ЗАВИЕТ ЭЛЬ-АРИАН — АБУ-ГУРАБ — АБУ-СИР

К югу от Гизы, на пустынном плато, располагается ансамбль царских некрополей эпохи Древнего царства, состоящий из трех частей: северная называется Завиет эль-Ариан, затем следует Абу-Гураб и, далее к югу, — группа пирамид Абу-Сира.

В Завиет эль-Ариане находятся остатки двух пирамид. Одна, с шириной основания около 83 м, была построена из небольших известняковых блоков и имела форму ступенчатой конструкции, подобно пирамиде Джосера. Рейснер и Фишер (Bulletin of the Museum of Fine Arts IX, pp. 54-59) приписывали ее одному из фараонов II династии, но в настоящий момент более распространена точка зрения, относящая ее ко времени предпоследнего правителя III династии, Хабы (Lauer, La Pyramide a degres, p. 8–9).
Дата сооружения второй, незавершенной пирамиды, находящейся в этом месте остается спорной. В ней использовано большое число блоков красного полированного гранита и обнаружен гранитный саркофаг, встроенный в облицовку. Барсанти («Ouverture de la pyramide de Zaouiyet el-Aryan», ASAE VII, VIII) и некоторые другие исследователи приписывают эту пирамиду фараону Небка-Неферка, который, согласно списку царей, найденному в Саккаре, правил после Хабы перед последним фараоном III династии, Хуни. Однако Лауэр не согласен с этой точкой зрения: он считает, что подобный уровень обработки гранита не может относиться к эпохе III династии. Он датирует это незаконченное сооружение временем правления последних фараонов IV династии.

Южнее, в местности Абу-Гураб, находятся руины большого солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра (V династия). В 1898–1901 гг. Берлинский музей проводил под руководством Ф. фон Биссинга раскопки на этой территории (Bissing, Borchard, Kees, Das Re-Heiligtum des Konigs Newoser-re, I-III).
Это сооружение, согласно общепринятой версии, воспроизводит древний храм Солнца в Гелиополе. Храм Ниусерра возвышался на плато, поднятом над долиной благодаря колоссальным каменно-строительным работам. К искусственной платформе вела от долины дорога, которая из-за расположения участка подходила к сооружению под углом. Внизу были монументальные ворота, построенные из известняка и им же облицованные. Реконструкция ворот показывает, что в плане они имели форму правильного прямоугольника. Есть основания полагать, что первоначально они имели наклонные стены, т. е. были первым образцом монументального храмового пилона. От ворот к храму вел крытый коридор, освещавшийся с помощью отверстий, проделанных в перекрытии через равные интервалы. Он вел к главному входу, находившемуся на оси святилища, ориентированной по линии восток—запад.
В плане святилище представляло собой прямоугольник 80?110 м, окруженный высокой и широкой каменной стеной. С южной, западной и северной сторон внутри стены находились узкие коридоры, ведущие к различным частям святилища. Напротив входа располагался большой двор с жертвенником в глубине. Позади возвышалась главная часть сооружения, в которой археологи видят прототип обелиска.
Речь идет о памятнике, состоявшем из двух частей. Первая представляла собой цоколь в форме усеченной пирамиды высотой приблизительно 20 м, облицованный блоками полированного гранита и плитами известняка, на нем находилась вторая часть, собственно обелиск, высотой, вероятно, 36 м, также облицованный известняком. Вершина обелиска была, возможно, покрыта гранитными блоками или листами позолоченной меди. В противоположность более поздним обелискам, высеченным из единого блока, здесь мы имеем дело с конструкцией, ядро которой составляли большие известняковые блоки неправильной формы, покрытые полированными плитами. Этот впечатляющий памятник, несомненно, был символом солнечного культа. Возможно, это был первый памятник в истории человечества, в теле которого находился проход, ведущий к верхней платформе. Он позволял подняться на платформу, расположенную вокруг обелиска на вершине усеченной пирамиды, и с этой высоты (приблизительно 20 м) любоваться не только видом святилища, но и всей долины. Проход в цоколе вел к этой платформе, а выход из него располагался возле главных ворот, напротив южной галереи.
Стены этой галереи были покрыты великолепными рельефами, изображавшими богов-покровителей различных номов Египта, божеств Нила и персонификации времен года. Сцены полевых работ были гимном Солнцу, которому Египет был обязан своим существованием. Галерея освещалась отверстиями, проделанными в потолке; в проход, расположенный внутри цоколя, солнечный свет не проникал. Входящие должны были запастись светильниками, чтобы иметь возможность любоваться знаменитыми сценами праздника Сед — тридцатой годовщины восшествия на престол фараона, который ознаменовал свой юбилей постройкой этого храма. Большинство этих рельефов в настоящий момент находится в Берлинском музее.
