НУБИЯ

Культура, а порой и политика земель от первых до шестых порогов в течение трех тысячелетий были тесно связаны с Египтом. В этом обширном регионе находится множество археологических центров, сохранивших остатки памятников, созданных под влиянием Египта. Поэтому неудивительно, что Нубия входит в сферу интересов египтологии. В "Топографической библиографии" Берты Портер и Розалинды Мосс две трети одного из томов посвящены египетским иероглифическим надписям, рельефам и росписям, найденным на территории Нубии (Porter-Moss, VII - Nubia, Deserts and outside Egypt, Oxford, 1962). К числу основных археологических центров на этой территории относятся Аниба, Абу-Симбел, Фарас, Семна, находящиеся между первыми и вторыми порогами Нила; южнее - Солеб, Керма, Эль-Курру, Арго Кава, Гебель Баркал, Мероэ, Мусавварат-эс-Суфра, Нага и Соба. Существует деление Нубии на Верхнюю и Нижнюю, аналогичное делению, принятому для Египта.
Нижняя Нубия, регион между первыми и вторыми порогами, где находилось наибольшее число памятников, ныне прекратила свое существование. Египетское население было переселено на север от первых порогов, в район Ком-Омбо; суданское - на юг, к эфиопской границе, в Хашм эль-Гирба. Эта страна исчезла 14 мая 1964 г. Колоссальная плотина Саад-эль-Али затопила эту часть Нубии: она оказалась на дне искусственного озера длиной более 500 км. Города Аниба и Фарас, крепость и храмы Бухена, курганы Кустула и Балланы, крепости восточной и западной Семны, и множество других центров находятся ныне под водой. Но многие памятники были спасены. По призыву ЮНЕСКО от 8 марта 1960 г. множество археологических экспедиций, представлявших различные институты, университеты, музеи, начали здесь широкомасштабные раскопки с целью спасения и перемещения памятников. Сегодня историческая топография Анибы или Фараса может оставаться проблемой для узкого круга специалистов, но проверить ее на местности уже нельзя. Древних археологических центров Нижней Нубии больше нет, ее памятники теперь группируются иначе. На левом берегу водохранилища, сразу за плотиной, из храмов Калабши, Бейт эль-Вали, Кертасси и других составлен музей под открытым небом. Храмы Дакки и Махараки, находившиеся в 40 и 30 км к северу от храма в Вади эс-Себуа, теперь стоят рядом с последним, а он, в свою очередь, был перенесен на 2 км к северо-западу от прежнего места. Гробница Пеннута из Анибы проделала путь в 40 км и обосновалась рядом с храмом Дерра, переместившимся лишь на 11 км, и с храмом Амады, который был перемещен на 2,6 км и поднят на 65 м. Другие памятники, демонтированные в ходе международной спасательной кампании, в знак признательности были подарены Египтом тем странам, которые оказали наибольшую финансовую поддержку спасательным работам. Италии был передан небольшой скальный храм из Эллесие (ныне принадлежит Туринскому музею), США - храм из Дендура (принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке, где для него было сооружено специальное помещение), Голландии - храм из Таффы (ныне занимает старый внутренний двор в Лейденском музее), Испании - храм из Дебода (восстановлен на одной из площадей Мадрида).
Самой сложной операцией было спасение скальных храмов Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле. В последний момент к исполнению был принят шведский проект, одобренный египетским правительством. По этому проекту храмы были разрезаны на блоки весом 30 т и вновь собраны на пустынном плато, находящемся на 60 м выше их прежнего местоположения. Окружающий храмы антураж был воссоздан искусственно.
