НАГ-ХАММАДИ

Город, расположенный на западном берегу Нила, приблизительно в 500 км к югу от Каира. В этом районе у египетской деревни Аль-Каср (древний Хенобоскион) в конце 1945 г. под огромным камнем в закупоренном сосуде были найдены тринадцать книг (кодексов) в кожаном переплете, написанных на коптском языке.

В декабре 1945 г. два брата, Мухаммед Али и Абу Аль-Майд из общины Аль-Самман из деревни Аль-Каср (древний Хенобоскион), вместе с шестью другими крестьянами выкапывали сабах (нитратная почва, применяемая для удобрения) у подножия Гебель эль-Тариф, в 9 км к западу от руин базилики св. Пахомия в Фау-Кибли (древний Пбоу). Абу Аль-Майд выкопал из-под огромного камня сосуд, а Мухаммед Али разбил его, обнаружив тринадцать книг (кодексов) в кожаном переплете. Прямо на месте крестьяне попытались разделить находку на восемь равных частей, для чего требовалось разорвать некоторые кодексы, однако несколько человек отказались от своей доли, и Мухаммед Али, собрав все кодексы вместе, принес их домой. Его мать, Умм Ахмад, спалила некоторые листы папируса в печи для выпечки хлеба, использовав их для растопки. (J.M. Robinson. Introduction // The Facsimile Edition of the Nag Hammadi Codices. Leiden, 1984. Впрочем, на этот счет существуют разные мнения: о маловероятности слухов о том, что один или несколько кодексов были сожжены, см. H.Ch. Puech. Les nouveaux ecrits gnostiques decouverts en Haute-Egypte: premier inventaire et essai d’identification // Festschrift Crum, p. 91).
Дальнейшая судьба кодексов и история их открытия европейской наукой связана с именем Джеймса М. Робинсона.
Большая часть кодекса I была приобретена Альбертом Эйдом, бельгийским антикваром в Каире, который переправил ее (за исключением переплета) за пределы Египта. В конечном счете она была куплена Институтом Юнга в 1952 г., официально подарена К.Г. Юнгу директором института доктором К.A. Мейером в 1953 г. и получила название «кодекс Юнга». (К.Г. Юнг всю жизнь интересовался гностицизмом и алхимией). Позднее наследники Юнга по соглашению с правительством Египта передали кодекс Каирскому музею. Рукопись возвращали по мере публикации; последний фрагмент был получен в 1975 г. Кожаный переплет кодекса I, который остался в Египте, был продан коллекционеру, и в конце концов в 1973 г. его приобрел Институт античности и христианства в Клермонте (Калифорния).
Кодекс III был приобретен Службой древностей для Каирского музея в 1946 г. Директор музея, Того Мина, в 1947 г. показал его молодому французскому ученому Жану Дорессу, который собрался предпринять его издание. Однако военный переворот в Египте в 1952 г. нарушил эти планы.
Кодексы II, IV–XIII, и часть кодекса I в конечном счете были приобретены каирским антикваром Фокионом Дж. Тано. В 1948 г. Тано показал их Этьену Дриотону, в ту пору генеральному директору Службы древностей, и Жану Дорессу. После долгих бесплодных переговоров относительно покупки кодексов, новое правительство Египта, возглавляемое Г.А. Насером, в 1952 г. объявило их национальным достоянием.
Интригующая проблема, связанная с историей открытия кодексов Наг-Хаммади — это вопрос о точном количестве рукописей. Мухаммед Али, нашедший кодексы, постоянно утверждал, что в сосуде было найдено тринадцать переплетенных книг. Однако сегодня кодексом XIII называют восемь листов папируса, которые еще в древности были вырезаны и вставлены в переплет кодекса VI. Поэтому кодекс XIII нельзя считать одной из тринадцати отдельных книг, найденных в 1945 г., ибо тогда он был частью кодекса VI. Мог ли быть полный кодекс уничтожен Умм Ахмад в печи, вместе с листами папируса из другого кодекса — так и осталось невыясненным.

В настоящее время кодексы Наг-Хаммади находятся в отделе рукописей библиотеки Коптского музея в Старом Каире, где они хранятся в специально изготовленных для них двух шкафах. Большинство трактатов (но не все) в собрании Наг-Хаммади носят гностический характер. Поэтому в американском издании они, а также связанные с ними коптские тексты, именуются Коптской гностической библиотекой (на русском языке полный список текстов из Наг-Хаммади можно найти в кн.: А. Хосроев. Из истории раннего христианства. М., 1997. С. 341–342. Там же см. обширный список литературы, где, в частности, собрана информация об изданиях этих текстов).

