ФИВЫ (ЛУКСОР)

«Скипетр»,

«Южный город»,

аккадский (URU) ni-’i,

греческий , позднее — ,

римский Diospolis Magna,

коптский .

Город, игравший важную роль в древнеегипетской истории, одна из столиц Египта. Располагался в IV верхнеегипетском номе (Pillet, Thebes, palais et necropoles I–II, 1928–1930; Ch. Nims, Thebes of the Pharaons, 1965; Vandier, Manuel d’Archeologie egyptienne, II; L. Manniche, City of the dead: Thebes in Egypt. London, 1987).
Греческое название происходит от фонетического смешения с египетским названием храма Амона в Карнаке или с названием городского квартала, напоминавшим грекам Фивы в Беотии. Впервые упоминается у Гомера (Илиада, IX, 381). Позднее греки использовали название Диосполис Мегалэ или «Великий город Зевса» (отождествлявшегося с Амоном). В Древнем Египте город назывался , а фиванцы называли его Городом Амона, Южным городом или просто Городом.
Об истории развития этого города до эпохи Среднего царства известно немногое. Однако несомненно, что поселения появились здесь еще в среднем палеолите, а в додинастическую эпоху и в эпоху Древнего царства здесь уже существовали три городских центра. Видимо, древнейшей столицей нома был Гермонт, ныне — Армант, расположенный на западном берегу Нила. На восточном берегу возник город Тод, а к северу от Фив — Медамуд. Главным божеством здесь был Монту. В эпоху первых пяти династий фиванский район не играл существенной политической роли, хотя его символ появляется уже на одной из триад Микерина, обнаруженной в его храме времен IV династии около пирамид Гизы. В конце Древнего царства фиванские номархи устраивали себе гробницы в горных склонах к востоку от котловины Дейр эль-Бахри. В конце Первого переходного периода фиванский номарх Интеф объединил под своей властью семь южных номов Верхнего Египта, составлявших провинцию «Врата юга», и укрепился на этой территории, в принципе зависившей от гераклеопольских царей. Его сын Ментухотеп увенчал себя царским титулом. В городе процветал культ Амона. Впервые его имя упоминается в Фивах в Первый переходный период, к этой же эпохе относится и первый его храм. Следы его не найдены, но имеются упоминания о нем в надписях (Petrie, Gurneh, pl. X, 1.3). При XII династии культ Амона стал главенствующим в фиванском регионе.
В конце III тысячелетия союз южных номов, к которому присоединились VIII и XI номы, разгромил гераклеопольское царство, и Фивы стали подлинной столицей Египта, резиденцией XI династии. В Фивах воздвигались монументальные сооружения и святилища: об этом свидетельствуют блоки с картушами Ментухотепа, найденные в более поздних строениях Карнака и, особено, руины величественого заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, окруженного некрополем знати. На восточном берегу Нила располагался «город живых» — культовый и административный центр. На западном берегу находился «город мертвых», где правители IX и X династий, носившие имя Интеф, устроили свой некрополь у подножия холма Дра Абу-ль-Негга. Самым выдающимся элементом фиванского некрополя был замечательный храм Ментухотепа II (XI династия) в Дейр эль-Бахри, представлявший собой серию террас, увенчанную мастабой. Преемник Ментухотепа II намеревался построить себе аналогичное святилище в соседней долине, но оно не было завершено. Рядом с ним находится некрополь знати со знаменитой гробницей Мекетра, где было найдено множество небольших деревянных скульптурных «моделей».
Несмотря на то, что правители XII династии перенесли административную и политическую столицу государства в район Файюма (в до сих пор не найденный город Иттауи), Фивы продолжали развиваться как важный культовый центр Амона. Строительство на территории святилища Амона Фиванского начал первый же фараон XII династии Аменемхет, но более всех преуспел в украшении этого святилища его преемник Сенусерт I. По-видимому, именно ему принадлежал храм, руины которого были найдены в центре возникшего здесь позднее огромного храма, им же был построен храм-киоск, принадлежавший к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенный Аменхотепом III, использовавшим его каменные блоки для строительства III пилона храма Амона. Киоск был восстановлен в 1937–1938 гг. архитектором А. Шеврье к северу от большого карнакского храма. На его кладке сохранился знаменитый географический список Среднего царства.
Царские некрополи XII династии находились недалеко от царских резиденций (Дашур, Лишт, Лахун, Хавара). В Фивах известно несколько гробниц местных вельмож того времени, среди них и гробница везира времен Сенусерта I, Антефокера.
Во Второй переходный период фиванские правители, сохранившие некоторую независимость от гиксосов, продолжали украшать святилище Амона, а цари XVII династии возводили в некрополе Дра Абу-ль-Негга гробницы, увенчанные маленькими кирпичными пирамидами (H. Winlock, The rise and fall of the Middle Kingdom at Thebes, 1947).