Нубийские памятники, находившиеся на суданской территории, также были демонтированы и перемещены в музей Хартума. Например, храмы Бухена и Семны были перенесены и установлены в крытых помещениях, защищающих их в сезон дождей. Однако на берегу водохранилища остались храмы под открытым небом, до которых нелегко добраться. Их сохранность и доступность представляют собой проблему, аналогичную той, что стоит перед археологическими ансамблями Верхнего Египта. Достаточно упомянуть т. н. киоски Сенусерта I и Аменхотепа I, восстановленные из блоков, найденных в массиве третьего пилона Карнакского храма: их до сих пор можно видеть в этом музее под открытым небом.

Попытки проследить историческое развитие различных нубийских центров, а также священных или погребальных ансамблей Нубии регулярно предпринимаются историками, археологами и африканистами (см., например, Walter Emery, Egypt in Nubia (1965); Fritz und Ursula Hintze, Alte Kulturen in Sudan (1966); P. L. Shinnie, Meroe (1967)).
Заселение Нубии восходит к эпохе палеолита. Уже в те времена, как доказывают некоторые находки, между Нубией и Египтом существовали контакты. Самые древние наскальные рисунки восходят к мезолиту, который приходится здесь на VII-V тыс. до н. э. Нубийский неолит датируется IV тыс. до н. э. В период объединения Верхнего и Нижнего Египта, на рубеже IV-III тыс. до н. э., в Нубии расцвела культура, которую археологи называют культурой "группы А". В безымянных погребениях того времени найдены сосуды из обожженной глины с тонкими стенками, выкрашенные снаружи красной краской, а внутри - черной. Среди скромной погребальной утвари встречаются египетские изделия. Можно с уверенностью утверждать, что население того времени не было негроидным, его антропологический тип был близок к египтянам. Судя по остаткам материальной культуры, его уровень был близок к уровню культуры Бадари в додинастическом Египте.
С началом династической эпохи Нубия стала предметом интереса фараонов. На рельефе времен царя Джера (I династия), обнаруженном у Вади Хальфа (Гебель Шейх Сулейман), изображена победа этого царя над нубийцами. Как явствует из надписи на Палермском камне, царь IV династии Снофру захватил много пленных и богатую добычу после военного похода в Нубию. С тех пор между Египтом и южными землями, тогда, вероятно, еще автономными, существовал оживленный товарообмен. Самой близкой к Египту и наиболее часто упоминаемой была страна Уауат, лежавшая к югу от первых порогов. В те времена товарооборот контролировали правители Элефантины. Независимо от них в Нубии появились первые торговые центры и даже городские поселения: это доказывают раскопки Эмери в Бухене (Kush, VII-XIII).
Нубия поставляла своему могущественному соседу блоки диорита и медь, через ее территорию проходили караваны со слоновой костью, яйцами и перьями страуса, леопардовыми шкурами, эбеновым деревом, ароматическими маслами, строительным лесом и экзотическими редкостями, особенно ценившимися при царском дворе: к таковым относились, например, карлики.
К концу Древнего царства в Нубии появляется новое скотоводческое население, его погребения составляют "группу С", а керамика характеризуется сосудами из черной глины с геометрическим орнаментом. Немецкие раскопки в Анибе (Steindorff, Aniba, 1935-1937) обнаружили к северу от вторых порогов важный центр этой культуры. Смутные времена и трудная политическая ситуация эпохи Первого переходного периода в Египте привели к ослаблению контактов с Нубией. Однако они были быстро восстановлены, как только власть в Египте сосредоточилась в руках фиванских князей. С эпохи Среднего царства начинается египетское проникновение в земли, лежавшие к югу от вторых порогов, в страну, которую египтяне называли Куш. При XII династии у вторых порогов создается система египетских крепостей, самыми значительными из которых были Бухен, Миргисса и Семна. Гарнизон последней постоянно посылал царю отчеты об уровне воды в Ниле и политической ситуации в этой стране. Небольшие крепости защищали также входы в долины, ведущие к золотым копям: например, крепость Кубан у Вади эль-Аллаки.
