Вернуться на исходную страницу
"Тематические библиографии"

Религия, мировоззрение и мифология

 

Общие работы по религии

Авдиев В.И. Египетская религия // Искусство Древнего Востока, Вып. 1. М., 1933. С. 30–34.

Авдиев В.И. Религия древнего Египта // Антирелигиозник, № 11, 1938. С. 30–38.

Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

Бадж У.Е. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.

Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании). СПб, 1998.

Кагаров Е.Г. Религия Древнего Египта. СПб, 1906.

Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб, 2005.

Кормышева Э.Е. Мир богов Мероэ. СПб, 2000.

Коростовцев М.А. Древний Египет и христианство // Наука и религия, № 3, 1972, С. 56–61.

Коростовцев М.А. Религия // Культура древнего Египта. М., 1976. С. 180–222.

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976 (переиздание: СПб, 2000).
Рецензия: Савельева Т.Н., Завадовский Ю.Н. // ВДИ № 4, 1977. С. 196–205.

Коростовцев М.А. Религия древнего Египта: тотемизм и фетишизм // Азия и Африка сегодня, № 5, 1976, С. 57–60.

Миньковская Э.Е. Религия Куша. М., 1984.

Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1914, 1998.

Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов. М., 2006.

Фахри А. Древние загадки фараонов. М., 2006.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Общие работы по мифологии

Мифы народов мира (ред. С.А. Токарев). М., 1991–92.

Мифологический словарь (ред. Е.М. Мелетинский) М., 1992.

Антес Р. Мифология в древнем Египте // Мифология Древнего мира. М., 1977. С. 55–121.

Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта. М., 1983.

Матье М.Э. Мифы Древнего Египта. Л., 1940.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.–Л., 1956.

Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

Мюллер М. Египетская мифология. М., 2005.

Плутарх. Об Исиде и Осирисе // ВДИ № 3–4, 1977.

Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996.

Редер Д.Г. Мифологическое мышление и зачатки научного мировоззрения в Древнем Египте // Культура древнего Египта. М., 1976. С. 223–249.

Рак И.В. Мифы древнего Египта. СПб, 1993.

Рак И.В. Легенды и мифы древнего Египта. СПб, 1998.

Рак И.В. Мифология Древнего Египта. СПб, 2000.

Рубинштейн Р.И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т. I. М., 1981.

Самозванцев А.М. Древний Египет // Мифология Востока. М., 2000. С. 34–86.

Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. М., 2008.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Работы по отдельным вопросам

Авдиев В.И. Огонь в древнеегипетской религии // Сборник египтологического кружка ЛГУ, № 3, 1929. С. 16–24.

Авдиев В.И. Идеология обоготворения царя и царской власти в Древнем Египте // Историк-марксист, № 8–9, 1934. С. 133–152.

Баллод Ф.В. Мистические действа в древнем Египте. Саратов, 1924.

Банщикова А.А. Обожествление утонувших в Ниле и связанные с этим агенты-животные // "В поисках древности". Материалы IV и V межвузовских конференций, посвященных памяти проф. В.Ф. Семенова. М., 2006. С. 34–37.

Банщикова А.А. Восковой крокодил и глиняный человек: магические существа-помощники и связанные с ними топосы в древнеегипетской литературе // Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность. Материалы московской конференции, проведенной кафедрой всеобщей истории РУДН. Выпуск 6. М., 2005. C. 47–54.

Баскакова Т.А. Модели религиозного развития древних ближневосточных обществ (Ассмановская концепция "теологического дискурса" в Египте и вопрос о ее применимости к религиозной истории других ближневосточных обществ II – начала I тысячелетия до н.э.) // ВДИ № 2, 1999. С. 3–31.

Берлев О.Д. "Сокол, плывущий в ладье", иероглиф и бог // ВДИ №1, 1969.

Берлев О.Д. Два Царя — Два Солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev. Ed. by Stephen Quirke. Berlin, 2003. P. 1–18.

Богданов И.В. Чужеземцы — служители пирамидного культа, ВДИ № 3, 2002. С. 23–32.

Большаков А.О. Из истории египетской идеологии Старого царства // ВДИ 161. № 2, 1982. С. 97–101.

Большаков А.О. Роль изображений в мировоззрении египтян эпохи Старого царства (автореф. дисс.). Л., 1985.