Период расцвета Фив приходится на эпоху Нового царства, когда при XVIII династии город вновь стал столицей всего Египта. Город живых и город мертвых становятся грандиозной метрополией, которую продолжали украшать правители последующих эпох. Красивейший квартал поднялся на восточном берегу: на севере он граничил с храмовым комплексом Амона Ипет-Сут (современный Карнак) (G. Legrain, Les temples de Karnak, 1929; P. Barguet, Le temple d’Amon-Re a Karnak, 1961), на юге — с храмом Ипет-Ресит-Имен (современный Луксор) (A. Gayet, «Le temple de Louxor», MIFAO XV, 1941). Здесь находились царские дворцы и двухэтажные резиденции вельмож. Все эти здания, выстроенные из сырцового кирпича, были окружены садами. Столичные пригороды простирались далеко за пределы современных Луксора и Карнака, но ныне от прежнего великолепия не осталось ничего, кроме руин каменных храмов.
Храмовый ансамбль Карнака уже во времена Нового царства делился на три независимых комплекса. На севере находился храмовый комплекс Монту, построенный при Аменхотепе III и окруженный кирпичной стеной (Cl. Robichon, P. Barguet, J. Leclant, Karnak-Nord IV, 1954). Еще Аменхотеп I, развернувший активное строительство на обоих берегах, построил в Карнаке алебастровый храм-киоск, который удалось реконструировать из блоков, найденных в более поздних сооружениях. Его картуши сохранились и в часовнях, которые вошли в состав построек Тутмоса III. Он также выстроил два собственных заупокойных храма на западном берегу реки. Нельзя с уверенностью сказать, что именно он ввел различие между скальной гробницей и царским заупокойным храмом, столь существенное для культа усопшего фараона в эпоху Нового царства. Но его преемник Тутмос I следовал ему. Он построил на месте разрушенного святилища эпохи Среднего царства три пилона — VI, V и IV, — ведущих к прямоугольному в плане храму. Следует отметить, что южная часть этого храма немного расширена относительно центральной оси. Перед IV пилоном, который в те времена был входным, Тутмос I поставил два обелиска. К северу от святилища Амона и к востоку от святилища Монту он возвел памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей. Это позволяет предположить, что поблизости располагался административный квартал; многочисленные фрагменты, найденные Французским Институтом Восточной археологии, свидетельствуют о том, что украшен он был очень богато (см. J. Jacquet, Karnak-Nord V. Le tresor de Thoutmosis Ier, Etude architecturale, 1983; H. Jacquet-Gordon, Karnak-Nord VI. Le tresor de Thoutmosis Ier, La decoration, 1988). Имя Тутмоса II появляется на постройках, возведенных в Карнаке Хатшепсут и Аменхотепом II. Последний, видимо, уделял не слишком много внимания святилищу Амона, хотя некоторые блоки из его сооружений можно найти в числе камней, повторно использованных при сооружении III пилона.
Размах строительной деятельности царицы Хатшепсут на территории Фив был более впечатляющим. В Карнаке, в святилище Амона, в центре храма Тутмоса I она велела построить кварцитовый зал для священной барки, а также множество боковых залов, именуемых «покоями царицы». Было воздвигнуто и четыре обелиска: два между IV и V пилонами, в гипостильнм зале Тутмоса I и два у восточной стены храма. Кроме того, на южной стороне храма был сооружен VIII пилон.
Но самым впечатляющим памятником был заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри, построенный Сененмутом, главным архитектором, верховным сановником и фаворитом царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа. К лучшим украшениям здания принадлежат рельефы левого портика, изображающие экспедицию, отправленную Хатшепсут в страну Пунт (вероятно, Сомали). Этот храм был раскопан Мариеттом и Навиллем. Последний опубликовал 6 томов работ, по сей день служащих руководством для всех исследователей этого памятника.
Тутмос III, преемник Хатшепсут, значительно расширивший границы Египта, явно враждебно относился к созданиям царицы. Он увеличил храм Амона в Карнаке, добавив два обелиска перед обелиском Тутмоса I, и построив в восточной части храма великолепный зал для праздника Сед, окруженный многочисленными часовнями. Обелиски царицы в зале Тутмоса I он велел окружить стеной высотой 20,13 м, впрочем, высота этой стены уступала высоте обелисков (30,70 м). Свою деятельность в Карнаке Тутмос III начал с разрушения и переделки построек своих предшественников. Он полностью изменил облик зала Тутмоса I и поставил между V и VI пилонами осирические статуи этого царя, украшавшие прежде стену святилища. Он изменил и портик между V и VI пилонами, поместив там знаменитый список побежденных Египтом народов. Между VI пилоном и постройками эпохи Хатшепсут он построил вестибюль с двумя геральдическими опорами, символизировавшими единство Верхнего и Нижнего Египта. На его стенах сохранились фрагменты текста летописи, повествующей о воинских подвигах этого царя, поэтому этот вестибюль называют западным залом анналов. Сходный текст сохранился на стене, которую Тутмос III велел возвести вдоль южной стороны северной части «покоев Хатшепсут». Ее рельефы увековечивают подношения Амону, сделанные царем. Большой праздничный зал (Ах-мену) он окружил многочисленными залами, один из которых был двухэтажным. Особенно интересен зал № 2, стены которого украшены рельефами, получившими название «ботанический сад». Те же сюжеты частично повторяются в зале № 22 (см. H. Beaux, «Le Cabinet curiosites de Thoutmosis III», OLA 36, 1990). В маленьком помещении, примыкающем к юго-западному углу гипостильного зала, рельефы изображают царя, приносящего жертвы своим предшественникам. В момент обнаружения рельефов на них можно было различить 61 царский картуш. Этот памятник чрезвычайно ценен для составления хронологии Древнего Египта. Ныне его рельефы хранятся в Лувре.