Колонизация Нижней Нубии в эпоху Среднего царства не могла проходить спокойно: многочисленные египетские крепости свидетельствуют о том, что население "группы С" сопротивлялось северным захватчикам. Но этот вопрос, как и вопрос о политическом характере проникновения египтян к югу от вторых порогов, еще не вполне ясен. Речь идет о "культуре Кермы", обнаруженной к югу от третьих порогов в результате раскопок Рейснера в 1913-1916 гг. (Harvard African Studies, V-VI, 1923). Рейснер считал, что в эпоху Среднего царства здесь существовала египетская колония, называвшаяся "Стены Аменемхета". Статуя одного из ее правителей, Хепсефа, найдена в Керме. Ныне большинство исследователей считает, что в этом месте находилась резиденция независимого от Египта правителя. Здесь сохранились руины монументальных построек из сырцового кирпича: а) крепость; б) высокая платформа, на которой возвышалась резиденция правителя; в) заупокойная часовня рядом со знаменитым некрополем. В этом некрополе Рейснер нашел царские гробницы со скелетами жен и слуг, похороненных заживо.
Керамика культуры Кермы - одна из красивейших во всей долине Нила. Сосуды с тонкими стенками из красной глины тщательно обжигались, расписывались черной краской и полировались. Если вспомнить высокое качество керамики "группы А" и керамики мероитской культуры, то можно утверждать, что в этой области художественной деятельности Нубия превзошла Египет. Политическое значение Кермы достигло пика в конце Среднего царства и в эпоху Второго переходного периода. Это доказывает некрополь, обнаруженный рядом с египетской крепостью в Миргиссе (J. Vercoutter, "Le cimetiere "Kerma" de Mirgissa", Melanges K. Michalowski). Правители Кермы поддерживали дипломатические и торговые отношения с Египтом, а затем и с гиксосами. Первые фараоны XVIII династии, изгнав гиксосов, начали новое завоевание Нубии и положили конец культуре Кермы. Уже Яхмос захватил территорию между первыми и вторыми порогами, построил храм в Бухене и восстановил укрепления эпохи Среднего царства. Аменхотеп I создал новый официальный пост наместника Нубии, резиденцией которого позднее стала Аниба. Тутмос I разрушил резиденцию правителей Кермы и расширил южные пределы страны до четвертых порогов. Тутмос III основал укрепленное поселение Напата, которое оставалось для египтян самым южным рубежом проникновения вплоть до конца египетского присутствия в Нубии.
Новое царство обеспечило Нубии относительное процветание, затрагивавшее, возможно, только верхние слои общества, подвергшиеся "египтизации". Нубия приносила Египту высокие доходы. При Тутмосе III ежегодные поступления из Нижней Нубии составляли около 250 кг золота, не говоря о множестве других товаров, издревле входивших в состав выплачиваемой Египту дани: руда, лес, слоновая кость, скот, шкуры, рабы. Некоторые военные и полицейские подразделения Египта состояли из нубийских наемников. Правители XVIII и XIX династий построили в нубийских землях множество храмов: Хатшепсут - в Фарасе и Бухене, Тутмос III - еще более грандиозное святилище в Фарасе, он также начал строительство храма в Амаде. Аменхотеп III возвел храмы в Бухене, Семне, Кумме, Солебе и Седеинге. Даже Аменхотеп IV - Эхнатон успел построить три небольших сооружения в Сесеби. Тутанхамон вел работы в священном комплексе Фараса и основал храм в Каве.
Самое значительное сооружение, возведенное правителями XVIII династии в Нубии, - храм Амона у подножия "священной горы" (современый Гебель Баркал) неподалеку от Напаты. Их преемники расширили это святилище. Больше других строил в Нубии Рамсес II. Некоторые из его храмов, например, в Герф Хусейне и Дерре, имеют высеченные в скалах святилища, другие, как, например, два знаменитых храма в Абу-Симбеле, высечены в скале целиком. Фасад большого храма Абу-Симбела имеет форму пилона с четырьмя колоссальными статуями сидящего царя высотой более 20 м. Гипостильный зал и другие помещения углублены в скалу на 60 м с лишним. Здесь и в храме второй супруги царя Нефертари изображения семьи Рамсеса II во многом продолжают традиции, которые в официальное египетское искусство ввел Эхнатон. На перенесение этих храмов на 64 м выше по склону и сборку их на новом месте из 1305 блоков международной экспедиции потребовалось пять лет (1963-1968).
