ОМБОС (КОМ-ОМБО)

,

греческий ,

коптский .

Находился в I номе Верхнего Египта на восточном берегу Нила к северу от Асуана.
Эта территория была населена со времен верхнего палеолита, о чем свидетельствуют находки костяных и кремниевых орудий (см., в частности, E. Vignard, BIFAO XXII; P. E. L. Smith, American Antropologist, 1966).
По-видимому, со времен XVIII династии являлся самостоятельной провинцией в рамках I нома, столицей которого был остров Элефантина. Во времена Птолемеев центром нома становится Омбос. Здесь, на берегу Нила Тутмос III возвел храм, посвященный Великому Хору (греческому Хароерису), Себеку и его матери Хатхор. Аменхотеп I и Рамсес III также строили храмы в этом месте.
Руины города ныне погребены песком. Главные культовые сооружения, расположенные на мысу, возвышавшемся над Нилом, были раскопаны и частично восстановлены египетской Службой древностей под руководством Ж. де Моргана в 1893 г. (J. de Morgan et al., Kom Ombo, I–II. Vienna, 1909). Это один из наиболее живописных археологических ансамблей Египта. Храмовый комплекс был окружен стеной из сырцового кирпича. Левое крыло его ворот, возведенное Птолемеем Неосом Дионисом, сохранилось, но ворота, построенные царицей Хатшепсут и Тутмосом III в той части стены, которая простиралась вдоль реки, полностью разрушены (F. Champollion, Not. Desc., I, 231–232).
В главном храме почитались не только Великий Хор, Себек и Хатхор, но также Амон, Птах, Хнум, Осирис, Исида, Нефтида, Мин, Тот, а также менее значительные божества. Большинство этих богов довольствовалось одной-единственной часовней внутри храма. В Позднюю эпоху вокруг двух главных богов возникло две божественных триады. Спутниками Великого (также называвшегося Старшим) Хора, изображавшегося с головой ястреба, стали богиня Сенетнофрет («Добрая сестра») и бог Панебтауи («Владыка двух стран»). Спутниками крокодилоголового бога Себека стали его мать Хатхор и Хонсу, считавшийся здесь его сыном (A. Gutbub, Textes fontamentaux de la theologie de Kom Ombo // BdE 47, 1973).
Cосуществование двух богов и двух триад в одном храме отразилось на его плане. Это единственный храм в Древнем Египте, который имел два входа и две целлы, расположенные на двух параллельных осях. В нем находилось два следующих друг за другом гипостиля, его окружали две галереи. В его конструкции и настенных рельефах запечатлена вся история позднептолемеевской и римской эпох. В центральной части храма располагались два святилища и три предшествовавших им зала-вестибюля с надписями и рельефами времен Птолемея VI Филометора и его жены Клеопатры II. Второй гипостильный зал был украшен картушами Птолемея Эвергета II, а в первом сохранились картуши многих Птолемеев, хотя он был построен Птолемеем Неосом Дионисом, как и пилоны во дворе храма. Сам двор, колоннада и внешняя обходная галерея относятся к римской эпохе. Святилища и часовни — творение последнего Птолемея и римских императоров.
Вторая, внутренняя галерея украшена картушами Августа, Тиберия и Клавдия, на ее внешнем фасаде сохранилась фигура Домициана. В западном углу большого храма видны руины частично разрушенного маммисия (Borchardt, Tempel mit Umgang, p. 7–8, Bl. 3). Он был построен, по-видимому, Птолемеем Эвергетом II, хотя здесь найдены также блоки времен Тиберия, а также вторично использованные блоки времен Тутмоса III и Рамсеса III.
Рядом с храмом находится хитроумная система колодцев и бассейнов. Возможно, в одном из них выращивали крокодилов, которых особо почитали в Омбо. Часовня Хатхор, расположенная у восточной стены храма, была построена при Домициане, а отдельная, ныне полностью разрушенная, часовня Себека у северной стены — при Каракалле.