К востоку от большого священного комплекса между двумя обелисками Хатшепсут Тутмос III построил еще один, более скромный храм. На юге перед пилоном царицы он возвел новый VII пилон, а у священного озера — часовню. Двор, образовавшийся между двумя пилонами, он украсил своими гранитными статуями. Ниломер, находившийся перед священным озером, также был сооружен по его приказанию, как и посвященный Птаху небольшой храм в северной части священной территории храма Амона. Позднее к нему были добавлены ворота и новые рельефы.
На территории Луксорского храма Тутмос III поставил алтарь с тремя часовнями. Однако остатки наиболее интересного сооружения этого царя находятся на западном берегу Нила в фиванском некрополе. В Мединет Абу перед более поздним храмом Рамсеса III сохранился храм, который он посвятил Амону. В том же месте он перестроил храм Тутмоса II, а в Гурне выстроил новый заупокойный храм, раскопанный Квибеллом и Вейгаллом и опубликованный Рике (Ricke, Der Totentempel Thutmoses III, 1939). В Дейр эль- Бахри между храмами Хатшепсут и Ментухотепа он возвел еще один храм, открытый польской археологической экспедицией в 1962 г. Помимо прекрасно сохранившихся полихромных рельефов, здесь было найдено множество скульптур, в том числе двухметровая гранитная статуя царя, восседающего на троне. Этот храм был разрушен уже в древности, но при XX династии его еще посещали многочисленные паломники, оставившие на его колоннах и стенах иератические надписи, имеющие большую историческую ценность (M. Marciniak, Les inscriptions hieratiques du temple de Thoutmes III a Deir el-Bahari, 1974; J. Lipinska, «The portraits of Thutmosis III newly discowered at Deir el-Bahari», Melanges K. Michalowski).
В храме Хатшепсут Тутмос III уничтожил некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем. Вероятно, уже с момента воцарения он начал строительство своей великолепной гробницы в Долине Царей.
У Тутмоса III были веские основания благодарить карнакских жрецов, способствовавших его восшествию на престол. Его преемники Аменхотеп II и Тутмос IV уделяли украшению Карнака меньше внимания. Аменхотеп II построил небольшой храм, который после возведения Хоремхебом IX и X пилонов оказался в восточной части нового двора. Точно неизвестно, относятся ли архитектурные фрагменты, найденные между V и IX пилонами, к часовне, возведенной этим фараоном. Во всяком случае, мы знаем, что и он и Тутмос IV возвели в Карнаке небольшие алебастровые часовни, блоки которых были найдены в массиве III пилона. Гробницы обоих фараонов расположены в Долине Царей, а заупокойные храмы — в Гурне, их руины найдены по обе стороны от Рамессеума.
Фараоном, который сделал для украшения столицы более других, был Аменхотеп III (E. Riefstahl, Thebes in the time of Amunhotep III, 1964). При нем был возведен Луксорский храм с великолепной колоннадой. К югу от него в январе 1989 г. на глубине 1 м был обнаружен тайник с 24 прекрасно сохранившимися статуями, датируемыми периодом от XVIII до XXV династий. Время их помещения в тайник не определено: это могло произойти между правлением Тахарки (XXV династия) и Псамметиха II (XXVI династия): картуш первого, найденный на одной из статуй этого тайника, заменен картушем второго на аналогичной статуе, происходящей из Карнака. Среди найденных скульптур выделяется «статуя статуи» — уникальный памятник из красного кварцита, изображающий статую Аменхотепа III, стоящую на санях. 17 памятников из 24 выставлены в новом зале музея Луксора. Среди многочисленных рельефов, украшавших это святилище, следует упомянуть рельеф в юго-восточной комнате, где изображена знаменитая сцена рождения фараона. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Уже в те времена Карнак и Луксор были соединены аллеей, по которой проходили процессии. Часть украшавших ее сфинксов Аменхотепа III сохранилась на своем месте, остальные принадлежат к более поздней эпохе.