В Позднюю эпоху отношения Египта и Нубии кардинально изменились. Накануне воцарения в Египте XXV династии, в Нубии между Напатой и Донголой возникло быстро расцветшее независимое княжество. Его военные успехи были впечатляющими: уже в 750 г. до н. э. правитель Напаты Кашта подчинил Верхний Египет, а его преемник Пи(анхи) стал основателем XXV египетской династии, именуемой нубийской или эфиопской. Некоторые правители Напаты обосновались в Фивах или Танисе: например, Тахарка, оставивший здесь монументальные сооружения. Но свои гробницы, имевшие облик уменьшенных копий пирамид IV династии в Гизе, эти правители возводили в столице своих предков Напате. Их пирамиды имеют характерную заостренную форму. Фараоны XXV династии и, в особенности, Тахарка весьма заботились о строительстве храмов на своей родине. Помимо небольших святилищ, Тахарка возвел огромный храм в Каве, а также расширил священные ансамбли в Гебель Баркале и Санаме.
Власть нубийцев над Египтом продержалась до завоевания этой страны ассирийцами. Последний царь XXV династии Танутамон, правивший в 664-656 гг. до н. э., вернулся в свою столицу в Напате. Неудача нубийцев, которую они потерпели в качестве правителей Египта, существенно повлияла на формирование первого независимого государства в среднем течении Нила. Возникло государство Куш, малоизученная история которого делится в соответствии с названиями двух его столиц на напатский (656-295 гг. до н. э.) и мероитский (295 г. до н. э.-350 г. н. э.) периоды.
Отношения этого государства с Египтом имели самые разные формы: от вооруженных столкновений до оживленных торговых связей. Археологические исследования Нубии начались в XIX в. и сводились в основном к описанию уцелевших памятников: достаточно упомянуть экспедицию Лепсиуса в 1840-1850 гг. (Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien, vol. VI). Серьезные раскопки впервые были предприняты экспедицией Гарвардского и Бостонского университетов под руководством Г. Рейснера, изучавшей в 1916-1919 гг. пирамиды Напаты, а затем до 1923 г. - Мероэ. В результате была составлена приблизительная и до сих пор спорная хронология правителей страны Куш (Chapman, Dunham, The Royal Cemeteries of Kush, 1950 и позднее).
В первый период своего существования государство Куш было вынуждено противостоять нашествиям египтян с севера. Армия Псамметиха II, состоявшая из греческих и карийских наемников, захватила Напату и частично ее разрушила. Через несколько лет то же самое повторил Камбиз, правивший тогда Египтом. Возможно, из-за этого столица страны была перенесена к югу, в район четвертых порогов, в Мероэ. Во всяком случае, при Аркакамани (295-275 гг. до н. э.) древний царский некрополь Напаты уступил место некрополю Мероэ. Возможно, именно этого царя имел в виду Диодор, греческий историк I в. до н. э., писавший, что эфиопский царь Эргамен под влиянием греческой культуры отменил древний обычай умерщвления царей жрецами Амона и полностью подчинил жречество царской власти. Постройка пирамиды в Мероэ, очевидно, должна была ослабить влияние жрецов Амона в Напате.