Большаков А.О. Системый анализ староегипетских гробничных комплексов // ВДИ №2, 1986.

Большаков А.О. Староегипетский портрет и староегипетское мировоззрение // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. 21/1. 1987. С. 66–70.

Большаков А.О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // ВДИ 181. №2, 1987. С. 3–36.

Большаков А.О. О специфике государства и идеологии в Египте Старого царства // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. Краткое содержание докладов. СПб, 1993. С. 5–8.

Большаков А.О. Человек и его Двойник в египетском мировоззрении Старого царства (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук). СПб, 1997.

Большаков А.О. Развитие представлений о "загробных мирах" в древнем Египте // Мероэ, вып. 5. М., 1999. С. 55–71.

Большаков А.О. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб, 2001.

Большаков В.А. Обожествление правителей в эллинистическом Египте в свете древнеегипетского представления о фараоне // Материалы конференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. Вып. 1: Цивилизация и государство на Востоке. М., 2002. С. 36–39.

Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте. СПб, 2007.

Бругш Г. Египетский могильный мир // Русский вестник, № 6, 1870. С. 575–598.

Будневич А.Ю. Очистительная функция воды в религиозных представлениях древнего и раннехристианского Египта // Древний Египет и христианство. М., 2001. С. 13–17.

Васильева О.А. Папирус Жумильяк и миф об Осирисе // Петербургские египтологические чтения 2005. Тезисы докладов. СПб, 2006. С. 41–60.

Воробьев С.М. К вопросу о значении мифологемы Хора для идеологического обоснования царской власти в Египте в раннегосударственный период // Труды. Центр египтологии им. В.С. Голенищева. Вып. 1. М., 2002. С. 35–46.

Демидчик А.Е. Несколько замечаний о "взаимоотношениях" египтян с божеством в нач. II тыс. до н.э. // Древний и средневековый восток, ч. I. М., 1988. С. 65–89.

Демидчик А.Е. Несколько замечаний о "родстве" египтян с божеством // Мероэ, 5, 1999. С. 107–126.

Демидчик А.Е. Древнеегипетские «отцы и дети» в 38 заклинании «Текстов саркофагов» // Христианские традиции и культура России. Новосибирск, 2001. С. 13–24.

Демидчик А.Е. Приоритеты религиозной деятельности древних египтян в 1130 заклинании «Текстов саркофагов» // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора НГУ М.И. Рижского. Новосибирск, 2002. С. 108–109.

Демидчик А.Е. Рассуждения о божьей справедливости в XXI в. до н. э. // История и теория культуры в вузовском образовании. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Новосибирск, 2004. С. 78–89.

Демидчик А.Е. «Младшее Солнце» — бог ритуала // Петербургские египтологические чтения 2004: Тезисы докладов. СПб, 2004. С. 9–12.

Ермалинская Е.Ю. Сцена взвешивания сердца в древнеегипетской космогонии и бог Тот // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 44–45.

Жданов В.В. Эволюция категории "Маат" в древнеегипетской мысли (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук). М., 2002.

Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли // Вопросы философии, № 2, 2003. С. 152–160.

Захаров А.А. Эллинистические молитвы к Исиде // Сборник египтологического кружка при ЛГУ, № 4, 1930. С. 7–14.

Зубов А.Б. Онтология зла в религиозных воззрениях египтян и в христианстве // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 52–57.

Зубов А.Б. Монотеизм или политеизм — вновь к представлениям о боге в Древнем Египте // Древний Египет и христианство. М., 2001. С. 46–56.

Зубов А.Б. Человек — Образ и подобие Божие в религиозных воззрениях египтян // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 52–79.

Зубов А.Б. Монотеизм и политеизм. Вновь о представлениях о боге в Древнем Египте // Культурное наследие Египта и христианский Восток. Вып. 2. М., 2004. С. 37–50.

Иванов С.В. Эгида в контексте культовой практики Нового царства и Третьего переходного периода // История и культура древнего и раннехристианского Египта. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Э. Матье и М.А. Коростовцева. М., 2001. С. 64–77.

Иванов С.В. Некоторые аспекты культовой практики древнего Египта XV–IV вв. до н.э. (на примере эгид). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2003.

Илиева Л.П., Илиев С.Д. Феноменология времени в древнеегипетской мифологии // Религиоведение = Study of religion. № 3. Благовещенск. М., 2002. С. 138–150.