Следы деятельности Аменхотепа III можно найти в разных частях Карнака. В святилище богини Мут, к югу от храма Амона, находятся руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга этот храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сохмет — гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.
Около священного озера Амона Аменхотеп III установил громадную фигуру гранитного скарабея, отождествлявшегося с Атумом-Хепри. Он внес изменения и в большой храм Амона: в массиве возведенного им III пилона были найдены блоки, происходящие из более древних сооружений, существовавших к тому времени на территории священного комплекса. Возможно, им же была построена центральная колоннада гипостильного зала, состоящая из 12 колонн (изначально их было 14 — две восточные впоследствии оказались на месте II пилона), образующих аллею, ведущую к новому в ходу в храм. К северу от храма Амона на священной территории Монту он построил главный храм этого бога.
Еще одно творение Аменхотепа III в Карнаке — знаменитый храм Хонсу, строительство которого было продолжено Рамсесом III. Преемники последнего украсили храм рельефами и внесли в него некоторые изменения.
Еще Мариетт предположил, что храм Рамсеса III был возведен на месте храма времен Аменхотепа III. М. Э. Матье выдвинула гипотезу о том, что к временам Аменхотепа III восходит общий план этого сооружения. В этом храме была найдена статуя Аменхотепа, архитектора Аменхотепа III, а в его стенах сохранились древние блоки стелы времен Аменхотепа II. Известно, что аллея сфинксов, начинавшаяся у храма Аменхотепа III в Луксоре, вела прямо ко входу в этот храм. Мы знаем, что уже со времен Среднего царства к югу от храма Амона находился культовый центр Хонсу. Трудно представить, что вплоть до времен Рамсеса III у одного из богов фиванской триады, сына Амона и Мут, не было своего храма в Карнаке.
На противоположном берегу Нила Аменхотеп III построил самый крупный из фиванских заупокойных храмов, от которого сохранились лишь два колосса Мемнона и одна стела. Создателем храма был архитектор Аменхотеп, сын Хапи, единственный человек в истории Египта, получивший право построить собственный заупокойный храм в Мединет Абу (C. Robichon, A. Varille, Le temple de scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, 1936). В этом храме впервые нашла воплощение классическая схема храмовой архитектуры Нового царства, лучшим образцом которой является храм Хонсу в Карнаке.
У Аменхотепа III в западных Фивах были не только заупокойный храм и скальная гробница в Долине Царей. К юго-западу от храма, на берегу искусственного озера, связанного с Нилом каналом, стоял также его дворец, где он жил со своей любимой супругой Тэйе. Руины этого дворца, именуемого сегодня Мальката, были раскопаны американской экспедицией музея Метрополитен (A. Lansing, «Excavations at the palace of Amenhotep III at Thebes», BMMA XIII, 1918, March, Suppl., pp. 8–14). К югу от дворца, по соседству с храмом в Дейр Шелуит в местности, именуемой Ком-эс-Самак, японской экспедицией Токийского университета Васеда в 1974 г. были найдены остатки сооружения из сырцового кирпича с фрагментами росписи. Это сооружение предназначалось для празднования 30-летнего юбилея правления Аменхотепа III.
Прежде, чем Аменхотеп IV перенес свою столицу в Амарну, он выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Прежде всего, речь идет о колоссальных статуях царя, которые стояли у опор, образовывавших перистиль. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле. Они были извлечены из более поздних сооружений, прежде всего, из IX пилона, возведенного Хоремхебом.
В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием и этот комплекс.
Его преемники Тутанхамон и Эйе, судя по архитравам с их именами, тоже вели строительство в Карнаке. Стремясь очистить себя от подозрений в причастности к амарнской ереси, они посвятили Амону статуи и стелы. Тутанхамон, кроме того, украсил рельефами колоннаду Аменхотепа III в Луксоре.
Однако с именем этого фараона прежде всего связана его фиванская гробница, найденная в 1922 г. Г. Картером, руководителем раскопок лорда Карнарвона (H. Carter, The tomb of Tut-ankh-Amun, I–III, 1923–1933). Богато украшенная золотом и на редкость хорошо сохранившаяся погребальная утварь из этой гробницы является ныне самым большим сокровищем Каирского музея.
Последний царь XVIII династии Хоремхеб возвел в Карнаке три пилона, II, IX и X, последние два — из блоков более древних строений. Перед входом II пилона был небольшой вестибюль, стены которого украшались во времена Хоремхеба, но все царские картуши, кроме одного, были переделаны под имена Рамсесов I и II. Его же правлением датируется аллея сфинксов между X пилоном и святилищем Мут, а также несколько стел, установленных им в различных частях комплекса, в том числе в храме Птаха.