В Мероэ первым начал раскопки Д. Гарстанг в 1905 г. (Garstang и др., Meroe, The City of the Ethiopians, 1911). Исследования продолжила экспедиция Хартумского университета. Гарстанг раскопал руины большого храма Амона и часть царского дворца, где в одной из часовен, имевшей облик наоса, был найден великолепный бронзовый портрет императора Августа (Garstang, A bronze portrait head, Institute of Archaeology, University of Liverpool, 1911). Эта находка - реальное свидетельство похода мероитской армии в Египет в 24 г. до н. э. Нубийцы тогда захватили Филэ и Элефантину и привезли в свою столицу колоссальную бронзовую статую Августа, помещенную в наосе на высоком пьедестале, сооруженном специально для этой цели. Видимо, это было сделано после подписания мира между Августом и Мероэ в 23 г. до н. э. на острове Самос. Условия мира были выгодны Мероэ: римский гарнизон был выведен из Примиса (ныне Каср Ибрим), граница была установлена по Иерасикаминосу (ныне Махарака), царство Мероэ освобождено от уплаты дани. Между Мероэ и Римом установились прочные дипломатические отношения.
В Нубии процветало не только государство Мероэ. В том же регионе, у четвертых порогов возвышается священный комплекс Мусавварат-эс-Суфра, раскопки и частичная реконструкция которого проводились экспедицией Берлинского университета Гумбольдта под руководством Ф. Хинце. Помимо главного священного комплекса, принадлежность которого до сих пор не установлена, и который был основан еще до перенесения столицы в Мероэ, заслуживает внимания храм Львов, построенный в конце III в. до н. э. царем Арнехамани и посвященный главному мероитскому божеству, львиноголовому Апедемаку. В эту эпоху развивался еще один важный центр этого региона - город Нага; руины его многочисленных храмов датируются периодом со II в. до н. э. до времен римского господства в Египте.
Мероэ - первая крупная африканская цивилизация, напрямую связанная со средиземноморской культурой и находившаяся под влиянием египетского искусства. В рамки египетских художественных форм мероитская культура вложила собственное оригинальное содержание. В пантеоне древнеегипетских богов наряду с Амоном, Осирисом и Исидой появились местные божества. В Мероэ устанавливались статуи, стены храмов украшались рельефами: с иконографической точки зрения (одеяния, атрибуты и т. д.) эти произведения имеют мероитский характер, облеченный в египетские формы. Особенно это заметно в искусстве малых форм.
Прекрасным качеством отличалась упомянутая выше расписная керамика. Мероэ стало также центром железной металлургии. Возникли торговые связи не только с северным соседом, но и с Абиссинией, центральной Африкой, Аравией, Ближним Востоком, может быть, даже с Индией и Китаем. Здесь появился собственный алфавит из 23 знаков, внешне близкий к иератическому курсиву. Ключ к этому письму первым нашел Гриффит, использовавший двуязычную надпись, открытую Лепсиусом в Наге. Однако главные трудности еще не преодолены, поскольку неизвестно, на каком языке говорили и писали жители Мероэ. Над этой проблемой билось немало ученых, но на настоящий момент в своих исследованиях, по-видимому, дальше всех продвинулся Ф. Хинце.
