ТАНИС (САН ЭЛЬ-ХАГАР)

,

аккадский ,

греческий ,

коптский .

Столица XIX нижнеегипетского нома. Расположен в восточной части дельты. Название Танис впервые зафиксировано в папирусе «Путешествие Унамона» (I, 3), относящемся к XI в. до н. э. и описывающем события того же времени.
Со времен раскопок Австрийского Института на территории Телль эд-Даб’а, никто более не придерживается гипотезы Монтэ, утверждавшего, что Танис — это Пер-Рамсес, основанный Рамсесом II на месте Авариса, столицы гиксосов. Ни в одной другой местности, за исключением Карнака, не сохранилось столько скульптурных памятников, сколько в Танисе. Большинство их выставлено в Каирском музее. Тем не менее, история этого города остается для нас загадкой. Опираясь на найденные в Танисе фрагменты памятников и архитектурные элементы, можно предположить, что уже при Хеопсе и Хефрене здесь возводились гранитные храмы. Основываясь на подобного рода находках, в Танисе можно также увидеть следы деятельности V и VI династий. Так, знаменитые статуи кинокефалов, одна из которых позднее была узурпирована Псусеннесом, могут датироваться периодом V династии и относиться к скудным остаткам, найденным Монтэ в северной части территории храма Хонсу («Sur une statue de babouin...», BSFE, № 10, 1952).
Многие скульптурные памятники Таниса восходят к Среднему царству: прежде всего, это статуи и сфинксы, узурпированные правителями более позднего времени. Но несмотря на то, что они были найдены в Танисе, у нас нет уверенности в том, что изначально они не предназначались для украшения какого-либо другого центра. Это касается и т. н. «гиксосских» сфинксов, присвоенных Рамсесом II, Мернептахом и Псусеннесом. Известно, что они принадлежали Аменемхету III и являются его портретными изображениями. То же относится и к удивительной парной статуе «Танисских дароносцев» (Каирский музей), где изображены двое мужчин, несущих рыбу: в течение долгого времени ее относили к эпохе гиксосов. Колоссы XII династии, которые несомненно находились в Танисе во времена гиксосов, возможно, также были перевезены сюда из соседней местности для украшения их резиденции. Проблема осложняется и тем, что мы не знаем, какое название носил город в более древнюю эпоху. Если верить именам божеств, приведенным на вышеописанных памятниках, то оказывается, что все они порисходят из Мемфиса и Гелиополя. Но найдены также упоминания Хатхор из Дендеры и Анубиса из Карнака. Если все эти памятники предназначались для Таниса, вопрос о местном культе во времена Древнего и Среднего царств оказывается весьма сложным.
При гиксосах в Аварисе господствовавал культ бога Сета, но факт его почитания в этой местности в более древние времена остается спорным. После того как Камос изгнал из Авариса гиксосского правителя Апопи, культ Сета здесь сохранился. Удивительно, что фараоны XVIII династии не возвели ни одного памятника в местном священном комплексе. Дата основания или, скорее, реконструкции города может быть подсчитана на основании «стелы 400 года», найденной в Танисе Мариеттом в 1863 г. Позднее она вновь оказалась погребенной песком и ее безуспешно пытались найти Питри и Барсанти. Наконец, в 1933 г. ее вновь обнаружил Монтэ. Она была высечена при Рамсесе II и рассказывает о событиях, которые можно приурочить ко времени основания города. Согласно ее интерпретации, это могло произойти в 1730 или 1714 г. до н. э. (см. Beckerath, Tanis und Theben).
В любом случае, не подлежит сомнению, что Рамессиды основали здесь свою резиденцию. Во времена правления Рамсеса II возведенный им храм был обнесен стеной из сырцового кирпича, имевшей в плане форму неправильного четырехугольника. Это ограждение шириной 15 м имело с двух сторон неглубокие выступы. Вход находился с западной стороны. Возможно, перед порталом располагались статуи Рамсеса II. Этот фараон приказал возвести в Танисе восемь пар обелисков, а также отдельно стоящий обелиск и квадратный столб. В более поздних сооружениях найдено множество деталей храма Рамсеса, в том числе части дверей, пороги, блоки стен. В «восточном храме» нашли базы десяти колонн с пальмовидными капителями, датируемых эпохой Древнего царства и узурпированных Рамсесом II. Следует также упомянуть храм Хора, находившийся к югу от восточного храма. Представляется почти достоверным и тот факт, что при Рамсесе II вне огороженного священного участка был построен храм, посвященный Анат (87 на 110 м) — спутнице Сета и богине войны. Каменные скульптуры, блоки и рельефы этого храма, датированные эпохой Рамсеса II, доказывают, что первоначально это сооружение, впоследствии претерпевшее изменения, было возведено по приказу этого фараона. Ныне еще можно увидеть сохранившуюся на своем месте статую из красного гранита, изображающую сидящих Рамсеса II и богиню Сохмет. Танис больше чем удаленные Фивы подходил на роль резиденции царей, ведущих активную внешнюю политику по отношению к странам Востока. Именно здесь Рамсес II подписал договор с хеттами.
