ФИЛЭ

*,

греческий ,

коптский , .

Остров Филэ был одной из составных частей района первых порогов, но значение и характер сохранившихся здесь памятников заставляют рассматривать его как самостоятельный археологический центр. Здесь с незапамятных времен поклонялись Исиде, а также Хатхор, повелительнице Нубии, возвращавшейся с палящего юга в облике львицы Тефнут и отдыхавшей здесь, где она впервые ступала на египетскую землю. Почитали здесь и супруга Исиды, Осириса, одна из гробниц которого находилась на соседнем острове Бигэ. Важным культовым центром этот остров стал довольно поздно.
Блоки с именем Тахарки доказывают, что здесь существовало сооружение времен XXV династии — самая древняя сохранившаяся на своем месте постройка, восходящая ко времени правления Нектанеба I. Это маленький портик на юго-западной оконечности острова, от которого вела дорога к главному храму Исиды (H. Junker, E. Winter. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Phila. Vienne, 1965). Смытый катастрофическим паводком, он был восстановлен Птолемеем Филадельфом. За портиком находятся две колоннады, построенные Августом и Тиберием, из которых восточная осталась незаконченной. Рядом располагались два храма, посвященные нубийским божествам Аренснупису и Мандулису. Третья часовня, стоявшая у пилона храма Исиды, была посвящена Имхотепу.
Перед 45-метровым пилоном храма Исиды возвышалось два обелиска времен Эвергета II, находящиеся сейчас в Англии, в Кингстон-холле. У входа — знаменитая надпись в память о походе дивизии Дэзе до Сиены. На западе между первым и вторым пилонами стоит часовня Святого Зачатия — маммисий, основанный Эвергетом II, но достроенный лишь при Тиберии. Второй, 32-метровый пилон украшен, как и первый, рельефами, изображающими Птолемея Неоса Диониса (E. Vassilika. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989). На колоннах гипостиля сохранились следы краски, хотя в течение многих лет после строительства первой Асуанской плотины и до перенесения храмов на остров Агилкия, Филэ ежегодно в течение девяти месяцев оставался под водами Нила. Собственно храм состоял из 12 залов и крипты, стены которой были покрыты рельефами. Лестница вела к террасе с часовней Осириса. Рельефы на внешних стенах храма относятся к временам Августа и Тиберия.
К западу от храма Исиды, перед боковой стеной второго пилона находятся «ворота Адриана», украшенные рельефами во времена Марка Аврелия и Луция Вера. Сюжеты этих рельефов связаны с культом Осириса и потому это сильно разрушенное строение иногда по ошибке считают часовней Осириса.
На севере находился воздвигнутый императором Клавдием храм Хорендота (Хора, защищающего своего отца Осириса), ныне полностью разрушенный. Далее к северо-востоку располагаются руины храма Августа и ворота Диоклетиана. К востоку от храма Исиды стоит небольшой храм Хатхор-Афродиты, построенный Птолемеем Филометором и Птолемеем II Эвергетом. К северо-востоку от него на берегу Нила находится самое красивое архитектурное сооружение этого острова — знаменитый киоск Траяна, имеющий облик портика с 14 колоннами. На острове также сохранились два ниломера, а в коптские времена здесь были построены монастырь и две церкви.
Паломники, посещавшие храм Исиды во времена Птолемеев и Римской империи, оставили здесь множество граффити, среди которых найдена самая поздняя из известных иероглифических надписей, датируемая 394 г. н. э. На острове Филэ Исиде поклонялись и нубийские племена нобадов и блеммиев, совершавшие набеги на южные границы Восточной Римской империи в V в. Несмотря на войны, которые велись в этом регионе, Филэ оставался местом мирного сосуществования двух соперничавших систем. Жрецы воинственных нубийских племен могли поклоняться Исиде в ее храме, а по договору 443 г. нобады и блеммии даже получили право на время увозить статую богини в свои земли. Ее культ сохранялся здесь в течение долгого времени после официальной христианизации Египта. Лишь при Юстиниане в связи с христианизацией Нубии языческие храмы на острове были закрыты или переоборудованы для христианского богослужения.
Храмовый комплекс Филэ, насчитывавший 27 000 тонн и 45 000 блоков, был перенесен на остров Агилкия, топография которого с этой целью была изменена в ходе работ, проводившихся с 1972 г. до 10 марта 1980 г., — даты торжественного открытия памятников на новом месте. В район первых порогов на западный берег водохранилища были перенесены также памятники из Нубии и зоны затопления плотины Саад-эль-Али.
Здесь были восстановлены три демонтированных памятника нубийской сакральной архитектуры. Самый значительный из них — храм Калабши, построеный императором Августом на месте более древнего храма Аменхотепа II. Он был разобран и перенесен на новое место экспедицией ФРГ в 1965 г. (H. Stock-K. Siegler, Kalabscha, Wiesbaden, 1965). Египетская Служба древностей перенесла сюда небольшое скальное святилище Рамсеса II из Бейт эль-Вали и киоск из Кертасси, очень похожий на киоск Траяна с острова Филэ. Недалеко была установлена и найденная в 1964 г. стела Псамметиха II, важная с исторической точки зрения. Таким образом, в районе первых порогов сформировался новый археологический центр, состоящий из памятников, перемещенных с территории Нубии. Однако прежде, чем этот ансамбль стал тем, что мы называем археологическим центром, в течение многих лет он был просто музеем под открытым небом, где были собраны памятники из разных мест и эпох, в том числе и не имевшие отношения к сакральной архитектуре — например, доисторические и архаические наскальные рисунки.