Нам также неизвестна точная дата падения царства Мероэ (J. Leclant, "Les etudes meroitiques, etat des questions", BSFE 50, декабрь 1967). Обычно таковой считается 350 г. н. э. С этого времени аксумский царь Эзана носит титул царя страны Куш. В одной из его надписей упоминается военый поход на земли Мероэ. В этой надписи упоминается также племя ноба. Сегодня считается, что "черные" ноба занимали область четвертых порогов и земли, расположенные южнее, где позднее возникло царство Алодия, или Алоа. "Красные" ноба жили в районе Донголы, где позднее образовалось царство Макурия. После распада царства Мероэ на территории центрального Судана постепенно сформировались три независимых царства: на юге - Алодия со столицей Соба, находившейся недалеко от Хартума, в центре - Макурия со столицей Донгола, на севере - Нобадия, столицей которой в поздний период был Пахорас, арабский Фарас. В это время (IV-V вв. н. э.) в северной Нубии появилось племя, которое мы называем условным символом "Х" (B. G. Trigger, History and Settlement in Lower Nubia, 1965, L. P. Kirwan, The X-Group Enigma, 1963). Раскопки Адамса (W. Y. Adams, Kush XIII, 1965, pp. 148-176) показали, что это племя не было пришлым: оно являлось наследником мероитских племен на этих землях и составляло здесь этнический фон в христианский период. Из римских источников нам известно, что в это время в северной Нубии соперничали племена блеммиев и нобадов. Под предводительством Силко, известного благодаря надписи, оставленной им на стене храма в Талмисе (Калабша), последние победили и основали Нобадию. В. Эмери, исследовавший знаменитые курганы Кустула и Балланы, предположил, что они являются гробницами вождей племени блеммиев (Emery, The royal tombs of Ballana and Qustul, 1938). Сегодня большинство специалистов считают, что курганы Балланы более позднего времени (V в.), и принадлежат царям Нобадии. В свете раскопок в Нубии и, особенно, недавних открытий польской экспедиции в Фарасе (K. Michalowski, "Does the X-Group still present an enigma?", Вестник древней истории, 2/100, Москва, 1967, с. 104-111), проблема "группы Х" может быть разрешена следующим образом.
Недавние находки, считавшиеся остатками мероитской культуры в Нижней Нубии и результаты раскопок Эмери в курганах Балланы в действительности являют собой остатки культуры правителей Нобадии, а скромные захоронения "группы Х" на этой территории - остатки массовой, народной культуры населения Нобадии, которое римляне называли нобадами.
Правители Нобадии старались сохранять традиции мероитской культуры, но в те времена у нее уже не было надежной основы. На юге рухнуло царство Мероэ, а на севере Нобадия граничила с Египтом, который становился христианским. Новая вера привлекала жителей разоренной войнами Нубии. Официальное принятие христианства произошло в Нобадии в 543 г. после миссии священника-монофизита Юлиана, посланника византийской императрицы Феодоры.
История христианской Нубии после работ де Вийяра (Monneret de Villard, La Nubia Medioevale, I-III, 1935-1937; id., Storia della Nubia Cristiana, 1938) в последние годы стала объектом пристального внимания исследователей, особенно после новых открытий, сделанных в Нижней Нубии в ходе международной кампании ЮНЕСКО. Многочисленные христианские церкви и монастыри, возвышавшиеся по обоим берегам Нила к югу от первых порогов, погребенные песком и откопанные накануне их исчезновения под водой, так обогатили наши знания о Нубии, что первое обобщение, предпринятое де Вийяром, должно быть полностью пересмотрено.
Сегодня самые ценные памятники находятся уже не в Нубии, а в музеях. Большое собрание христианских росписей, открытых польской экспедицией в главном соборе Фараса (K. Michalowski, Faras, Die Kathedrale aus dem Wustenland, 1967) находится ныне в музее Хартума и Национальном музее в Варшаве. Как показали раскопки голландской и итальянской экспедиций, Фарас был крупным художественным центром, его школа живописи повлияла на мастеров, украшавших другие нубийские храмы (K. Michalowski, Faras, Centre artistique de la Nubie chretienne, 1966).
В начале VIII в. царь Меркуриос объединил северную Нубию, столицей которой был Фарас, с центральным царством Макурия и сделал своей столицей Донголу. Здесь под руинами большой колонной базилики первой половины VIII в., польская экспедиция обнаружила еще более древнюю церковь: вероятно, она была древнейшей христианской постройкой в этой местности (K. Michalowski, Kush XIV). Новообразованное христианское государство оборонялось от многочисленных нашествий египетских мусульман вплоть до начала XIV в., но пало под ударами арабов в 1323 г. Южное нубийское царство, Алоа, слившееся с христианским царством Донголы, сохраняло независимость до 1504 г.