В Луксоре Хоремхеб высек свои картуши на рельефах большой колоннады, принадлежавших Аменхотепу III и Тутанхамону. Он узурпировал немало памятников своих предшественников в Фивах. Его заупокойный храм — это переделанная и немного расширенная усыпальница его предшественника Эйе. Однако он также сделал многое для реставрации храмов Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и Тутмоса III в Мединет Абу.
Его гробница в Долине Царей — одна из самых больших и величественных гробниц XVIII династии.
При этой династии развивался и некрополь знати в районе современного поселения Шейх Абд-эль-Гурна. К наиболее интересным из его гробниц принадлежат украшенные рельефами и росписями гробницы архитектора Инени, создавшего гробницу Тутмоса I; Сененмута, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут (на плафонах этой гробницы сохранились знаменитые астрономические сцены), который, однако, не был здесь похоронен; Менхеперрасенеба, верховного жреца Амона при Тутмосе III; Рехмира, везира Тутмоса III и Аменхотепа II; Сеннефера, правителя южных Фив и смотрителя садов Амона при Аменхотепе II; Менны, распорядителя земельных угодий при Тутмосе IV; его современника Нахта, жреца Амона. Две вельможеские гробницы времен Аменхотепа III и Эхнатона заслуживают особого внимания: это гробницы Херуэфа и Рамосе (N. Davies, The Tomb of the Vizier Ramose, 1941), знаменитые великолепными рельефами, украшающими их погребальные камеры (см. G. Steindorff, W. Wolf, Die thebanische Graberwelt, 1936).
Со времен XVIII династии в Дейр эль-Медине в западных Фивах возник город художников и камнетесов, работавших на строительстве и украшении царских усыпальниц в Долине Царей. Возле города вырос некрополь, многие гробницы которого были украшены прекрасными росписями. При XIX и XX династиях и город, и некрополь разрослись. Исследования их проводились Французским Институтом Восточной археологии под руководством Б. Брюйера (B. Bruyere, FIFAO I–VIII, X, XIV–XVI, XX).
Самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке является, несомненно, знаменитый гипостильный зал, построенный Сети I и Рамсесом II между II и III пилонами. По сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, они добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток—запад. В потолке центрального нефа имелись окна, а в боковых нефах — небольшие отверстия. Несмотря на полумрак, царивший в помещении, его стены и колонны были богато украшены рельефами. Рельефы покрывали также и внешние стены, и стены гипостильного зала, возведенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной — интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше). Стены двора между VII пилоном и южным входом в храм Амона также покрыты надписями времен Рамсеса II, среди которых особенно интересны тексты, касающиеся договора с хеттами. Вестибюль у II пилона тоже был украшен рельефами, а перед пилоном Рамсес II поставил две свои колоссальные гранитные статуи. От Нила к входу в храм вела проложенная им аллея криосфинксов (т. е. сфинксов с головами баранов). Ее западная часть перед I пилоном сохранилась на своем месте, а восточная позднее, после сооружения первого двора, была смещена к югу. Перед IX пилоном тоже были поставлены колоссальные статуи царя и его супруги Нефертари. В его правление были построены и два небольших храма: один, посвященный Амону, — к востоку от главного храма, другой — рядом с храмом Мут, в восточном углу комплекса.
В Луксоре Рамсес II добавил к храму Аменхотепа III двор, окруженный двойным рядом колонн и пилонов, где стояли многочисленные гранитные статуи царя. Перед пилонами он установил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых украшает сегодня площадь Согласия в Париже.
В Долине Царей расположены великолепные гробницы Рамсеса II и Сети I. Последняя может служить примером сложной организации галерей и камер, высеченных в скалах на разных уровнях. Ее расписанные рельефы принадлежат к лучшим образцам погребального искусства XIX династии (E. Lefebure, «The tombeau de Seti Ier», MIFAO II, 1886). Супруги царей и некоторые принцы были погребены в Долине Цариц, расположенной к юго-западу от Долины Царей. Одна из самых красивых гробниц принадлежит царице Нефертари, супруге Рамсеса II. Ее замечательным расписанным рельефам угрожали грунтовые воды и воздействие солей, но в конце 80-х годов они были великолепно отреставрированы.
Оба фараона возвели себе заупокойные храмы в городе мертвых. Скромный храм Сети I в Гурне сохранился лучше других. Его второй храм меньшего размера был включен Рамсесом II в собственный заупокойный храм, руины которого сегодня называют Рамессеумом. Особенный интерес представляют его рельефы на внутренней стороне II пилона, изображающие битву при Кадеше. Следуя обычаю фараонов той эпохи, Рамсес II возвел рядом со своим заупокойным храмом дворец. Возле храма сохранились остатки сводчатых кладовых, построенных из сырцового кирпича.
К наиболее важным памятникам времен Мернептаха — преемника Рамсеса II — относятся рельефы, украшающие восточную стену северного двора VII пилона, где изображена битва фараона с ливийцами и народами моря. В Долине Царей он построил себе гробницу и заупокойный храм, находившийся к югу от Рамессеума и ныне полностью разрушенный. Для его строительства он использовал блоки храма Аменхотепа III.
