МЕНДЕС (ТЕЛЛЬ ЭР-РУБА) и ТМУИС (ТЕЛЛЬ ТИМАЙ)

,

*,

аккадский (URU) pi-in-di-di,

греческий ,


* ,

греческий ,

коптский .

Первые два египетских названия относятся к северному холму Мендеса (Телль эр-Руба),
третье название — к южному холму Мендеса (Телль Тимай),
который в греко-римский период выделился в самостоятельный центр и стал называться Тмуис.

Мендес был столицей XVI нижнеегипетского нома, расположенного в центральной дельте. Два находящихся неподалеку друг от друга холма обозначают ныне местоположение двух различных поселений. Северный холм Телль эр-Руба скрывает руины Мендеса, а Телль Тимай, расположенный южнее, заключает в себе остатки города Тмуис, — важного центра греко-римской эпохи. В конце античной эпохи Аммиан Марцеллин причислял Тмуис к крупнейшим городам Египта, наравне с Мемфисом, Оксиринхом и Атрибисом. Главным божеством здесь был баран, относившийся к виду ovis longipedes. Греки, однако, считали его козлом (Геродот II, 46), отождествляя главное божество Мендеса с греческим Паном. Баран почитался как символ плодородия: свидетельства об этом имеются со времен IV династии.
В ходе раскопок американской экспедиции Нью-Йоркского университета, проводившихся на этой территории с 1964 г., был найден некрополь Древнего царства, стены гробниц которого украшены росписями. Новое царство также оставило здесь важные архитектурные памятники. Нестор Лоте еще в 1839 г. видел у входа в аллею сфинксов гранитный бассейн с картушем Рамсеса II. На территории Мендеса были найдены многочисленные блоки, содержащие надписи царей XIX и XX династий. Мендес процветал и в эпоху саисской (XXIV) династии. Помимо блоков с надписями, содержащими имена фараонов этой эпохи, еще сегодня на прежнем месте возвышается гигантский гранитный наос Амасиса, под которым раскопки американских ученых открыли великолепную каменную платформу, соединявшуюся с большим храмом этого фараона. Это святилище имело очень интересный план. Исследования показали, что первоначально там было четыре сходных наоса, высотой около 8 м, каждый из которых размещался на гранитном блоке, лежавшем, в свою очередь, на известняковом фундаменте. Четыре наоса, расположенных в форме квадрата в открытом храмовом дворе, были посвящены четырем божествам: Шу (изображен на юго-западе; единственная сохранившаяся фигура), Геба (на северо-западе), Ра (на северо-востоке) и Осириса (на юго-востоке). Остатки фундамента были найдены на территории, где рядом с небольшими керамическими сосудами сохранились пластины из различных материалов с двумя царскими картушами. Пластины были сделаны из золота, серебра, меди, зеленого и красного камня, фаянса, роговой обманки и ляпис-лазури.
Согласно Манефону, правители XXIX династии происходили из этого города. Руины из Мендеса и Тмуиса таят остатки эллинистической и римской эпох. Говоря о самых известных памятниках, датированных этим периодом и найденных на этой территории, отметим "Мендесскую стелу", на которой изображены Птолемей II и Арсиноя II, делающие приношения богу-покровителю Мендеса.
В коптскую эпоху Тмуис был резиденцией епископа. Еще в XV в. арабские авторы любовались монументальными руинами Мендеса, упоминая о гипостильном зале и каменных цистернах любопытной формы (E. Naville. Ahnas el-Medineh // Eg. Expl. Found, XI, p. 15 sq.). На территории города еще можно увидеть разбросанные саркофаги характерной формы, служившие для погребения священных баранов. Все они лишены надписей. Единственный саркофаг с надписью выставлен в Каирском музее (E. Swan Hall, B. von Bothmer, ed. Mendes I, 1980; Mendes II, 1976).