САИС (СА ЭЛЬ-ХАГАР)

,

аккадский (URU) sa-aia,

греческий ,

коптский .

Современное селение Са эль-Хагар, находящееся на месте древнего Саиса, располагается на восточном берегу левого (Розеттского) рукава Нила, к северу от города Танта. В эпоху Древнего царства Саис был столицей IV и V нома Нижнего Египта, впоследствии разделённых на "Южную Нейт", по-гречески Просопитес (ном был назван по имени своей столицы), и на "Северную Нейт" — V ном, столицей которого остался Саис.
Это одно из древнейших египетских поселений, уходящее корнями в глубину веков. О нём упоминается в "мистической географии" Книги Мертвых (CXXV. 30), первая редакция которой, вероятно, относится к додинастическому периоду. Саис и его ном упомянуты в жизнеописании царского чиновника Мечена, сохранившемся в его саккарской гробнице, относящейся к эпохе III–IV династий.
В Саисе почиталась богиня Нейт, которую обычно изображали в красной короне с луком и двумя стрелами. В древности ее почитали также в образе небесной коровы — покровительницы двух номов. В этом облике ее часто смешивали с богиней Хатхор и даже с Исидой. Кроме Нейт в Саисе также почитался Осирис.
Во времена XVIII династии финикийцы основали в Египте несколько торговых объединений, одно из которых находилось в Саисе. В правление Рамсеса III значительную роль в этом городе играли осевшие в дельте ливийцы. Из текстов следует, что в эпоху Нового царства Саис стал центром производства льняных тканей. Традиционно считалось, что саваны и пелены, используемые при мумифицировании, ткались Исидой и Нефтидой в храме Нейт. Возможно, именно поэтому в поздних текстах Нейт носит титул "госпожи дома бальзамирования" (Пер-нефер) и становится покровительницей ткачества.
Саис несколько раз упоминается в летописи ассирийского царя Ашшурбанапала, где среди прочего говорится о его походе в Египет в 667 г. до н.э. Ассирийцы "людей Саиа…, которые задумали злое, от мала до велика поразили оружием", а затем Ашшурбанапал "оказал милость Нику (Нехо) и дал жить его душе… и в Саиа на царство назначил".
История самого города известна нам лишь отчасти, начиная со времен Тефнахта (XXIV династия), завоевавшего дельту и Средний Египет (стела Пианхи, 19–20, 87). Этот город стал колыбелью двух династий — XXIV и XXVI. С Саисом связан период расцвета торговли и ремесла, а также египетского искусства.
Самое древнее описание города, столицы XXVI династии, от которого, тем не менее, не осталось никаких значительных памятников, мы находим у Геродота, посетившего Саис в 460 г. до н. э. (в период правления Артаксеркса I). Он упоминает о царском дворце и храме Афины, с которой он отождествляет Нейт (II. 163, 169, 175). В храме был дромос и пропилеи, возведенные Амасисом. Возможно, центром храма была аллея, ведущая к святилищу, перед которым располагалась небольшая пирамида (Montet P. Géographie de l'Égypte ancienne, I. La Basse Égypte. Paris, 1957. P. 82, fig. 15). Геродот был восхищен монолитным наосом, статуями сфинксов и простертыми на земле колоссами. Возможно, на территории храма находился царский некрополь: слева от входа Геродот видел саркофаги Амасиса, Априя и их предшественников (II. 169). Кроме того, он упоминает о большом каменном портике с капителями в виде пальмовых листьев, располагавшемся позади храма Нейт, а также о гробнице Осириса (без сомнения, речь идет о кенотафе) и священном озере, где проходили осирические мистерии (II. 169–170). Храмовый писец из саисского храма рассказывал Геродоту про истоки Нила (II. 28).
Чиновник Уджахорресент, который после завоевания Египта персами стал приближённым царя Камбиза, обратил внимание царя на величие Саиса и попросил его восстановить город в прежнем великолепии. Царь исполнил его просьбу и сам совершил жертвоприношения в храме Нейт. Обо всём этом Уджахорреснет велел написать на своей наофорной статуе, которая ныне хранится в музеях Ватикана (Lloyd A.B. The Inscription of Udjahorresnet. A CoIlaborator's Testament // JEA, 68, 1982. P. 166–180). Геродот же, напротив, утверждает, что Камбиз разрушил в Саисе погребения египетских фараонов (III. 16).
Из Саиса происходил один из учёных жрецов, рассказавший Солону об Атлантиде (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон, XXVI). Страбон (XVII. I. 18) называет Саис "столицей Нижней страны", упоминает находящиеся в нём святилище Афины и гробницу Псамметиха.
Соседство с Александрией, новой столицей Птолемеев, снизило политическую значимость города, но Саис оставался важным культовым центром вплоть до римского периода. В христианскую эпоху он стал епископской резиденцией.
Развалинами Саиса в XVIII в. интересовался К. Нибур. Описание и план руин, оставшихся от священного комплекса Саиса приводится в трудах Наполеоновской экспедиции, а также у Ф. Шампольона (Champollion J.F. Lettres de M. Champollion le Jeune écrites pendant son voyage en Égypte, en 1828 et 1829. Paris, 1829. P. 50, см. pl. I, plan pl. II). Однако тридцать лет спустя Р. Лепсиус (Lepsius R. Denkmäler aus Ägypten und Äthiopien, I. Berlin, 1849. S. 55–56; Text I. S. 3–4) не смог найти на территории города многие описанные Шампольоном руины и исключил их из своего плана.
Раскопки на территории Саиса, проводившиеся О. Мариеттом и, позднее, Ж. Даресси (Daressy G. Rapport sur les fouilles à Sa el-Hagar // ASAÉ, 1901. P. 230–239), не принесли больших результатов. Однако благодаря случайным находкам стало известно множество скульптур и архитектурных украшений Нового царства и Позднего периода (в т.ч. и и упомянутая статуя Уджахорресента), разошедшихся по разным музеям, которые содержали сведения о топографии Саиса (El-Sayed R. Documents relatifs à Sais et ses divinités // Annuaire École Pratique des Hautes Études. Ve section — sciences religieuses, 77 (1969–1970), p. 378–382; 79 (1971–1972), p. 447). Среди прочих находок можно отметить комплект украшений римской эпохи, выставленный в Каирском музее.
В начале 1940-х гг. Л. Хабаши идентифицировал многочисленные блоки саисского святилища, использованные для строительства домов в местности Са эль-Хагар (Habachi L. Sais and its monuments // ASAÉ, 42, 1942. P. 369–407). В 1959 г. Тадеушу Анджеевскому удалось обнаружить остатки древней стены из сырцового кирпича, некогда окружавшей святилище и существовавшей еще в конце XIX в. (Andrzejewski T. Note sur quelques sites archéologiques du Delta // Rocznik orientalistyczny, 25, 2, Warsawa, 1961. P. 10–11). Спорадические раскопки и зондаж, проводившиеся в Саисе с 1960-х годов, не принесли значительных результатов. Важнейшим препятствием для проведения систематических исследований в этой местности является пропитанная водой почва города.
С 1997 г. на территории Саиса работает британская археологическая экспедиция (Wilson P. Sais (Sa el-Hagar), 2003–4 // JEA, 90, 2004. P. 1–9. Wilson P. Sais (Sa el-Hagar), 2004–5 // JEA, 9, 2005. P. 1–8. Wilson P. The Survey of Sais (Sa el-Hagar), 1997–2002. London, 2006).

http://www.dur.ac.uk/penelope.wilson/sais.html