КСОИС (САХА)

,

греческий ,

коптский .

Древний город Ксоис расположен на территории современного поселка Саха неподалеку от города Кафр эш-Шейх. Ксоис находился в болотистой местности центральной Дельты и был центром VI нижнеегипетского нома, по одной из версий называемого "Горный бык", "Пустынный бык" или "Горный зверь". Египетским названием Ксоиса интересовался В. С. Голенищев, посвятивший ему статью в "Zeitschrift für ägyptische Sprache and Altertumskunde" в 1904 г. По другой версии название означает "болотистый", "трясинный" применительно к быку (Vernus P. Le nom de Xoïs // BIFAO, 73. Le Caire, 1973. P. 27–40). Город был культовым центром Амона-Ра и, судя по упоминаниям в источниках, являлся важным центром с очень раннего времени.
Первое упоминание о Ксоисском номе встречается в жизнеописании царского чиновника Мечена, сохранившемся в его саккарской гробнице, относящейся к эпохе III династии. "Управляющий Ксоисским номом" был одним из тех, кого поддерживал Мечен. На Палермском камне (recto III) Ксоисский ном упоминается в связи с царём V династии Сахура. В эпоху Второго Переходного периода, согласно Манефону, Ксоис стал столицей XIV династии. Однако цари XIV династии (по Манефону их было 76), по-видимому, были всего лишь местными правителями, подчинявшимися гиксосам, царский титул они носили только формально. В начале стелы Пианхи (2–3) сообщается, что Ксоисский ном один из первых был захвачен противником Пианхи, Тефнахтом.
Ксоис, по-видимому, не всегда был центром нома: если во многих египетских источниках и у Птолемея (IV. 5) он называется таковым, то Страбон (XVII. I. 19) определяет Ксоис как "остров и город в Себеннитском номе".
Полное археологическое исследование Ксоиса не проводилось. В разное время на территории древнего города были найдены стелы (Daressy G. Une stèle de Xoïs // ASAÉ, 17. Le Caire, 1917. P. 46–48), остатки бань птолемеевской эпохи (El-Khachab A. ΤΑ ΣΑΡΑΠΕΙΟΝ à Sakha et au Fayum ou les Bains Therapeutiques, Le Caire, 1978) и другие памятники. В 1963 г. в Сахе была найдена стела Птолемея VIII и лазуритовая табличка с именами Клеопатры и её сына Цезариона (Abou Ghazi D. Two New Monuments Inscribed in Hieroglyphics from Ptolemaic Egypt // BIFAO, 66. Le Caire, 1968. P. 165–169), а позднее — стела с изображением Цезариона как сына Ра (Grenier J.-Cl. Deux documents au nom de "Cèsarion" // Hommages à Jean Leclant. Vol. 3. Le Caire, 1994. P. 247–254).
Поселение Саха, однако, известно не только благодаря Ксоису. Здесь находится коптская церковь Св. Марии, поставленная на том месте, где, по преданию, на камне остался отпечаток тела младенца Иисуса. Согласно коптской традиции, этот отпечаток появился, когда семья Иисуса проходила через эту местность в Палестину. Священный камень в течение многих столетий был сокрыт ради того, чтобы защитить святыню от посягательств. Его раскопали только в конце XX в.