|
НАГ-ХАММАДИ
Город, расположенный на западном берегу Нила, приблизительно в 500 км
к югу от Каира. В этом районе у египетской деревни Аль-Каср (древний Хенобоскион)
в конце 1945 г. под огромным камнем в закупоренном сосуде были найдены
тринадцать книг (кодексов) в кожаном переплете, написанных на коптском
языке.
В декабре 1945 г. два брата, Мухаммед Али и Абу Аль-Майд
из общины Аль-Самман из деревни Аль-Каср (древний Хенобоскион), вместе
с шестью другими крестьянами выкапывали сабах (нитратная почва, применяемая
для удобрения) у подножия Гебель эль-Тариф, в 9 км к западу от руин базилики
св. Пахомия в Фау-Кибли (древний Пбоу). Абу Аль-Майд выкопал из-под огромного
камня сосуд, а Мухаммед Али разбил его, обнаружив тринадцать книг (кодексов)
в кожаном переплете. Прямо на месте крестьяне попытались разделить находку
на восемь равных частей, для чего требовалось разорвать некоторые кодексы,
однако несколько человек отказались от своей доли, и Мухаммед Али, собрав
все кодексы вместе, принес их домой. Его мать, Умм Ахмад, спалила некоторые
листы папируса в печи для выпечки хлеба, использовав их для растопки.
(J.M. Robinson. Introduction // The Facsimile Edition of the Nag Hammadi
Codices. Leiden, 1984. Впрочем, на этот счет существуют разные мнения:
о маловероятности слухов о том, что один или несколько кодексов были сожжены,
см. H.Ch. Puech. Les nouveaux ecrits gnostiques decouverts en Haute-Egypte:
premier inventaire et essai d’identification // Festschrift Crum, p. 91).
Дальнейшая судьба кодексов и история их открытия европейской наукой связана
с именем Джеймса М. Робинсона.
Большая часть кодекса I была приобретена Альбертом Эйдом, бельгийским
антикваром в Каире, который переправил ее (за исключением переплета) за
пределы Египта. В конечном счете она была куплена Институтом Юнга в 1952
г., официально подарена К.Г. Юнгу директором института доктором К.A. Мейером
в 1953 г. и получила название «кодекс Юнга». (К.Г. Юнг всю жизнь интересовался
гностицизмом и алхимией). Позднее наследники Юнга по соглашению с правительством
Египта передали кодекс Каирскому музею. Рукопись возвращали по мере публикации;
последний фрагмент был получен в 1975 г. Кожаный переплет кодекса I, который
остался в Египте, был продан коллекционеру, и в конце концов в 1973 г.
его приобрел Институт античности и христианства в Клермонте (Калифорния).
Кодекс III был приобретен Службой древностей для Каирского музея в 1946
г. Директор музея, Того Мина, в 1947 г. показал его молодому французскому
ученому Жану Дорессу, который собрался предпринять его издание. Однако
военный переворот в Египте в 1952 г. нарушил эти планы.
Кодексы II, IV–XIII, и часть кодекса I в конечном счете были приобретены
каирским антикваром Фокионом Дж. Тано. В 1948 г. Тано показал их Этьену
Дриотону, в ту пору генеральному директору Службы древностей, и Жану Дорессу.
После долгих бесплодных переговоров относительно покупки кодексов, новое
правительство Египта, возглавляемое Г.А. Насером, в 1952 г. объявило их
национальным достоянием.
Интригующая проблема, связанная с историей открытия кодексов Наг-Хаммади
— это вопрос о точном количестве рукописей. Мухаммед Али, нашедший кодексы,
постоянно утверждал, что в сосуде было найдено тринадцать переплетенных
книг. Однако сегодня кодексом XIII называют восемь листов папируса, которые
еще в древности были вырезаны и вставлены в переплет кодекса VI. Поэтому
кодекс XIII нельзя считать одной из тринадцати отдельных книг, найденных
в 1945 г., ибо тогда он был частью кодекса VI. Мог ли быть полный кодекс
уничтожен Умм Ахмад в печи, вместе с листами папируса из другого кодекса
— так и осталось невыясненным.
В настоящее время кодексы Наг-Хаммади находятся в отделе
рукописей библиотеки Коптского музея в Старом Каире, где они хранятся
в специально изготовленных для них двух шкафах. Большинство трактатов
(но не все) в собрании Наг-Хаммади носят гностический характер. Поэтому
в американском издании они, а также связанные с ними коптские тексты,
именуются Коптской гностической библиотекой (на русском языке полный список
текстов из Наг-Хаммади можно найти в кн.: А. Хосроев. Из истории раннего
христианства. М., 1997. С. 341–342. Там же см. обширный список литературы,
где, в частности, собрана информация об изданиях этих текстов).
