Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"
Аврелий Августин.
О Граде Божием. Книга XVIII. Главы 37, 39, 40.
(О мудрости египтян и христианских пророков)
37. Итак, во время наших пророков,
Писания которых сделались в последнее время известными почти всем народам, еще
не существовало философов языческих...
Нужно, впрочем, признаться, что если не в Греции, то у варварских
народов, а именно в Египте, действительно существовала еще до Моисея некая доктрина,
называвшаяся их мудростью; иначе не было бы в священных книгах написано, что
Моисей научен был всей мудрости египтян[1] в то,
конечно, время, когда он там родился и дочерью фараона был усыновлен, вскормлен
и воспитан как человек знатный. Но и мудрость египтян не могла превосходить
древностью мудрость наших пророков: ибо пророком был и Авраам[2].
Какая же мудрость могла быть у египтян прежде, чем их познакомила с письменами
Исида, которую они, когда она умерла, сочли нужным почитать как великую богиню?
А Исида была, по преданию, дочерью Инаха, который первым начал царствовать у
аргосцев, когда явились на свет уже внуки Авраама.
39. Итак, пусть ни один народ по
какому-нибудь зазнайству не хвалится древностью своей мудрости по сравнению
с нашими патриархами и пророками, которым присуща была мудрость божественная;
ибо оказывается, что и Египет, который обыкновенно можно и напрасно величается
древностью своих наук, по времени не превосходит никакой своей мудростью мудрость
наших патриархов. Ведь никто не осмелится утверждать, что египтяне были весьма
сведущи в заслуживающих удивления науках раньше, чем познакомились с грамотой,
т.е. раньше, чем явилась к ним Исида и научила их письменам. Самая их достопамятная
наука, называемая мудростью, чем иным она была, как не по преимуществу астрономией,
которая, как и всякая другая наука подобного рода, обыкновенно имеет значение
скорее для упражнения способностей, чем для просвещения ума истинной мудростью?...
40. Итак, напрасно некоторые стараются
дать ход нелепейшему мнению, будто с того времени, как египтяне владеют знанием
звездочетства, насчитывается более ста тысяч лет. В каких это книгах записано
такое число египтянами, которые научились письменам под руководством Исиды от
силы две тысячи лет назад? Ведь, Варрон[3], который сообщает об этом, не последний
авторитет в истории, притом это не противоречит и истине божественных писаний.
Ведь если от первого человека, называемого Адамом, не прошло еще и шести тысяч
лет, то не заслуживают ли скорее насмешки, чем опровержения, те, которые относительно
летоисчисления стараются убедить в таких своеобразных и столь противоречащих
дознанной истине вещах?
______________________________
1 Быт. 20:7.
2 Деян. 7:22.
3 Марк Теренций Варрон (116–28 гг. до н.э.) — римский ученый и писатель.