В период религиозных распрей между почитателями Амона и Сета Танис, вне всяких сомнений, стал оплотом последних. Эпоха XXI династии красноречиво свидетельствовала о раздвоении власти. Наряду с царями-жрецами в Фивах мы находим в Танисе правящую династию, основанную Смендесом. Правители XXI танисской династии занимались реставрацией уже разрушенных к тому времени древних памятников. Сиамон и Псусеннес I реконструировали гранитное святилище, использовав для этого блоки других, более древних памятников.
Сиамон также приказал обнести храм Анат стеной из сырцового кирпича с каменным монументальным порталом. Псусеннес построил большой храм, окруженный известняковой стеной шириной 4,5 м и периметром 82 на 240 м. Весьма вероятно, что храм Псусеннеса был воздвигнут на месте древнего храма Рамсеса II, поскольку, как уже было сказано, в этом святилище обнаружено множество строительных деталей, относящихся к эпохе Рамсеса II.
Цари XXII династии продолжили реконструкцию города, начатую во времена XXI династии. Шешонк III приказал построить рядом со своей гробницей монументальные гранитные врата, для создания которых использовали блоки построек Рамессидов. Возможно, в это же время было восстановлено священное озеро, находившееся в северной части священного комплекса XXI династии.
Раскопки в Танисе вели многие исследователи, в том числе О. Мариетт в в 1860–80 гг. («Fragments et documents relatifs aux fouilles de San», Rec.Trav. IX; id., Notice des principaux monuments du Musee a Boulaq), Ф. Питри в 1883–86 гг. (W. M. F. Petrie. Tanis, I–II. London, 1885–87) и Барсанти («Rapport», в Maspero, Transport des gros monuments de San, ASAE, V), но лишь раскопки под руководством П. Монтэ, начатые в 1929 г. (P. Montet. La nécropole royale de Tanis, I–III. Paris, 1947–60. BFLS 7e–10e année; Kêmi I, IV, V, VII, VIII, IX; ASAE 39, 46, 47, 50; Le drame d’Avaris; Tanis; Mission Montet, I–III; Les énigmes de Tanis), немного прояснили характер памятников этого города, в особенности тех, что относились к эпохе, когда Танис являлся основным центром средоточия власти, во времена XIX и XX династий. Монтэ также обратил внимание на любопытный способ закладки фундаментов в этой местности. Сначала сооружались большие прямоугольные конструкции из сырцового кирпича, наполнявшиеся песком, а затем на них ставились известняковые плиты, составлявшие собственно кладку.
В пределах священной храмовой территории Монтэ обнаружил несколько частично разграбленных царских гробниц. Некоторые из них использовались как хранилища для тел, ранее захороненных в других, впоследствии разрушенных могилах. Так, в гробнице Псусеннеса I было найдено семь тел. Туда, помимо прочих, были перенесены останки царя Аменемопе. В вестибюле была обнаружена мумия царя Хекахеперра Шешонка II, правившего, согласно Монтэ, между Осорконом I и Такелотом I. Тело Шешонка II хранилось в серебряном саркофаге с головой сокола. В этой гробнице также находился командир лучников Псусеннеса I, Унджебаунджед, которому принадлежали три вложенных друг в друга саркофага: в первом, гранитном, находился второй, из позолоченного дерева, а в нем — третий, серебряный, антропоморфной формы. Псусеннес I также имел три саркофага: серебряный, гранитный и внешний, из розового гранита, когда-то принадлежавший царю Мернептаху из XIX династии.
Среди гробниц XXII династии заслуживают особого внимания погребения Осоркона II и Шешонка III. Выстроенные из больших каменных блоков, они отличались грубым стилем, имели кубическую форму и включали несколько помещений. Возможно, их венчали часовни, в которых воздавались почести умершему царю. Саркофаг Осоркона был высечен из цельного гранитного блока. В его гробнице также нашли тела других членов царской семьи, в частности фараона Такелота II и неопознанную мумию, предположительно принадлежавшую фараону Усермаатра Шешонку III.
В гробницах XXI и XXII династий было найдено роскошное погребальное убранство, в том числе серебряные вазы и ожерелья.
Преемники фараонов XXVI династии также оставили в Танисе следы своей деятельности. Многие из бесчисленных архитектурных блоков, найденных на этой территории, имеют картуши с именем Тахарки или надписи, восходящие к эпохе саисской династии. Рядом с большим храмом, на оси северного портала ограждения времен Рамессидов была найдена платформа из блоков, содержащих имя Нектанеба. Возможно, это остатки его храма.