Наг-Хаммади дал также название археологическим раскопкам
на противоположном берегу Нила в деревне Фау-Кибли (древний Пбоу). Окружающая
территория по обоим берегам реки, богатая археологическими памятниками,
привлекала археологов с самого начала европейских исследований в Египте.
Уже в 1843 г. Р. Лепсиус осмотрел скальные гробницы VI династии, найденные
на склоне Гебель эль-Тариф, напротив современного Наг-Хаммади, и назвал
их по имени близлежащей деревни Хенобоскион (совр. Аль-Каср). За несколько
лет до экспедиции Лепсиуса обе эти гробницы, а также древний город Хив
(Диосполь Парва), расположенный в 5 км к югу от Наг-Хаммади, описал английский
исследователь Уилкинсон. В конце XIX в. Фл. Питри раскопал в Хиве
римский храм, а также додинастическое кладбище (1901) на окраине города.
Основываясь на ранних топографических съёмках, Дебоно провел краткие,
но безрезультатные раскопки на предполагаемом участке монастыря Пахомия
в деревне Фау-Кибли в начале 1950-х гг. Однако до появления т. н. рукописей
Наг-Хаммади на территории этих археологических комплексов систематических
исследований не было. Дж.М. Робинсон, организатор группы, готовившей рукописи
Наг-Хаммади для консервации и изучения, также уделял внимание археологическим
исследованиям, пытаясь прояснить вопрос о первоначальном местоположении
рукописей, которые согласно всем оценкам были найдены у подножия Гебель
эль-Тариф. Сначала он пытался привлечь к руководству группой, которая
должна была изучать место обнаружения рукописей, палестинского археолога
П. Лаппа, но Шестидневная война 1967 г., а затем случайная смерть
Лаппа в 1970 г., помешала осуществлению этих планов. Лишь в 1975 г.
Ф. Хаммондом были проведены магнитометрические исследования рукописей,
указавшие на территорию у края скал Гебель эль-Тариф, однако результаты
этих исследований не были окончательными. В том же году в Наг-Хаммади
был проведен первый официальный сезон раскопок под руководством B. ван
Элдерена и Т. Севе-Сёдерберга.
Некоторые из скальных гробниц VI династии были очищены от мусора, но,
несмотря на то, что были получены доказательства того, что в эпоху поздней
античности эти гробницы использовались христианскими отшельниками, никакой
определенной связи с рукописями Наг-Хаммади установить не удалось.
В следующем году работы переместились к базилике монастыря Пахомия. Этот
монастырь в IV в. был центром сети общин Пахомия в этом районе, и, возможно,
между библиотекой из Наг-Хаммади и монашеской организацией существовала
связь. В результате раскопок было установлено, что монастырская базилика
перестраивалась трижды. Последняя базилика (середина V в.) была ок. 78
м длиной, средняя — ок. 56 м, самая ранняя — ок. 40 м.
Датировка этих построек представляет проблему. Последняя базилика относится,
по-видимому, к 459 г., но предшествовавшие ей сооружения точно датировать
не удается. В настоящее время, однако, по крайней мере, частично доказано
одно — исходя из размеров, простейшей схемы и конструкции самую раннюю
церковь, по-видимому, можно считать той, что была первоначально построена
для монашеского сообщества в Пбоу перед смертью Пахомия (ок. 330–346 гг.).
Следует отметить, что во время раскопок в Фау-Кибли не было найдено никаких
следов пожара (почти всегда связанного с сильными разрушениями, войной
или разграблением) или признаков разрушения монастыря от землетрясения.
Остатки керамики датируются не позднее V–VII вв. Из-за этого археологического
доказательства, или, скорее, отсутствия доказательств, едва ли можно объяснить
гибель данного комплекса вторжением персов или мусульман. Ближе к истине
может быть тот факт, что община Пахомия в Пбоу достигла своего расцвета
в V в., и, начав сокращаться уже в следующем столетии, к концу VI в. исчезла.
В любом случае, археологические свидетельства очень мало или почти ничего
не говорят о предполагаемой связи между общиной Пахомия в Пбоу и гностической
литературой из Наг-Хаммади. Они лишь указывают на то, что община (а вместе
с ней и активное использование этой территории) прекратила свое существование
в результате постепенного упадка и ухода жителей, а не в результате сильных
разрушений.
Текст в основном приводится по изданию: The Anchor Bible Dictionary.
New York, 1992 (СD-ROM-version). Статья «Nag Hammadi».
Дополнения внесены
по кн.: А. Хосроев. Из истории раннего христианства. М., 1997.
|
 |
|