенно им заинтересовались греки. Этот феномен был описан Страбоном (XVII, I, 46), и греки вскоре начали отождествлять статую Аменхотепа III с героем греческих мифов Мемноном, который погиб под стенами Трои от рук Ахилла, и каждое утро жаловался своей матери Эос — богине зари. В 19 г. н. э., после посещения этих мест Германиком (Тацит, Анналы. II, 59–61), в образованном греко-римском обществе началось настоящее паломничество к этим колоссам. На них найдено множество граффити, оставленных древними туристами, посетившими это чудо света. Так продолжалось до тех пор, пока Септимий Север не приказал скульпторам заделать трещину, чтобы сохранить статую. После этого Мемнон утратил голос, но имя закрепилось за статуей, и греки нарекли это место Мемнонией, усмотрев в культе умершего царя связь с умершим героем.
(Gardiner A. The Egyptian Memnon // The Journal of Egyptian Archaeology, 47, 1961. P. 91–99. Heizer R. F., Stross F., Nester T. R., Albee A., Perlman I., Asaro F., Bowman H. The Colossi of Memnon Revisited // Science, 182, October-December 1973, P. 1219–1225. Theodorides A. Pelerinage au Colosse de Memnon // Chronique d'Egypte, 64, 1989. P. 267–282)