Возле юго-восточного угла основания обелиска находилась небольшая часовня. Вся северная часть конструкции была занята кладовыми и большими дворами для жертвоприношений священных животных. Надо отметить, что верхний вход, жертвенник и обелиск находятся на одной оси, но не в центре ансамбля. Северная часть с кладовыми и дворами для жертвоприношений занимает больше места, чем южная с находящимися в ней галереей и часовней. К югу от святилища была найдена солнечная барка длиной около 30 м, отчасти высеченная в скале, отчасти сложенная из расписанного сырцового кирпича. Эта барка была необходимым элементом солнечного культа. Бог Солнца имел в своем распоряжении 2 барки: дневную, Манджет, и ночную, Мескетет. Несмотря на скрупулезные поиски, вторая барка не была найдена.
В 300 м к северу от храма, на границе с обрабатываемыми землями, находился некрополь, гробницы которого восходят к додинастической эпохе и Древнему царству. Экспедиция Каирского университета, работающая на этой территории с конца 80-х годов, обнаружила здесь большую мастабу I династии, внутри которой сохранилось много глиняной утвари.

Абу-Сир. На юго-востоке, недалеко от храма Ниусерра, находятся остатки похожего сооружения, построенного по приказу фараона Усеркафа, первого правителя V династии (H. Ricke, Das Sonnenheiligtum des Konigs Userkaf, Band I, Le Caire, 1965). Дальше, в том же направлении, располагается знаменитая группа пирамид, принадлежащих четырем преемникам Усеркафа (Borchardt, Das Grabdenkmal des Konigs Ne-user-re, 1907). Лучше всего сохранился комплекс пирамиды Сахура. Во времена Перринга, первым исследовавшего эту местность, размеры руин составляли 65?64 м, высота превышала 35 м. Первоначально ширина пирамиды достигала 78 м, высота — 46,80 м. Угол наклона граней составлял 51° 42' 35''. Она была построена из известняковых блоков неправильной формы, размещенных в виде шести гигантских ступеней вокруг ядра и облицованных камнем из Туры. Вход располагался с северной стороны на уровне внешней платформы. Коридор, облицованный известняковыми плитами, вел в погребальную камеру. В трех частях галереи, там, где находились опускные решетки, отделка была выполнена из гранита. Погребальная камера прямоугольной формы также была облицована известняком; ее потолок состоял из трех слоев, сходившихся в форме перевернутой буквы «V». Камера находилась непосредственно на оси пирамиды. Сооружение окружала каменная стена 7,5 м высотой и около 3 м шириной. За ней находился заупокойный храм, а с южной стороны — пирамида-спутник. Вход в нее также был с северной стороны, а внутреннее устройство напоминало коридоры царской пирамиды.
Погребальный ансамбль пирамиды Сахура включал, как и любой другой, два храма, верхний и нижний, соединенные мощеной дорогой. Конструкция нижнего храма отличалась от конструкции аналогичных святилищ. Возведенный из камня, он имел два входа: один — на востоке, другой — на юге; во время паводка к ним можно было добраться по узким пандусам. С восточной стороны пандус вел к портику из 8 колонн. Портик, расположенный с южной стороны, имел лишь 4 колонны. В западной части храма находился зал, потолок которого поддерживали две гранитные колонны с капителями в форме пальмовых листьев. Отсюда главная дорога длиной 235 м вела к верхнему храму. Стены ее были украшены рельефами. Центральным элементом верхнего храма был двор, окруженный гранитными колоннами с капителями в виде пальмовых листьев. Его пол вымощен базальтовыми плитами, а стены, как и стены предшествующего ему зала, покрыты белым известняком и украшены рельефами с батальными сценами, выполненными по распространенной схеме, изображавшей, как фараон покоряет ливийцев, и враг оказывается поверженным к ногам царя. На оси двора, в глубине, находилась часовня, в пяти нишах которой стояли статуи фараона. Число подобных статуй в эпоху IV династии варьировалось; оно стало каноническим во времена V династии. Еще дальше располагалось святилище, облицованное алебастровыми плитами.
Задняя часть храма была занята многочисленными кладовыми, к которым вел коридор и лестницы. Нижние залы, вероятно, не освещались. В заупокойном храме Сахура, помимо прекрасных расписанных рельефов, обращает на себя внимание игра цветов камня различных пород: красного гранита, черного базальта, молочного алебастра, белого известняка. Удивительна также гениальная система стока дождевой воды: по желобам, имитирующим львиные головы, она попадала в облицованные медью бассейны. Оттуда вместе с прочими жидкостями, использовавшимися во время обрядов, она поступала в хитроумную систему подземной канализации.