Камнев О.А. Мораль, нравственность и этика древнеегипетского общества (на материалах "Поучения Птаххотепа") // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 62–70.

Коростовцев М.А. Древний Египет и христианство // Наука и религия, № 3, 1972, С. 56–61.

Коростовцев М.А. Были ли начала материалистического мировоззрения в древнем Египте? // Переднеазиатский сборник. III. История и филология стран древнего Востока. М., 1979, С. 142–149.

Лаврентьева Н.В. Особенности описания иного мира и структура Книги двух путей // Труды Государственного Эрмитажа XXXV. Петербургские египтологические чтения 2006. СПб, 2007. С. 68–85.

Ладынин И.А. "Нечестивый правитель" в религиозно-идеологической традиции древнего Египта (на материале постамарнских упоминаний об Эхнатоне и его времени) // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 88–94.

Ладынин И.А. Прижизненный царский культ Александра Великого: к проблеме соотношения египетских и греческих компонентов // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 200–225.

Ладынин И.А., Немировский А.А. К эволюции восприятия амарнских царей и Хоремхеба в идеологической и исторической традиции Древнего Египта // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 80–99.

Ладынин И.А. "Нечестивый правитель" в религиозно-идеологической традиции Древнего Египта II тыс. до н. э. // Культурное наследие Египта и Христианский Восток. Материалы международных научных коференций. Вып. I. М., 2002. С. 155–176.

Лившиц И.Г. Новый вариант мифа о рождении и гибели Солнца (Египетское сказание о "небе–свинье") // ВДИ № 6, 1948. С. 184–193.

Лурье И.М. О погребении бедняков в древнем Египте // Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа, I, 1939. С. 93–99.

Максимов Е.Н. Древнеегипетская гелиопольская космогоническая система (опыт моделирования) // Тутанхамон и его время. М., 1976. С. 119–128.

Матье М.Э. Религия египетских бедняков // Религия и общество. Л., 1926. С. 29–40.

Матье М.Э. Из истории свободомыслия в Древнем Египте // Вопросы истории религии и атеизма. Т. III, 1956. С. 380–401.

Матье М.Э. Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей // Вопросы истории религии и атеизма, № 5, 1958. С. 344–362.

Мещерский Н.А. К палеографической датировке древнеегипетских текстов, содержащих проклятия // Доклады АН СССР, 1929.

Николаева В. О почитании царских статуй в присутственных местах в древнем Египте // Сборник Эрмитажа, III, 1926. С. 17–19.

Павлов Н.Л. Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта // Художественные модели мироздания. Кн. 1. М., 1997. С. 31–39.

Павлова О.И. Древнеегипетские представления о воскресении мертвых // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 103–105.

Павлова О.И. Атон и Эхнатон: единобожие или безбожие? // Древний Египет и христианство. М., 2001. С. 92–94.

Пиотровский Б. Б. Семантический пучек в памятниках материальной культуры. Л., 1930 // Известия Государственной Академии Материальной Культуры, т. VI, вып. X.

Померанцева Н.А. Тема вечной жизни в представлении древних египтян // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института, 8-я, 29–31 января 1998 г. М., 1998. С. 55–60.

Померанцева Н.А. Символика вечности в Древнем Египте как феномен времени, Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 3, 2004. С. 5–16.

Романова Е.А. Слуги ка и изображения исполнения ритуалов в гробницах некрополя Гиза периода Древнего царства // Труды Государственного Эрмитажа XXXV. Петербургские египтологические чтения 2006. СПб, 2007. С. 117–131.

Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М., 1997.

Снегирев И.Л. К проблеме культа матери-земли в архаическом Египте // Сборник египтологического кружка при ЛГУ, 2, 1929. С. 15–19.

Струве В.В. Лошади в мистериях Осириса // Яфетический сборник, III, 1925. С. 71–74.

Струве В.В. Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта // Религия и общество. Л., 1926. С. 5–28.

Тарасенко Н.А. "Картография" загробного мира в древнеегипетской заупокойной литературе // VI Сходознавчі читання А. Кримського. Тези доповідей міжнародної наукової конференції (м. Київ. 30–31 жовтня 2002 р.). Киев, 2002. С. 58–63.

