МЕМФИС (МИТ-РАХИНА)

«Белые стены»,

«(Пирамида) крепкая прекрасная (Пепи I)»,

«Храм Ка Птаха»,

аккадский (URU) me-im-pi,

греческий ,

коптский .

Столица Египта времен Раннединастического периода и Старого царства, а также столица I нома Нижнего Египта. Скудные остатки некогда величественного города располагаются теперь вблизи станции Бедрашейн и поселка Мит-Рахина у подножия плато, на котором находится некрополь Саккары. Греческое название происходит, по-видимому, от имени пирамиды Пепи I, фараона VI династии (см. Саккара). Хотя впервые это название города встречается на надписи, сделанной Яхмосом, основателем XVIII династии, представляется вероятным, что оно стало употребляться гораздо раньше. Более раннее название города — «Белые стены».
Геродот утверждал, что город был основан Миной, построившим здесь храм Птаха (II, 99). В течение долгого времени этот рассказ считали недостоверным. Однако в настоящее время ученые склонны признавать утверждение Геродота близким к действительности. Основание новой столицы на границе Верхнего и Нижнего Египта после их объединения представляется весьма вероятным. Действительно, в этом месте было удобно возвести укрепленную царскую резиденцию, позволявшую наблюдать за двумя регионами. Сообщение Манефона, называвшего в качестве резиденции двух первых династий город Тин в Верхнем Египте, может интерпретироваться как указание на происхождение этих династий из Тина. Наконец, мастабы правителей двух первых династий, найденные в некрополе Саккары близ Мемфиса, свидетельствуют о том, что уже в те времена этот город был столицей государства. Знаменитая надпись на Палермском камне говорит, что коронация древних правителей сопровождалась некими обрядами, символизировавшими объединение двух стран, и процессией, проходившей вокруг стен, по-видимому, белого цвета. Трудно поверить, что подобная церемония происходила внутри крепости. Скорее речь идет о городе, который уже в те времена был основной резиденцией правителей (I. E. S. Edwards, CAH I, chapter XI: «Early Dynastic Period in Egypt», 1964. D. G. Jeffreys, A. Tavares. The historic landscape of Early Dynastic Memphis // MDAIK 50, 1994. P. 143–174).
Мемфис, принадлежавший к числу наиболее важных городов Древнего Египта, вызывал восхищение Геродота и Диодора (I, 50). Даже его руины поражали арабских авторов в XII и XIII вв. Однако они полностью исчезли в результате разрушения защитных плотин во времена Мамелюков. Пальмовая роща, о которой упоминает Плиний (Естественная История XIII,19), скрыла остатки города. Лишь в конце XVIII в. французский путешественник Жан Тевено определил местонахождение Мемфиса; его предположение было подтверждено во время исследований экспедиции Бонапарта (Descr. de l’Egypte II, ch. XVIII).
В ходе раскопок Мемфиса, предпринятых в 1820 г. Кавилья и Слоуном, была обнаружена колоссальная статуя Рамсеса II, высеченная из кристаллического известняка, которую Геродот упоминает, называя статуй Сенусерта (Сесостриса). Ныне она хранится в здании, специально выстроенном вокруг нее на участке, где собраны памятники, найденные в окрестностях города (большой алебастровый сфинкс, датируемый XVIII династией, еще один колосс Рамсеса II, стелы, архитектурные фрагменты...).
Со времен Мариетта раскопки проводятся здесь египетской Службой древностей. Важные археологические работы велись также Флиндерсом Питри (W. M. F. Petrie. Memphis, I–III. London, 1909–1910), а затем американской экспедицией Пенсильванского университета (Fisher, The Eckley B.Coxe Jr. Egyptian Expedition, Pennsylvania, University Museum Journal VIII, 1917; R. Anthes и др.; Mit Rahineh 1955, 1956, 1957, Philadelphia 1965–1967). С 1981 г. Общество исследования Египта, на протяжении двадцати лет работавшее в северной Саккаре, присоединилось к раскопкам Мемфиса. После трех разведывательных кампаний местности в 1984 г. были начаты раскопки на территории Ком Раби’а, к юго-востоку от стены храма Птаха. В зоне жилищ, располагавшихся в эпоху Среднего царства вблизи стены, ограждавшей священную территорию, удалось установить хронологическую последовательность слоев с конца правления XII династии до поздней эпохи Рамессидов с разрывом в промежутке Второго переходного периода. Возможно, древний город следует искать севернее: к этой мысли приводят результаты бурения, позволяющие проследить перемещение нильского русла, которое, вероятно, в начале додинастической эпохи пролегало гораздо восточнее.