Последний правитель XIX династии Сети II построил перед храмом Мут в Карнаке пилон, а перед храмом Амона — часовню, посвященную фиванской триаде (позднее она оказалась на территории большого двора) (H. Chevrier, Le temple reposoir de Seti II a Karnak, 1940). Он намеревался также расширить храм в сторону Нила, о чем свидетельствует его обелиск, установленный на набережной.
Среди фараонов XX династии в украшении столицы особенно преуспел Рамсес III. Его крупнейшим архитектурным творением стал храм, возведенный около II пилона храма Амона в Карнаке и ориентированный по оси север—юг. Его двор с двух сторон украшали осирические статуи царя. Наряду с храмом Хонсу этот храм является лучше всего сохранившимся святилишем Карнака. К северу от храма Амона, у III пилона он построил еще одно, более скромное святилище. Третий храм он заложил в западном углу комплекса, посвященного Мут, за священным озером. Современное состояние храма Хонсу — также дело его рук, хотя более поздние Рамсесы тоже украшали этот храм. От их времен в Карнаке не осталось никаких существенных построек, за исключением стены с порталом, связывающей III и IV пилоны: она была перестроена или возведена по приказу Рамсеса IX.
Однако главный архитектурный шедевр Рамсеса III, помимо его гробницы в Долине Царей, находится на западном берегу Фив. Речь идет об огромном архитектурном комплексе в Мединет Абу (University of Chicago, Medinet Habu, I–V, 1934–1964). Его строительство велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм с вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором. Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной на 10,5 м шире и на 18 м выше первой, за ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота. Восточные ворота были трехэтажными. Они дошли до наших дней в хорошем состоянии, как и значительная часть храма. В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». Перед восточными воротами был вырыт ров, а на нильском канале сооружена пристань.
О заупокойных храмах преемников Рамсеса III, за исключением одного, принадлежащего Рамсесу IV, мы знаем лишь благодаря упоминаниям, встречающимся в папирусах. Многочисленные кладовые Рамсеса IV, найденные в ходе раскопок американской экспедиции в Асасифе, и остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).
В Долине Царей найдены гробницы поздних Рамессидов. В те времена в Дейр эль-Медине быстро разрастался и некрополь знати. Любопытно отметить, что на 16 году правления Рамсеса IX квалифицированным следователям впервые было поручено дело о постоянных разграблениях царских гробниц (T. Peet, The Great tomb-robberies of the twentieth Egypt Dynasty, I–II, 1930).
Цари-жрецы XXI династии, правившие в Фивах, увековечивали свои имена на стенах уже существовавших построек. Благоприятные условия для развития монументальной архитектуры оказались утрачены из-за распада страны на Верхний и Нижний Египет, перешедший под власть царей, обосновавшихся в Танисе. Лишь Херихор, первый представитель этой династии, добавил к храму Хонсу в Карнаке двор с колоннами.
Цари XXII династии построили в Карнаке портик в юго-восточном углу первого двора, между храмом Рамсеса II и II пилоном. Царь Осоркон II возвел также маленькую часовню на берегу священного озера.
Нубийские правители из Напаты после завоевания Египта должны были умилостивить Амона, чтобы их признали законной египетской династией. Уже Шабака построил храм-киоск у священного озера в Карнаке и портал около храма Птаха, кроме того, он украсил второй храм в Мединет Абу. Тахарка не только завершил начатое Шабакой строительство II пилона перед храмом Тутмоса III в Мединет Абу, но и построил в Карнаке множество новых зданий. Самым величественным сооружением этого фараона стал большой храм-киоск в первом дворе храма Амона. Одна из громадных колонн этого храма высотой 21 м сохранилась на своем месте до наших дней. Между южной стеной храма и священным озером он построил святилище, около небольшого храма Рамсеса II — колоннаду, между святилищами Амона и Мут — часовню, посвященную Осирису-Птаху, а в самом храме Мут восстановил одну из часовен. Однако в конце царствования Тахарки произошла катастрофа: в 667 г. до н. э. Ашшурбанапал завоевал Египет и захватил Фивы. В 663 г., через несколько месяцев после смерти Тахарки, Ашшурбанапал полностью разрушил столицу. Правителем Фив в те времена был Монтуэмхат, происходивший из Нубии и назначенный на этот пост нубийскими царями. Он верно служил сменявшим друг друга правителям и дожил до преклонного возраста, став одним из самых рьяных сторонников саисской династии. Его похоронили в Асасифе в гробнице, которая своими размерами не только не уступала, но даже превосходила царские. До сих пор в центре Асасифа возвышается пилон из сырцового кирпича, принадлежавший этой гробнице. Египетская Служба древностей раскопала ее фрагменты, которые оставались неизвестны до конца 80-х годов.