Тарасенко Н.А. "Картография" загробного мира и ее эволюция в древнеегипетской заупокойной литературе // Сходознавство. № 21–22. Киев, 2003. С. 142–157.

Тарасенко Н.А. Образ коровы в древнеегипетской космографии // VIII Сходознавчі читання А. Кримського. Тези доповідей міжнародної наукової конференції (м. Київ. 2–3 червня 2004 р.). Киев, 2004. С. 42–46.

Толмачева Е.Г. Культ цапли в Египте в эпоху Древнего и Среднего Царства. Образ цапли в текстах пирамид // Вопросы истории и экономики. М., 2000. С. 64–69.

Толмачева Е.Г. К вопросу о «культе животных» в древнем Египте // Открытия минувшего: История древности. М., 2003. С. 91–100.

Толмачева Е.Г. Древнеегипетские корни мифа о Фениксе // Восток, № 2, 2003. С. 111–120.

Топоров В.Н. Несколько параллелей к одной древнеегипетской мифологеме // Древний Восток. (Сборник статей 2. Памяти академика Бориса Александровича Тураева). М., 1980. С. 75–97.

Тураев Б.А. Из египетской мифологии. В книге: STEFANOS// Сб. в честь Ф.Ф. Соколова к 30–летней годовщине его учёной деятельности. СПб, 1895, С. 1–10.

Франк-Каменецкий И.Г. Памятники египетской религии в фиванский период. М., 1917 // Культурно-исторические памятники древнего Востока, вып. 5. Часть II. М., 1918 // Культурно-исторические памятники древнего Востока, вып. 6.

Франк-Каменецкий И.Г. Религиозный синкретизм в Египте в фиванский период // Записки Коллегии востоковедов при азиатском музее РАН, III, Л., 1928. С. 1–62.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

Францов Г.П. Фетишизм и проблемы происхождения религии. М., 1940. С. 17–52 (Фетишизм в религии Древнего Египта).

Чегодаев М.А. Книга Небесной Коровы. Перевод и комментарии // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 110–116.

Хведелидзе М.Г. Проблема "бога" в изучении древнеегипетской религии // Кавказско-ближневосточный сборник. 7. Тбилиси, 1984.

Хведелидзе М.Г. Два понятия вечности в космогониях Древнего Египта // Мероэ, вып. 3. М., 1985. С. 239–242.

Шеркова Т.А. Семь павианов в одной лодке // Древний Египет: язык - культура - сознание. По материалам египтологической конференции 12-13 марта 1998 г. М., 1999. С. 220-231.

Шеркова Т.А. Семь павианов в одной лодке. Иконография в контексте культовой принадлежности святилища // Древнеегипетский храм в Телль Ибрагим Аваде. М., 2002. С. 82-96.

Шеркова Т.А. Жертвоприношение быка в додинастическом Египте // История и культура древнего и раннехристианского Египта. М., 2001. С. 190–201.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Отдельные божества

Байбаков Е.И. К вопросу о Сераписе // Богословский вестник, 1915.

Баллод Ф.В. Введение в историю бородатых карликообразных божеств в Египте. М., 1913.

Белякова О.В. Богиня Нэйт – покровительница фараона // Вестник МГУ. Сер.8. История. № 2, 1983. С. 65–73.

Белякова О.В. Становление и этапы исторического развития культа древнеегипетской богини Нэйт от додинастической эпохи до позднего периода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. М., 1983.

Бивар А.Д.Х. Митра и Серапис // ВДИ № 3, 1991. С. 52–63.

Богословская И.В., Богословский Е.С. Сиро-палестинская богиня Кудшу в древнем Египте // Палестинскийсборник № 26 (89), 1978. С. 140–164.

Богословский Е.С, Добкович И.В. Сиро-палестннская богиня KdS.t в Древ-нем Египте // Тезисы докладов V Всесоюзной сессии по Древнему Вос-току. Тбилиси, 1971. С. 22–24.

Васильева О.А. Легенда об Исиде и Осирисе (Диодор Сицилийский. "Историческая библиотека") // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира. Московский государственный университет им.М. В. Ломоносова. Исторический факультет. III. М., 2000. С. 106–123.

Васильева О.А. Образы Осириса и Тифона в "Египетских рассказах" Синесия // Древний Египет и христианство. М., 2001. С. 18–22.