Во времена Древнего царства в Мемфисе должен был существовать храм Птаха, тесно связанный с концепцией божественной эннеады, выработанной мемфисскими жрецами, стремившимися противопоставить ее более древней космогонической концепции Гелиополя. Уже в ту эпоху получает распространение культ быка Аписа, который, согласно древнейшей традиции, является одним из воплощений Птаха. К названию мемфисского храма Птаха («Храм (или Дворец) Ка Птаха») восходит, по-видимому, греческое слово , превратившееся в название всей страны.
Среди руин, окружающих здешнее священное озеро, были обнаружены царские статуи IV и V династий. В те времена в Мемфисе строились резиденции многих фараонов. Например, дворец Пепи I, который находился в мемфисской долине, неподалеку от его пирамиды. Проведение систематических раскопок на этой территории затруднено из-за состояния почвы и разрушений, которым город подвергся в арабскую эпоху, когда мемфисские здания служили каменоломнями, поставлявшими материал для строительства новой столицы Фустат на противоположном берегу Нила. По имеющимся в нашем распоряжении источникам можно воссоздать гипотетическую картину древней столицы. Мемфис простирался на многие километры, но то были в основном жилые кварталы, выраставшие вокруг различных царских резиденций и практически не сообщавшиеся между собой. Такая система городского поселения впоследствии привела к возникновению многочисленных предместий, населенных жителями определенного происхождения.
Центральный священный комплекс, состоящий из монументальных сооружений, должен был располагаться в окрестностях древнейшего святилища Птаха, главного бога Мемфиса. Остатки святилища найдены недалеко от Мит-Рахине. На территории города не обнаружено ни одного значительного памятника эпохи Среднего царства. Однако многочисленные памятники этого времени, обнаруженные в храмах Рамессидов, особенно в Танисе, первоначально находились в Мемфисе, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них надписи.
Во времена правления XVIII династии, когда столицей государства стали Фивы, Мемфис благодаря своему исключительному географическому положению играл важную роль в качестве опорного пункта различных правителей. Тутмос III часто использовал этот город в качестве резиденции, снаряжая военные экспедиции в Сирию. После амарнской эпохи Мемфис стал второй официальной столицей Египта до тех пор, пока, по приказу Рамсеса II, резиденцию не перенесли в Танис (город в дельте Нила). Здесь продолжались строительные работы, например, возводился сакральный ансамбль Мернептаха и др. В эпоху Рамсеса II были развернуты работы по сохранению и реставрации древних памятников. Мемфис был первым городом Египта, который до основания Александрии, со времен правления XVIII династии имел характер большого космополитического центра, где проживало множество чужестранцев: сирийцев, финикийцев, греков и евреев (см. Ahmed Badavi, «Memphis als zweite Landeshauptstadt» в NR, Kairo, 1948). Здесь возводились храмы, посвященные богам, почитаемым в соседних странах, например, Баалу или Астарте. Мемфис был богатым и могущественным городом, располагавшим значительным гарнизоном, а также речной гаванью, где суда с помощью канатов могли размещаться в укрытии. Пи(анхи) пришлось захватить Мемфис, чтобы получить власть в Дельте. Камбиз также брал город приступом после битвы при Пелусии.
После основания Александрии город не утратил статуса столицы. Показательно, что Птолемей приказал привезти остатки Александра Македонского из Вавилона в Мемфис. В этом городе проводились коронации некоторых Птолемеев. Хотя постепенно Александрия отвоевывала у него звание главной торговой метрополии, древний город Мины сохранял роль религиозного центра. Рядом с древним храмом Птаха находились священная территория Аписа и другие храмы, посвященные различным богам. Только указ Феодосия, согласно которому все языческие храмы подлежали уничтожению, положил в IV в. конец особому статусу Мемфиса. Возможно, захоронения мумий Аписов, найденные в Мемфисе в большом количестве, относятся к Поздней эпохе.
С приходом христианства город стал центром монофизитства, но на его территории не осталось никаких следов этого периода, за исключением монастыря Апы Иеремии в Саккаре.