Последующие четыре династии, начиная с саисской, ограничивались частичной реставрацией и узурпацией древних фиванских памятников, на стенах которых они высекали свои надписи. В эту эпоху было построено и несколько небольших сооружений: часовни саисских принцесс в Мединет Абу, скромное святилище Осириса, заложенное Псамметихом III к северо-западу от храма Монту в Карнаке, и несколько небольших часовен у Карнакского храма Амона.
Восстановление построек, разрушенных ассирийцами, и новые строительные работы начались лишь во времена XXX династии. Нектанеб I окружил храм Амона массивной стеной из сырцового кирпича, которую с востока украшал входной портал. Он также возвел I пилон этого храма и пилон около храма Монту. Той же эпохой датируется аллея сфинксов, раскопанная в последние годы египетской экспедицией. Эта аллея вела от пилона Рамсеса II в Луксоре к Карнаку. По-видимому, мы здесь имеем дело с широкомасштабными восстановительными работами, поскольку трудно предположить, что эта аллея, некоторые части которой в Карнаке восходят к эпохе Аменхотепа III, во времена XVIII династии не доходила до Луксорского храма. Нектанеб I также расширил храм времен XVIII династии в Мединет Абу, восточную сторону которого начали восстанавливать уже нубийские правители.
Его преемники Теос и Нектанеб II продолжали восстанавливать в Фивах разрушенные памятники. Последний, кроме того, построил маленькую часовню к востоку от храма Мут в Карнаке.
По приказу Александра Македонского, который после завоевания Египта посетил оракул Амона в оазисе Сива и был провозглашен жрецами земным воплощением Амона, в Карнаке – главном культовом центре этого бога – была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III, и составлена вотивная надпись.
В святилище Амона в Луксоре по его приказанию также были проведены восстановительные работы. В глубине храма, перед главным святилищем, на месте древнего зала на четырех колоннах была сооружена новая часовня для барки Амона.
Филипп Арридей выстроил на оси главного храма Амона в Карнаке, в центре сооружения времен царицы Хатшепсут, большую гранитную часовню для барки Амона. Неудивительно, что Птолемеи, стремившиеся приобрести у населения страны такой же авторитет, которым пользовались прежние египетские фараоны, особенно заботились о Фивах, несмотря на то, что город трижды восставал против них. Они не только помещали свои картуши на стенах здешних храмов, но возводили и новые сооружения: Птолемей II — в святилище Мут в Карнаке, его преемники — в святилище Монту. Было построено и новое, независимое святилище богини Ипет (Таурт), которой в те времена поклонялись наряду с Осирисом. Его строительство началось при Эвергете II, а украшение продолжалось при его преемниках.
Наиболее величественными сооружениями Птолемеев в Карнаке были врата и пилоны. Самые значительные среди них — врата Эвергета I перед храмом Хонсу и пилоны Птолемеев II и III перед святилищами Мут, Монту и храмом Птаха.
В 1903–1904 гг. Г. Легрен нашел в Карнаке тайник — 14-метровую яму, вырытую около VII пилона, в которой находилось около 20 000 предметов, в том числе 750 скульптур и каменных стел. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развтития храма (E. Bothmer, Egyptian Sculpture of the Late Period, p. 152), но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV: трудно поверить, что яма, похожая на гигантскую свалку, могла долго оставаться открытой и доступной на территории самого важного в Египте святилища.
В западных Фивах Птолемеи также вели восстановительные работы и строили скромные святилища. Эвергет II восстановил в Дейр эль-Бахри поврежденный гипостильный зал на верхней террасе, кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.
У Дейр эль-Медины Птолемеи возвели небольшой храм рядом с некрополем эпохи Нового царства, в Мединет Абу — пилон перед храмом Тутмоса III, в Каср эль-Агуз — часовню Тота (Эвергет II).
В те времена Фивы посещало множество туристов из Греции. Сохранилось множество настенных граффити с именами туристов, а порой и с восторженными отзывами. На рубеже эр наибольший интерес у посетителей Фив вызывали два колосса храма Аменхотепа III, созданные его архитектором Аменхотепом, сыном Хапи на западном берегу Нила. Эти статуи, изображавшие сидящего на троне царя, были высечены из монолитного песчаника, доставленного из карьеров, находившихся в окрестностях Мемфиса, т. е. удаленных от Фив на 700 км. Их высота составляет более 15 м, не считая пьедестала, превышающего 2 м.
