ТЕРЕНУТИС (КОМ-АБУ-БИЛЛО)

,

греческий ,

коптский

Ком Абу-Билло расположен на месте египетского и греко-римского города на краю пустыни около города Таррана, название которого восходит к греческому "Теренутис". Древний город был назван по египетской богине-змее Рененутет, которой поклонялись в этой местности (Hermann A. Die Deltastadt Terenuthis und ihre Göttin // MDIK, 5. Berlin, 1934. S. 169–172). Храм раннептолемеевского времени, остатки которого были раскопаны Ф.Л. Гриффисом в 1887–1888 гг., был посвящен богине Хатхор в ее воплощении nbt mfkAt «Госпожи бирюзы». Около храма найдены погребения священных коров, которые, вероятно, связаны с культом Хатхор. Этот храм интересен прежде всего тем, что является одним из немногих памятников, построенных во времена правления Птолемея I Сотера (305–285 гг. до н.э.).
В римскую эпоху экономика Теренутиса основывалась на торговле натром и солью, поскольку недалеко от города проходил путь с берега Нила в Вади Натрун. Теренутис упоминается в "Изречениях египетских отцов" (48, 263) и в других коптских источниках.
В 1905 г. в Ком Абу-Билло было обнаружено около 200 погребальных стел, однако подробный отчёт об этих находках тогда не был опубликован (Edgar C.C. Tombs at Abou Billou // Annales du Service des Antiquités de l'Égypte, 7. Le Caire, 1906. P. 143–144). Стелы попали в разные музеи и причина их появления в этом месте осталась неизвестной. Большинство этих стел датируется первыми тремя веками н.э. (Parlasca K. Zur Stellung der Terenuthis-Stelen. — Eine Gruppe römischer Grabreliefs aus Ägypten in Berlin // MDAIK, 26. Berlin, 1970. S. 173–198). В 1930-е гг. в Ком Абу-Билло проводили раскопки американские археологи из Мичиганского университета (Hooper F.A. Funerary Stelae From Kom Abou Billou. Ann Arbor, 1961), а в 1970–1979 гг. раскопки здесь проводились египетской Службой древностей в связи с прокладкой поблизости оросительного канала имени Насера (Hawwass Z.A. Preliminary Report on the Excavations at Kom Abou Bellou // SAK, 7. Hamburg, 1979. S. 75–87). Количество найденных стел возрастало. Их временные рамки раздвинулись от Старого царства до позднеримского времени. Особый тип местных стел породил такое понятие, как "теренутский стиль".
В некоторых захоронениях периода Нового царства найдены глиняные саркофаги с изображениями уродливых лиц, а гробницы римского времени отличаются необычными стелами с рельефными изображениями умершего, стоящего или лежащего на ложе, которые сопровождаются надписями на греческом и демотическом языках (Abd el-Al A., Grenier J.-Cl., Wagner G. Stèles funéraires de Kom Abu Bellou, Paris, 1985. Winnicki J.K. Demotische Stelen aus Terenuthis // Life in a Multi-Cultural Society: Egypt from Cambyses to Constantine and Beyond. Chicago, 1992. P. 351–360) или греческом языках. Стелы птолемеевского и римского периода были разделены на пять групп в соответствии с изображёнными на них сценами (Vitali I. Un contributo per l'interpretazione delle stele di Kom Abou Billou // Rivista degli Studi Orientali, 58. Roma, 1984. P. 245–265).

http://www.egyptsites.co.uk/lower/delta/western/abubillo.html