Васильева О.А. Осирис и Митра: аспекты позднеримской интерпретации бога Осириса // Труды Государственного Эрмитажа XXXV. Петербургские египтологические чтения 2006. СПб, 2007. С. 36–44.

Волков И.М. Древнеегипетский бог Себек. Пг., 1917.

Гонина Е.А. Диск над головой Исиды: смысловая символика // Труды научной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-2003". История. М., 2003. С. 140–142.

Ермалинская Е.Ю. Некоторые аспекты изучения культа древнеегипетского бога Тота // Orientalistica Iuvenile. Сборник работ молодых сотрудников и аспирантов. I. М., 2000. С. 25–41.

Зубов А.Б. Мин-Амон — "телец Своей Матери" // Древний Египет: язык — культура — сознание. М., 1999. С. 150–161.

Куликов Ф.И. Иконография Xr(j)-Hb.t староегипетских вельможеских гробниц // Петербургские египтологические чтения 2005. Тезисы докладов. СПб, 2006. С. 75–88.

Ланда Н.Б. Гимн богу Ра // Сообщения Государственного Эрмитажа, вып. 28, 1967. С. 40–43. [надпись на саркофаге]

Марченко Ю.Ф. Имхотеп – человек ставший богом. М., 1993.

Миньковская Э.Е. Культ Дедуна в Куше // Древний Восток. Сборник статей 1. К семидесятилетию академика М. А. Коростовцева. М., 1975. С. 196–206.

Морозов А. Загадка культа Амона // Наука и религия, № 3, 1990.

Орехов Р.А. Солярный и астральный аспекты образа Хатхор (по данным ранней иконографии и Текстам пирамид) // Древний Египет: язык — культура — сознание. М., 1999. С. 177–184.

Орехов Р.А. Некоторые аспекты раннего культа Хатхор // История и культура древнего и раннехристианского Египта. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Э. Матье и М.А.Коростовцева. М., 2001. С. 112–130.

Орехов Р.А. Становление культа древнеегипетской богини Хатхор в Древнем царстве. Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. М., 2001.

Орехов Р.А. Идеологический аспект пирамидного строительства в эпоху III-IV династий (сопоставление данных античных и египетских источников) // Открытия минувшего: История древности. М., 2003. С. 76–85.

Павлова О.И. Античные авторы о культе Амона в Куше // Мероэ, вып. 1. М., 1977.

Павлова О. И. Ранние сведения о культе Монту (конец Древнего — начало Среднего царства) // VIII Всесоюзная конференция по древнему Востоку. М., 1979. С. 67–68.

Павлова О.И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V–XVII династии). М., 1983.

Павлова О.И. Культ Амона при XI династии // Мероэ, вып. 3. М., 1985. С. 190–202.

Павлова О. И. Мин — "владыка чужеземных стран" // Культурное наследие Востока: Проблемы, поиски, суждения. Л., 1985. С. 34–44.

Петрова О.С. Хор Бехдетский и святой Георгий // Древний Египет и христианство. М., 2001. С. 95–96.

Славичкова З. Проблема проникновения культов азиатских богов в Египет и Куш // Мероэ, вып. 2. М., 1981. С. 64–72.

Томашевич О.В. Богиня Нейт — охранительница мёртвых // Мероэ, вып. 3. М., 1985. С. 227–238.

Томашевич О.В. Ранние этапы культа богини Нейт и её символы // Древний и средневековый восток. Ч. I. М., 1985. С. 193–199.

Томашевич О.В. К вопросу о происхождении культа богини Нейт // Мероэ, вып. 4. М., 1989. С. 178–189.

Томашевич О.В. Нейт саисская — богиня воды // Мероэ, вып. 4. М., 1989. С. 190–200.

Томашевич О.В. Астарта в Египте // Мероэ, вып. 5. М., 1999. С. 254–269.

Тураев Б.А. Два текста, относящиеся к культу Мина. СПб, 1901.

Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. СПб, 2002.

Тураев Б.А. Божества моря у египтян // Сб. статей в честь М.К. Любавского. Пг., 1917, С. 539–541.

Тураев Б.А. К египетской художественной мифологии. 1. Ра и Осирис, 2. Тот, 3. Анубис–Вепуат // Сб. в честь проф. В.К. Мальмберга. М., 1917, С. 3–11.

