ПИТОМ ? (ТЕЛЛЬ ЭЛЬ-МАСХУТА)

,

.

Располагается на восточной окраине Дельты в 15 км к западу от современной Исмаилии и Суэцкого канала. В поздний период — столица VIII нижнеегипетского нома.
Нехо II основал здесь город («Дом Атума»), но поселение в этом месте появилось гораздо раньше: современные раскопки, проведенные группой из Торонтского университета показали, что ниже остатков города, основанного Нехо II, лежат более древние слои. Во времена гиксосов этот город принадлежал к числу тех центров на территории восточной Дельты, развитию которых завоеватели уделяли внимание (см. тж. Телль эль-Яхудия).
Город процветал вплоть до римского времени. Его значение было тесно связано с близлежащим Вади Тумилат, через который проходил древний канал, связывавший апекс Дельты с Красным морем. (J. S. Holladay. Cities of the Delta III: Tell el-Maskhuta. Malibu, 1982).
Первым в 1883 г. здесь проводил раскопки Э. Навилль, который обнаружил в Телль эль-Масхуте большую кирпичную ограду (210 на 210 м) с сильно разрушенным храмом.
Из-за фонетического сходства названия с упоминающимся в Библии (Исх. 1, 11) египетским городом Питом (Пифом), последний давно пытаются отождествить с Телль эль-Масхутой (E. Naville. The Story City of Pithom and the Route of the Exodus. London, 1903), однако проблема локализации библейского Питома до сих пор не нашла окончательного решения.

Исход 8–11:
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.

Основная проблема заключается в том, что общепринятая ныне датировка событий Исхода относит их середине XIII в. до н.э., а древнейшие следы пребывания евреев на территории Телль эль-Масхуты, согласно новейшим раскопкам, датируются рубежом VII–VI вв. до н.э. Такое хронологическое расхождение допускает два объяснения: либо Исх. 1:11 следует считать поздней вставкой, либо Питом следует искать в другом месте.

(Дополнено по изданию: The Anchor Bible Dictionary. New York, 1992 (СD-ROM-version). Статья «Pithom».)