МЕДИНЕТ-АБУ



коптский .

Территория на западном берегу Нила в южной части фиванского некрополя, на которой расположено крупное святилище с несколькими значительными храмами. В VII в. н.э. в западных Фивах появилось множество монастырей. Центр христианского строительства находился в Мединет Абу, где была возведена церковь св. Мины. Наиболее значительные археологически и эпиграфические исследования Мединет Абу проводились в 1920-х – 1930-х гг. Чикагским Восточным институтом (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. Vol. I-V. Chicago, 1930–54). В настоящее время вокруг Мединет Абу расположена деревня Наг Ком-Лола, которая тянется от храма Амона (Мальката) на юге до места, где находился храм Аменхотепа III, на севере.

Храм Амона
Один из самых ранних храмов в Мединет-Абу построенный в эпоху правления Хатшепсут и Тутмоса III. В дальнейшем храм расширялся и перестраивался в течение полутора тысяч лет. К первоначальным частям храма, святилищу с баркой Амона и шести дальним помещениям, добавились новые сооружения. При Рамсесе III храм Амона вошел в состав единого комплекса с заупокойным храмом этого царя. При Шабаке и Тахарке здесь был сооружен второй пилон. При Акорисе и Нектанебе I возвели еще один пилон, который расширили при Птолемее VIII Эвергете II. При римских императорах Антонине Пии и Домициане перед пилоном Нектанеба построили двор с порталом.
Храм расположен на каменном основании высотой 0,5 м. Главной особенностью храма является то, что плиты перекрытия галереи вокруг святилища Амона лежат непосредственно на колоннах, без архитрава, что не встречается больше ни в одном египетском сооружении.

Храм Аменхотепа, сына Хапу
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу — единственный в истории Египта человек не царского рода, получивший право построить собственный заупокойный храм. Аменхотеп был чиновником при царе Аменхотепе III и руководил сооружением заупокойного храма этого царя. Архитектор Аменхотеп наряду с Имхотепом — строителем пирамиды Джосера — почитался вплоть до римского времени как бог знания. Его храм размером 45 на 110 м построен из кирпича. В нем особенно интересна планировка первого двора, где располагался очень глубокий пруд размером 25 на 26 м, наполнявшийся грунтовыми водами. С каждой стороны пруда было высажено 20 деревьев. Задняя часть двора перед храмом была украшена колоннадой. (Robichon C., Varille A., Le temple de scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, Cairo, 1936).

Храм Тутмоса II
Сильно разрушенный небольшой храм Тутмоса II, называемый "Шеспет-анх" ("Часовня жизни"), длиной всего около 20 м, кажется миниатюрным по сравнению с близлежащим храмом Аменхотепа сына Хапу. Храм Тутмоса II имел небольшой двор, колонный зал и святилище. Строительство храма было закончено только при его сыне, Тутмосе III. Остатки храма раскопаны французскими археологами в 1926 г.

Храм Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба
Заупокойный храм Тутанхамона к моменту его смерти, по-видимому, не был достроен и перешел сначала к его преемнику Эйе, а затем к Хоремхебу, при котором сооружение было завершено.
За первым пилоном в первом дворе находился небольшой дворец с колоннадой и "окном явлений". В передней части дворца располагался восьмиколонный зал, за ним — четырехколонный тронный зал и небольшие помещения.
Между вторым пилоном и зданием храма находился второй двор, окруженный по периметру колоннадой с двумя рядами колонн. В передней части храма имелся также поперечный колонный зал с 20-ю колоннами и 4-мя пилястрами, из которого три прохода вели в дальние помещения.
Во время правления Хоремхеба перед первым пилоном были поставлены еще два пилона, а вся территория комплекса обнесена стеной.

Храм Рамсеса III
Последнее значительное сооружение эпохи Рамессидов, дошедшее до нашего времени в хорошем состоянии. Строительство храма Рамсеса III велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм со вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором.
Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной, которая была на 10,5 м шире и на 18 м выше первой. Стена окружала площадь размером 205 на 315 м; на ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота (Holscher U. Das Hohe Tor von Medinet Habu. Leipzig, 1910). Восточные ворота были трехэтажными. Их фасад украшали рельефные изображения.
Около ворот во времена XXV–XXVI династий было сооружено несколько гробниц саисских принцесс — "божественных жен Амона" (Шепенупет II, Аменардис I, Шепенупет III и Мехитенусехет).
От Нила к храму вел канал, завершавшийся каменной пристанью. Две лестницы вели от пристани на террасу, где находились ворота, ведущие в первый двор. На южную сторону двора выходило "окно явлений" из примыкавшего с юга царского дворца.
Основное здание храма, длиной 150 м, имеет точно такой же план, как Рамессеум. В нем есть два двора, по сторонам которых стоят осирические статуи царя. Из второго двора лестница ведет в гипостильный зал, за которым вдоль центральной оси храма расположены культовые помещения различных богов, комнаты для приношений и святилище с баркой Амона. В дальней части храма находятся потайные комнаты, предназначавшиеся, видимо, для проведения мистерий Амона-Ра.
С южной стороны от центральной оси располагалась сокровищница и помещения для культа Монту и заупокойного культа Рамсеса III. С северной стороны от центральной оси находились часовни Птаха, Амона и других богов, помещение для жертвоприношений, лестница, которая вела на крышу, и святилище божественной Эннеады.
В храме сохранились рельефные композиции с остатками красок. На втором пилоне помещено рельефное изображение царской охоты, на стенах и колоннах изображены сцены борьбы фараона с ливийцами и "народами моря". В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». В пределах территории, обнесенной внешней стеной, находились хранилища, жилые и хозяйственные постройки со стойлами для лошадей, колодцы, небольшие пруды и сады. Храм очень хорошо изучен и является одним из характерных примеров египетской храмовой архитектуры (Holscher U. The excavation of Medinet Habu. The Mortuary Temple of Ramses III. P. 1, Vol. III. P. 2, Vol. IV. Chicago, 1941, 1951).

Храм Рамсеса IV
остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри. В настоящее время от храма остались только следы колоннады. (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).