Чегодаев М.А. "Сестра Богоматери" // Древний Египет и христианство (К 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 30.10.2000–2.11.2000. М., 2000. С. 124–126.

Чегодаев М.А. Хор-Без-Глаз-На-Его-Челе (опыт интерпретации имени) // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 24–32.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Хеб-сед

Матье М.Э. Хеб-сед (Из истории древнеегипетской религии) // ВДИ № 3, 1956. С. 7–28.

Крол А.А. Пограничные надписи и хеб-сед (по материалам древнеегипетской эпиграфики) // Материалы научной конференции «Невербальные коммуникации в культуре» (6–8 июня 1995 г.). М., 1995. С. 129–130.

Крол А.А. Приношение даров иноземцами как один из ритуалов древнеегипетского праздника сед // ВДИ № 3, 1999. С. 92–103.

Крол А.А. Военно-политический аспект древнеегипетского праздника хеб-сед. Автореферат дисс. к.и.н. М., 1999.

Крол А.А. Почему царский юбилей в Египте праздновался на тридцатом году правления? // Пусковые механизмы долговременных процессов в природе и обществе (Тезисы докладов VIII научной конференции «Человек и природа. Проблемы социоестественной истории»). М., 1999. С. 51–52.

Крол А.А. Один из титулов чиновника Аменхотепа III Хаемуаса и его связь с празднованием царского юбилея // Древний Египет: язык — культура — сознание. М., 1999. С. 62–71.

Крол А.А. Изображение хеб-седного престола на памятниках раннединастического периода // История и культура древнего и раннехристианского Египта (Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Э. Матье и М.А. Коростовцева). М., 2001. С. 78–88.

Крол А.А. Египет первых фараонов. Хеб-сед и становление древнеегипетского государства. М., 2005.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Религиозно-мифологические тексты

Тексты Пирамид
(Sethe K. Die altägyptischen Pyramidentexte. Bd. I-II. Leipzig, 1908-1910)

Переводы:

  1. Тексты Пирамид (пер. А.Л. Коцейовского) // Тексты пирамид. СПб, 2000. С. 79–182.
  2. Тексты защиты пирамидных комплексов царей VI династии (пер. О.И. Павловой) // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 87–93.

Демидчик А. Е. Термин Ax в погребальном ритуале фараона Унаса: (Несколько замечаний о методике изучения "Текстов пирамид") // История и филология древнего и средневекового Востока. М., 1987. С. 26–41.

Ермалинская Е.Ю. Священное животное бога Тота в Текстах Пирамид // Orientalistica Iuvenile. Сборник работ молодых сотрудников и аспирантов. II. М., 2001. С. 93–99.

Коцейовский А.Л. Тексты Пирамид. Одесса, 1918.

Куликова И.Б. Поле тростника в Текстах пирамид // Открытия минувшего: История древности. М., 2003. С. 46–56.

Лившиц И.Г. Фрагменты саркофага с отрывками из Текстов Пирамид // Древний мир: сборник статей. М., 1962. С. 130–138.

Матье М.Э. Тексты Пирамид – заупокойный ритуал (О порядке чтения Текстов Пирамид) // ВДИ № 4, 1947.

Матье М.Э. К проблеме изучения Текстов Пирамид // ВДИ № 4, 1958.

Павлова О.И. Жертвенный ритуал в текстах пирамиды Унаса // Древний Египет: язык — культура — сознание. М., 1999. С. 184–210.

Четверухин А.С. Публикации, переводы и смысл Текстов пирамид по высказываниям исследователей // Тексты пирамид. СПб, 2000. С. 185–398.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Книга Мертвых
(Budge E.A.W. The Chapters of Coming Forth by Day. The Egyptian Hieroglyphic Text. Vol. 3. London, 1910)

Переводы:

  1. Древнеегипетская книга мёртвых (пер. и комм. М.А. Чегодаева) // Вопросы истории, № 8, 1994. С. 145–163. № 9, 1994. С. 141–151.
  2. Изречения Книги Мертвых (пер. М.А. Чегодаева) // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 95–110.

Бадж У.Е. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская книга мертвых (перевод). М., 1995.

Голенищев B.C. Об экземпляре «Книги мертвых» Гора сына Нес-па-гер-ан-а и Та-гап-ы // Известия Императорского русского археологического общества. Т. 9. Вып. 5. СПб, 1880. С. 527–531.

