|
МЕНДЕС (ТЕЛЛЬ ЭР-РУБА) и ТМУИС
(ТЕЛЛЬ ТИМАЙ)
,
* ,
аккадский (URU)
pi-in-di-di,
греческий ,
* ,
греческий ,
коптский .
Первые два египетских названия относятся к северному холму Мендеса (Телль
эр-Руба),
третье название — к южному холму Мендеса (Телль Тимай),
который в греко-римский период выделился в самостоятельный центр и стал
называться Тмуис.
Мендес был столицей XVI нижнеегипетского нома, расположенного в центральной
дельте. Два находящихся неподалеку друг от друга холма обозначают ныне
местоположение двух различных поселений. Северный холм Телль эр-Руба скрывает
руины Мендеса, а Телль Тимай, расположенный южнее, заключает в себе остатки
города Тмуис, — важного центра греко-римской эпохи. В конце античной эпохи
Аммиан Марцеллин причислял Тмуис к крупнейшим городам Египта, наравне
с Мемфисом, Оксиринхом и Атрибисом. Главным божеством здесь был баран,
относившийся к виду ovis longipedes. Греки, однако, считали его козлом
(Геродот II, 46), отождествляя главное божество Мендеса с греческим Паном.
Баран почитался как символ плодородия: свидетельства об этом имеются со
времен IV династии.
В ходе раскопок американской экспедиции Нью-Йоркского университета, проводившихся
на этой территории с 1964 г., был найден некрополь Древнего царства, стены
гробниц которого украшены росписями. Новое царство также оставило здесь
важные архитектурные памятники. Нестор Лоте еще в 1839 г. видел у входа
в аллею сфинксов гранитный бассейн с картушем Рамсеса II. На территории
Мендеса были найдены многочисленные блоки, содержащие надписи царей XIX
и XX династий. Мендес процветал и в эпоху саисской (XXIV) династии. Помимо
блоков с надписями, содержащими имена фараонов этой эпохи, еще сегодня
на прежнем месте возвышается гигантский гранитный наос Амасиса, под которым
раскопки американских ученых открыли великолепную каменную платформу,
соединявшуюся с большим храмом этого фараона. Это святилище имело очень
интересный план. Исследования показали, что первоначально там было четыре
сходных наоса, высотой около 8 м, каждый из которых размещался на гранитном
блоке, лежавшем, в свою очередь, на известняковом фундаменте. Четыре наоса,
расположенных в форме квадрата в открытом храмовом дворе, были посвящены
четырем божествам: Шу (изображен на юго-западе; единственная сохранившаяся
фигура), Геба (на северо-западе), Ра (на северо-востоке) и Осириса (на
юго-востоке). Остатки фундамента были найдены на территории, где рядом
с небольшими керамическими сосудами сохранились пластины из различных
материалов с двумя царскими картушами. Пластины были сделаны из золота,
серебра, меди, зеленого и красного камня, фаянса, роговой обманки и ляпис-лазури.
Согласно Манефону, правители XXIX династии происходили из этого города.
Руины из Мендеса и Тмуиса таят остатки эллинистической и римской эпох.
Говоря о самых известных памятниках, датированных этим периодом и найденных
на этой территории, отметим "Мендесскую стелу", на которой изображены
Птолемей II и Арсиноя II, делающие приношения богу-покровителю Мендеса.
В коптскую эпоху Тмуис был резиденцией епископа. Еще в XV в. арабские
авторы любовались монументальными руинами Мендеса, упоминая о гипостильном
зале и каменных цистернах любопытной формы (E. Naville. Ahnas el-Medineh
// Eg. Expl. Found, XI, p. 15 sq.). На территории города еще можно увидеть
разбросанные саркофаги характерной формы, служившие для погребения священных
баранов. Все они лишены надписей. Единственный саркофаг с надписью выставлен
в Каирском музее (E. Swan Hall, B. von Bothmer, ed. Mendes I, 1980; Mendes
II, 1976).
|
 |
|