Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Клавдий Элиан.

Пестрые рассказы.

Книга II.
41. …Египтянин Микерин[1], получив из Буто прорицание о близкой смерти, решил измыслить хитрость и удвоить сужденный ему срок, присоединив к дневному времени ночное,— он непрестанно бодрствовал за чашей вина. К поклонникам вина, если следовать Геродоту, относился египтянин Амасис[2].

Книга IV.
8. …Египтяне называли Оха[3] на своем языке ослом, сравнивая его тугодумие с несмышленостью этого животного. В отместку он заклал Аписа в жертву ослу[4].

Книга V.
1. Пока египтянин Тахос жил по обычаю своей страны просто, он пользовался удивительно крепким здоровьем, но, попав к персам и переняв их любовь к роскоши[5], Тахос, не привыкший к персидской кухне, умер от поноса: чревоугодие стоило ему жизни.

Книга VI.
8. Рассказывают, что евнух Багой, родом египтянин, убил Артаксеркса Оха[3] и, разрубив тело на куски, бросил на съедение кошкам; похоронен же в царской усыпальнице был вместо Артаксеркса кто-то другой. Багою было мало убить Оха: из бедренных костей царя он сделал рукояти для мечей; в этом находило себе выход его ожесточение; Багой возненавидел царя за то, что тот во время своего пребывания в Египте, как прежде Камбиз, убил Аписа[4].

Книга XII.
4. Египтяне утверждают, что Сесострис получил законы от Гермеса.

Книга XIII.
33. Египтяне рассказывают, что гетера Родопида была редкой красавицей. Однажды, когда она купалась, случай, подчас приводящий к самым удивительным и неожиданным вещам, даровал ей счастье, соответствовавшее скорее красоте, чем душевным достоинствам этой девушки. Пока Родопида была в воде, а служанки сторожили на берегу ее одежду, с неба слетел орел, схватил одну из сандалий и вновь исчез. Он принес свою находку в Мемфис, как раз когда Псаммитих творил там суд, и бросил ему на колени. Псаммитих был восхищен красотой сандалии, искусством того, кто ее делал, и, наконец, чудесным поступком птицы. Поэтому он велел по всему Египту искать хозяйку сандалии. Когда Родопиду нашли, царь взял ее в жены.

Книга XIV.
34. Египтяне утверждают, что бог Гермес дал им законы: людям ведь свойственно желание возвеличивать свои установления. В древнем Египте судьями были жрецы; во главе их стоял старейший жрец, который судил всех; от него требовалась непогрешимая справедливость и суровость. Шею жреца украшала сапфировая фигура Истины. Я бы предпочел, чтобы судью отличала не вырезанная из камня и воплощенная в нем Истина, но чтобы он носил истину в самой душе.

______________________________

     1 Микерин (сер. XXV в. до н.э.) — царь Египта.
     2 Амасис (570–520 гг. до н.э.) — царь Египта.
     3 Артаксеркс III Ох (359–338 гг. до н.э.) — персидский царь. Официальный титул Артаксеркса Оха "фараон великий" писался и произносился сходно со словосочетанием "фараон-осел", что, надо думать, служило пищей для насмешек и возможно, нашло свое отражение у Элиана.
     4 По понятиям египтян, страшным святотатством было заклать священного быка Аписа в жертву животному, воплощавшему в египетской мифологии нечистое и злое начало.
     5 Тахос (362–361 гг. до н.э.) — египетский царь. Вследствие заговора лишившись царства, он был вынужден бежать в Персию, где он нашел убежище.

Вверх
Вернуться на страницу "Античные авторы о Египте"