К югу от пирамиды Сахура находится погребальный комплекс пирамиды Ниусерра, построенный между ансамблями Сахура и его преемника, Нефериркара. Этот фараон узурпировал нижний храм Нефериркара и часть мощеной дороги, которую он направил к своему заупокойному храму. Этот храм был сходен с нижним, только вместо колонн с капителями в виде пальмовых листьев в нем находились папирусовидные колонны. Возможно, дорога, ведущая к верхнему храму, была крытой. Верхний храм Ниусерра имел форму буквы "L", что, вероятно, объясняется наличием в этом месте более древних захоронений. Он делится на две части, одна из них была открыта для доступа, другая, помимо традиционных элементов, таких как царские ниши, святилище и большие ложные двери, включала также кладовые. Пирамида Ниусерра, южный фасад которой примыкает к заупокойному храму, в настоящий момент почти полностью разрушена. Ее ширина превышала 78 м, а высота была более 50 м. Угол наклона граней составлял 52°. Как и пирамида Сахура, она состояла из ступеней, которые были скрыты облицовочным камнем, привезенным из Туры. От входа, находившегося на севере, в погребальные камеры, разделенные стеной, вела галерея. Потолок камер имел то же строение, что и в пирамиде Сахура. Первая камера была вспомогательной, она предшествовала второй, в которой не было найдено следов саркофага и погребальной утвари. В юго-восточном углу комплекса возвышалась небольшая пирамида-спутник, точно воспроизводящая царскую пирамиду.
Рядом располагаются остатки пирамиды Нефериркара и его заупокойного храма. Это самая крупная пирамида Абу-Сира. Первоначально ее ширина составляла 104 м, высота — 73,50 м, а угол наклона граней — 53° 05'. Хотя в настоящий момент она находится в полуразвалившемся состоянии, легко увидеть, что вход в нее располагался с северной стороны. Галерея и погребальная камера, от которой сохранилась только верхняя часть, по форме лишь слегка отличались от пирамиды Сахура.
Фараону Нефериркара, который, вероятно, царствовал не более 10 лет, не довелось увидеть пирамиду законченной. Можно утверждать, что при нем едва начали постройку верхнего заупокойного храма, который был задуман как величественное сооружение, по размерам соответствующее пирамиде. Был завершен лишь зал, снабженный пятью нишами, и святилище. Двор и часть кладовых были возведены уже при Неферефра, все остальное — при Ниусерра. Только центральная часть храма была выполнена из камня, остальные части строились из сырцового кирпича с перекрытиями из деревянных балок. Колонны также были из дерева и, вероятно, имели форму лотоса.
Неферефра начал строительство собственного погребального комплекса к юго-западу от пирамиды Нефериркара. Эта пирамида осталась необлицованной и незаконченной. Но расчистка остатков заупокойного храма, который, за исключением святилища и баз колонн, был выполнен из сырцового кирпича, принесла значительные результаты. В 1981–1982 гг. чешская экспедиция обнаружила здесь сотни фрагментов и свитков папируса, составлявших архивы, подобные тем, что принадлежали эпохе Нефериркара (см. P. Posener-Krieger "Les Archives du temple funeraire de Neferirkare-Kakai", BdE 65, 1976). Затем, в 1984–1985 гг. нашли великолепные статуи царя, черты которого до этого момента были абсолютно неизвестны.
Его преемник Ниусерра завершил большой храм Нефериркара, используя, однако, материалы худшего качества.
Рядом с царскими пирамидами и гробницами цариц, подобными небольшому комплексу Хенткаус, супруги Нефериркара, или мастабе царевны Хекеретнебти, дочери Джедкара-Исеси, раскопанным в 1976 г., расположены гробницы высоких сановников. Наиболее важной находкой, изучение которой начал в 1962 г. Чешский Институт египтологии, является огромная фамильная мастаба везира Птахшепсеса, зятя Ниусерра, являющаяся одной из самых больших частных гробниц эпохи Древнего царства (см. M. Verner, Abusir-I. The Mastaba of Ptahshepses, 1977; Abusir-II. Baugraffiti der Ptahschepses-Mastaba, 1992). Некрополь Абу-Сира функционировал также в Первый переходный период и в эпоху Среднего царства. Во времена Нового царства обращает на себя внимание любопытный культовый феномен. На одной из стен галереи, опоясывавшей верхний заупокойный храм фараона Сахура, находился рельеф с изображением богини Бастет, которой царь приносил жертвы. Бастет, имевшую голову кошки, часто путали с львиноголовой Сохмет, храм которой находился неподалеку, в Мемфисе, где она почиталась как супруга Птаха — главного бога мемфисского пантеона. Поскольку в данную эпоху храм Сахура уже был частично разрушен, эту часть сооружения защитили, построив вокруг нее стену, поддерживавшую новую крышу. В этом ограниченном пространстве, имевшем облик небольшого святилища, приносились жертвы богине «Сохмет — покровительнице Сахура».
Некрополь Абу-Сира продолжал существовать вплоть до птолемеевской эпохи. В 1988–1989 гг. чешская группа исследователей обнаружила, что расположенная к юго-западу от комплекса пирамид V династии «пирамида № 27» Лепсиуса представляет собой огромную гробницу с шахтой, которую, возможно, никогда не использовали. Принадлежала она знаменитому Уджахорресену, значительной фигуре в эпоху XXVI династии. Он был руководителем царского флота и командиром греческих наемников. Особую известность он получил благодаря сотрудничеству с персидскими царями Камбизом и Дарием.