Наг-Хаммади дал также название археологическим раскопкам на противоположном берегу Нила в деревне Фау-Кибли (древний Пбоу). Окружающая территория по обоим берегам реки, богатая археологическими памятниками, привлекала археологов с самого начала европейских исследований в Египте.
Уже в 1843 г. Р. Лепсиус осмотрел скальные гробницы VI династии, найденные на склоне Гебель эль-Тариф, напротив современного Наг-Хаммади, и назвал их по имени близлежащей деревни Хенобоскион (совр. Аль-Каср). За несколько лет до экспедиции Лепсиуса обе эти гробницы, а также древний город Хив (Диосполь Парва), расположенный в 5 км к югу от Наг-Хаммади, описал английский исследователь Уилкинсон. В конце XIX в. Фл. Питри раскопал в Хиве римский храм, а также додинастическое кладбище (1901) на окраине города. Основываясь на ранних топографических съёмках, Дебоно провел краткие, но безрезультатные раскопки на предполагаемом участке монастыря Пахомия в деревне Фау-Кибли в начале 1950-х гг. Однако до появления т. н. рукописей Наг-Хаммади на территории этих археологических комплексов систематических исследований не было. Дж.М. Робинсон, организатор группы, готовившей рукописи Наг-Хаммади для консервации и изучения, также уделял внимание археологическим исследованиям, пытаясь прояснить вопрос о первоначальном местоположении рукописей, которые согласно всем оценкам были найдены у подножия Гебель эль-Тариф. Сначала он пытался привлечь к руководству группой, которая должна была изучать место обнаружения рукописей, палестинского археолога П. Лаппа, но Шестидневная война 1967 г., а затем случайная смерть Лаппа в 1970 г., помешала осуществлению этих планов. Лишь в 1975 г. Ф. Хаммондом были проведены магнитометрические исследования рукописей, указавшие на территорию у края скал Гебель эль-Тариф, однако результаты этих исследований не были окончательными. В том же году в Наг-Хаммади был проведен первый официальный сезон раскопок под руководством B. ван Элдерена и Т. Севе-Сёдерберга.
Некоторые из скальных гробниц VI династии были очищены от мусора, но, несмотря на то, что были получены доказательства того, что в эпоху поздней античности эти гробницы использовались христианскими отшельниками, никакой определенной связи с рукописями Наг-Хаммади установить не удалось.
В следующем году работы переместились к базилике монастыря Пахомия. Этот монастырь в IV в. был центром сети общин Пахомия в этом районе, и, возможно, между библиотекой из Наг-Хаммади и монашеской организацией существовала связь. В результате раскопок было установлено, что монастырская базилика перестраивалась трижды. Последняя базилика (середина V в.) была ок. 78 м длиной, средняя — ок. 56 м, самая ранняя — ок. 40 м.
Датировка этих построек представляет проблему. Последняя базилика относится, по-видимому, к 459 г., но предшествовавшие ей сооружения точно датировать не удается. В настоящее время, однако, по крайней мере, частично доказано одно — исходя из размеров, простейшей схемы и конструкции самую раннюю церковь, по-видимому, можно считать той, что была первоначально построена для монашеского сообщества в Пбоу перед смертью Пахомия (ок. 330–346 гг.).
Следует отметить, что во время раскопок в Фау-Кибли не было найдено никаких следов пожара (почти всегда связанного с сильными разрушениями, войной или разграблением) или признаков разрушения монастыря от землетрясения. Остатки керамики датируются не позднее V–VII вв. Из-за этого археологического доказательства, или, скорее, отсутствия доказательств, едва ли можно объяснить гибель данного комплекса вторжением персов или мусульман. Ближе к истине может быть тот факт, что община Пахомия в Пбоу достигла своего расцвета в V в., и, начав сокращаться уже в следующем столетии, к концу VI в. исчезла.
В любом случае, археологические свидетельства очень мало или почти ничего не говорят о предполагаемой связи между общиной Пахомия в Пбоу и гностической литературой из Наг-Хаммади. Они лишь указывают на то, что община (а вместе с ней и активное использование этой территории) прекратила свое существование в результате постепенного упадка и ухода жителей, а не в результате сильных разрушений.


Текст в основном приводится по изданию: The Anchor Bible Dictionary. New York, 1992 (СD-ROM-version). Статья «Nag Hammadi».
Дополнения внесены по кн.: А. Хосроев. Из истории раннего христианства. М., 1997.