В центре священного комплекса были найдены фрагменты крупной каменной кладки, принадлежавшей небольшому храму-периптеру времен Птолемеев. При них же был перестроен храм, посвященный Рамсесом II богине Анат. Возле западных врат Птолемей II и Арсиноя II возвели часовню. На территории большого храма, недалеко от обелисков, Мариетт обнаружил знаменитую стелу, где на трех языках был высечен Канопский декрет, обнародованный на девятом году правления Птолемея III Эвергета. Возле храма Анат были найдены руины здания, возведенного Птолемеем IV. В его основании обнаружили блок времен Древнего царства. По-видимому, в римскую эпоху на священной территории строились жилища. Однако собственно жилой квартал находился к востоку от ограждения. Раскопки на его территории еще не велись. В коптскую эпоху Танис стал резиденцией епископа.
Танис, столь богатый свидетельствами величия Древнего Египта, относится к числу наиболее разрушенных центров. Сегодня город опустошен настолько, что трудно представить, что когда-то здесь располагалась одна из великолепнейших царских столиц. Тем не менее, здесь существовали большие аллеи сфинксов, колоннады, обелиски и многочисленные статуи фараонов.
Вне всяких сомнений, политические события стали главной причиной разрушения города и его священного комплекса. Первая большая катастрофа произошла здесь после падения Среднего царства. В те времена, как следует из текста Манефона, гиксосы разрушили храмы и сожгли город (Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 76). От могущественной столицы, построенной Рамсесом II, остались лишь руины, о чем свидетельствуют остатки ее монументальных построек, найденные в более поздних сооружениях. Возможно, эти разрушения связаны с религиозными войнами. Город, вновь отстроенный в правление XXI и XXII династий, пришел в упадок вследствие изменений в политике и экономке Египта, связанных с перемещением центра власти сначала в Саис, а затем в Александрию. Географическое положение Таниса благоприятствовало сосредоточению там власти во времена правления XIX и последующих династий. Так оно и было, достаточно привести многочисленные упоминания этой могущественной метрополии в Библии (Числ. 13, 23; Иез. 30:14; Ис. 19:11, 13; 30:4). Это величие было утрачено, когда Танис оказался на периферии культурной и политической жизни позднего Египта. Землетрясение 20 г. н. э. (Страбон, I, 11, 16), вызвавшее в Танисе большие разрушения, сыграло свою роль в упадке города. Довершили дело пожары. Дион Кассий, говоря о Нероне, упоминает о том, что в 68 г. море поглотило восточную провинцию дельты. Это повторилось и во времена Феодосия, когда уровень воды у побережья Александрии поднялся приблизительно на 40 футов (ок. 12 м). Возможно, вода поглотила и восточную дельту.
Крупные землетрясения X и XI вв. на этом побережье, а затем и в Сирии, также должны были вызвать изменение структуры почвы в восточной дельте. Возможно, именно тогда Танис и был покинут (Petrie, Changes in the Egyptian Coast, Ancient Egypt 1931, part I, p. 52–54; De Lacy O'Leary, «The destruction of temples in Egypt», Bulletin de la Société d’Archéologie copte, IV, 1938). В этом гигантском холме длиной 3,5 км и шириной 1,5 км, высота которого достигает 35 м, осталось, вероятно, еще немало памятников. Французская экспедиция, участвующая в раскопках Таниса, после длительного перерыва в середине 60-х годов приняла эстафету Монтэ и провела здесь топографическую съемку, чтобы определить те зоны, в которых уже велись раскопки, и те, что остались неисследованными. Параллельно с новыми исследованиями, французская сторона приступила к тщательному изучению материалов Нового царства и Третьего переходного периода, найденных во время прошлых раскопок. В 1988 г. археологическая экспедиция Амстердамского университета нашла в Телль Ибрагим Аваде, расположенном к юго-востоку от Таниса, гробницы эпохи Древнего царства и остатки храма Среднего царства.
Приблизительно в 10 км к юго-востоку от Таниса, на восточной оконечности дельты экспедиция Музея и Института египтологии Мюнхена почти десять лет раскапывала местность Минхат Абу Омар. Речь идет о некрополе, функционировавшем в додинастическую эпоху, а затем тремя тысячелетиями позже, в римскую эпоху и со II по IV вв. н. э. Здесь насчитываются сотни захоронений. В 1987 г., например, было найдено 533 погребения, из которых 515 датируются римской эпохой и лишь 18 являются архаическими. Архитектурные особенности последних отражают высокое социальное положение умерших, что подтверждается качеством находок, сделанных за эти годы: среди них предметы из слоновой кости, вазы с надписями I династии, резная шкатулка с геометрическим орнаментом и т. д. (D. Wildung, Ägypten vor den Pharaonen, Münchner Ausgrabungen in Ägypten, Austellungkatalog, 1981).