Жебровская Л.В. О графике "Книги мертвых" как раннем памятнике книжного искусства // Книга и печатное дело: Сб. науч. трудов. СПб, 1999. С. 158–170.

Коростовцев М.А. Две главы Книги Мертвых // Наука и религия, № 5, 1971, С. 46–49.

Матье М.Э. Проблема изучения Книги Мертвых. М., 1960 (XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР).

Рубинштейн Р.И. CXXV глава Книги Мертвых // Ученые записки ЛПИ им. Герцена. Т. XI. Л., 1938. С. 293–308.

Рубинштейн Р.И. Погребальные обряды по 151 главе Книги Мертвых // Тутанхамон и его время. М., 1976. С. 129–143.

Рубинштейн Р.И. Книга Мертвых и отношение древних египтян к смерти // Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979. С. 72–87.

Тарасенко Н.А. К вопросу о мифо-темпоральных представлениях древних египтян. Вечность «Нехех» и вечность «Джет» в 17-й главе Книги Мертвых // Вісник Київського інституту “Слов’янський університет”. Вип. 7. “Історія”. Киев, 2000. С. 227–237.

Тарасенко Н.А. Один мифологический сюжет 17-й главы Книги Мертвых // V Сходознавчі читання А. Кримського. Тези доповідей міжнародної наукової конференції (м. Київ, 10–12 жовтня 2001 р.). Киев, 2001. С. 39–41.

Тарасенко Н.А. 17-я глава древнеегипетской Книги Мертвых (перевод и комментарий) // Труды Центра египтологии им. В. С. Голенищева РГГУ. Вып. 1. М., 2002. С. 47–92.

Тарасенко Н.А. Космография Вечности в Древнем Египте (к интерпретации одной виньетки Книги Мертвых) // Культурное наследие Египта и Христианский Восток. Материалы международных научных коференций. Вып. I. М., 2002. С. 227–280.

Тарасенко Н.А. Древнеегипетский миф о солнечном Коте, Змее и «детях Bds.t» (по материалам 17-й главы Книги Мертвых) // Orientalistica Juvenile. Сборник работ молодых сотрудников и аспирантов ИВ РАН. Вып.4. М., 2003. С. 14–49.

Тарасенко Н.А. Миф о грехопадении в Древнем Египте и его коннотации в 17-й главе Книги Мертвых // Вісник Київського Славістичного університету. Вип.14. “Історія”. Киев, 2003. С. 187–220.

Тарасенко Н.А. Мифологический сюжет осирического цикла в стк. 15-18 17-й главы Книги Мертвых // Сходознавство. № 23–24. Киев, 2004. С. 148–162.

Тураев Б.А. Из истории к Книге Мертвых. Несколько замечаний о текстах саркофага // Записки Классического отделения (Императорского) Русского археологического общества, т. III. СПб, 1904. С. 15–25.

Чегодаев М.А. По поводу так называемого "обратного" направления письма в древнеегипетской "Книге Мертвых" // Невербальное поле культуры. М., 1995. С. 74–78.

Чегодаев М.А. "Чтобы не быть перевернутым" (комментарий к 51-й главе древнеегипетской "Книги Мертвых") // Вестник РГГУ, № 4, кн. 1, 2000. С. 57–71.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"

Книга Небесной коровы
Перевод М.А. Чегодаева // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 110–116.

Гимн Амону
Перевод О.И. Павловой // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 94.

Гимн Атону
Переводы:

  1. Гимн Атону (пер. Н.С. Петровского) // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 105–108 // Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть I. М., 1980. С. 90–92 // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 116–118.
  2. Гимн богу Атону (пер. М.А. Коростовцева) // Поэзия и проза древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т. 1. М., 1973. С. 68–70 // Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. М., 1978. С. 251–255.

Гимн Нилу
Переводы:

  1. Славословие Нилу (пер. И.С. Кацнельсона и Ф.Л. Мендельсона) // Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. М., 1958. С. 249–255.
  2. Гимн Нилу (времени Среднего царства) (пер. М.Э. Матье) // Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 239–240.

Гимн Осирису со стелы Амонмеса
Перевод М.Э. Матье // Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 267–270.

Вернуться на исходную страницу "Тематические библиографии"
Вернуться к оглавлению раздела "Религия, мировоззрение и мифология"