В 27 г. до н. э. в результате землетрясения храм был разрушен, а у северного колосса появилась трещина на уровне торса. Перепады температуры и влажности воздуха в период восхода солнца порождали в трещине внутреннюю вибрацию камня, и колосс начинал издавать легкий звук, привлекавший всеобщее внимание. Особенно им заинтересовались греки. Этот феномен был описан Страбоном (XVII, 816), и греки вскоре начали отождествлять статую Аменхотепа III с героем греческих мифов Мемноном, который погиб под стенами Трои от рук Ахилла, и каждое утро жаловался своей матери Эос — богине зари. В 19 г. н. э., после посещения этих мест Германиком, в образованном греко-римском обществе началось настоящее паломничество к этим колоссам. На них найдено множество граффити, оставленных древними туристами, посетившими это чудо света. Так продолжалось до тех пор, пока Септимий Север не приказал скульпторам заделать трещину, чтобы сохранить статую. После этого Мемнон утратил голос, но имя закрепилось за статуей, и греки нарекли это место Мемнонией, усмотрев в культе умершего царя связь с умершим героем.
Подобно Александру Македонскому Октавиан Август, завоевав Египет, увековечил свое имя на стенах карнакских храмов и установил здесь свою статую (K. Michalowski, BIFAO, pp. 73–88, 1935).
Домициан добавил двор с порталом перед пилоном Нектанеба в Мединет Абу. Адриан, посетивший Фивы в 130 г., украсил храм Исиды в Дейр Шелуите, который был возведен первыми римскими императорами в западных Фивах, к югу от Мединет Абу. Его украшение продолжил Антонин Пий.
В конце III в. в Фивах вспыхнуло восстание против римлян. Вероятно, в те времена около Луксорского храма и возник римский военный лагерь.
Христианство проникло в Фивы в конце IV в. Некоторые храмы были приспособлены для нужд нового культа, древние статуи разрушены, многие рельефы разбиты. Расширилось начатое при римлянах производство извести, добывавшейся из известняковых блоков древних храмов. В VII в. в западных Фивах появилось множество монастырей. Главный культовый центр находился в Мединет Абу, где была возведена церковь св. Мины. В храме царицы Хатшепсут расположился монастырь, руины которого были разобраны Навиллем. Другой монастырь находился в Дейр эль-Медине. В гробницах поселились отшельники, а в гробнице везира Дага эпохи Среднего царства обосновался еще один монастырь (H. Winlock, The Monastery of Epiphanios at Thebes, I–II, 1926). На территории храма в Луксоре построили две церкви, а древние святилища в Карнаке приспособили для нужд нового культа.
Население строило дома на территории древних священных комплексов. Нужно отметить, что в Фивах, в отличие от других центров Нильской долины, в христианскую эпоху не появилось ни одной новой культовой постройки. Отчасти это объясняется тем, что под церкви здесь переделывались древние храмы, но главной причиной была утрата Фивами своего былого значения. Политический упадок этого центра начался гораздо раньше, с момента падения Нового царства. С переносом столицы в Александрию у Фив осталась лишь роль хранилища исторических святынь и религиозных традиций. С падением Римской империи и распространением христианства эта роль утратила смысл.
Сегодня Луксор, Карнак и фиванский некрополь представляют собой самый крупный художественный и культурный ансамбль Древнего Египта.
Возрождение Фив в современной европейской культуре имело свою долгую историю. Первые путешественики не могли даже точно установить местоположение древней столицы Египта. В XIII в. один из них спутал руины Мемфиса с Фивами. Однако голландский путешественник и картограф Ортелий в 1584 г. уже довольно точно указал на своей карте местонахождение Фив, но лишь в начале XVIII в. иезуит Клод Сикар отождествил руины Луксора и Карнака с великой древней столицей. После похода Наполеона и публикации Вивана Денона появилась база для новых, более методичных исследований египетских памятников. В начале XIX в. в Фивах развернул свою деятельность один из самых ревностных искателей египетских древностей Джованни Бельцони; в первой половине того же века практически все сколько-нибудь известные египтологи внесли свой вклад в изучение фиванских святилищ и некрополей. Однако систематические раскопки на территории Фив начались лишь со второй половины XIX в., когда появилась Служба древностей, созданная Огюстом Мариеттом, которого на посту ее директора позднее сменил Гастон Масперо. Работы в некрополе продолжал Виктор Лоре, Рамессеум и западный некрополь раскапывал виднейший английский археолог Флиндерс Питри, в Дейр эль-Бахри работал Э. Навилль. Позднее здесь, а также в Малькате работала экспедиция музея Метрополитен под руководством Уинлока, а затем Лансинга и Хемпса. Карнак и Мединет Абу исследовал Восточный институт Чикаго.
Французские археологи и архитекторы Легрен, Пилле и Шеврье в рамках Службы древностей начали масштабные работы по восстановлению и сохранению большого карнакского храма, Французский Институт Восточной археологии занялся исследованием северной части Карнака. В 1967 г. был создан франко-египетский Центр исследования и реставрации карнакских храмов, который с того времени ведет активные работы на территории святилища Амона: раскопки жилищ жрецов, воссоздание IX пилона, реставрацию росписей в Ах-мену, восстановление статуи Тутмоса IV, создание музея под открытым небом и т. д.