Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Диодор Сицилийский.

Историческая библиотека. Книга I, главы 11–27, 43.5–6, 44.1, 85.4–5, 87.7

(Легенда об Осирисе и Исиде)

В египетских источниках нет цельного изложения мифа об Осирисе и Исиде: лишь отдельные его сюжеты и эпизоды известны в подчас неясных и кратких упоминаниях в разных текстах. Впервые все эпизоды этого мифа оказались собраны воедино лишь в античной традиции. Наиболее близко к египетской первооснове это сделано в трактате Плутарха “Об Исиде и Осирисе”, в котором изложение осирического мифа (главы 12-19) восходит, скорее всего, к грекоязычной “Священной книге” (‘Η ιερα βιβλος) египетского жреца и историка Манефона (ок. перв. пол. III в. до н.э.; Plut. De Is. et Os. 9, 49, 62; cf. Manetho, ed. Waddell, frg. 76 = Euseb. Praep. ev. II Prooem., ed. Gifford, p. 44C, Theodoret. Curat. II, ed. Räder, p. 61). Помимо Плутарха, целостный рассказ об Исиде и Осирисе сохранился только в посвященной Египту первой книге “Исторической библиотеки” Диодора Сицилийского (I в. до н.э.). Этот рассказ в труде Диодора относится к разделу так называемых θεολογουμενοι, т.е. мифологической истории Египта (главы 11–29), который следует за введением и рассказом о космогонии.
Включение θεολογουμενοι в общий очерк истории Египта связано с тем, что Диодор был последователем известной в эллинистическое время концепции Эвгемера Мессенского (нач. III в. до н.э.). В своем произведении “Священная надпись” (‘Ιερα αναγραφη) Эвгемер попытался вернуть своим современникам доверие к мифологии, предположив, что боги —это жившие в давнее время смертные, после кончины удостоившиеся от потомков “бессмертных почестей” (cf. Diod. I. 17.2; 22.2) за их благодеяния (“изобретение” земледелия и ремесел и их распространение по всему миру в результате “цивилизаторских походов”). Появление этой концепции было вполне закономерно в эпоху обожествления эллинистических правителей, а также расширения их усилиями греческой ойкумены. Однако идеям эвгемеризма вполне соответствовали и, с точки зрения античных авторов, должны были их подтверждать и египетские предания о богах — первых царях и прямых предшественниках исторических фараонов (cf. P.Turin1874 I.10–21; Herod. II. 144–145, Manetho, ed. Waddell, frg.1–5)[1].
Источники θεολογουμενοι Диодора трудно определить с уверенностью. Главы 11–13, содержащие довольно распространенные в эпоху Диодора философские идеи относительно космогонии и религии, могут восходить к стоику Посидонию (II в. до н.э.). В 13–14 главах, где налицо смешение египетских и греческих представлений, Диодор использовал “Историю Египта” Гекатея Абдерского (кон. IV в. до н.э.) и, может быть, труд Манефона (см. 13.3 и комм.); однако широта и степень опосредованности их привлечения неясны. Т.н. “Роман о Дионисе”, автором которого считается Дионисий Скитобрахион (сер. III в. до н.э.), может быть источником фрагментов 15.6–8 и 17–20.5, рассказывающих о цивилизаторских походах Осириса, хотя некоторые их детали (например, упоминание о египетском происхождении Македона — 18.1) восходят, вероятно, к Гекатею. Рассказ о смерти и погребении Осириса и образе Исиды (21–22.6, 23–24, 25.2–7), по-видимому, также основаны на труде Гекатея. Наконец, глава 27 взята из неизвестного греко-египетского источника, цитирующего подлинную надпись[2].
Предлагаемый перевод ограничивается отрывками, непосредственно излагающими сюжеты мифа об Исиде и Осирисе (главы 11–27 с пропуском некоторых мест, не имеющих отношения к мифу, и, напротив, с добавлением фрагментов 43.5–6, 44.1, 85.4–5, 87.7 там, где они удачно дополняют его изложение). Перевод отрывков сделан по изданию: Diodorus Siculus. Library of History. Books I–II. With an English translation by H. Oldfather. L., 1933. Vol. I (Loeb Classical Library, 279).

О. А. Васильева.


11.(1). Итак, (как говорят), люди, жившие в древности в Египте, взглянув на небесный свод (τον κοσμον), были (одновременно) удивлены и напуганы природными свойствами мироздания (των ολων), и (потому) они решили, что существуют два изначальных и вечных божества, а именно — Солнце и Луна, которые они назвали соответственно Осирисом и Исидой[3], (причем) каждое — на основании некоего истинно присущего ему смысла (προσηγορια). (2). Ведь если перевести имя Осириса на греческий язык, то оно будет справедливо означать “многоглазый” [4]: ибо он, повсюду бросая лучи, словно озирает многочисленными очами всю сушу и море. Согласное с этим говорит и поэт[5]:
Гелиос, который за всем наблюдает и все слышит.
(3). У эллинов же некоторые из старых мифографов называют Осириса Дионисом[6] по прозванию “Сириус” [7]. В их числе и Эвмолп в “Вакхическом гимне” говорит, что:
Лучезарен Дионис, огневидный в лучах,
Орфей же (говорит):
Вот почему они именуют его Светозарным и Дионисом.
(4). Некоторые ведь полагают, что у него и узел небриды[8] завязан (на плечах) по причине пестроты звездного неба. А имя Исиды переводится на греческий как “древняя” [9] — по причине ее повторяющегося с древности рождения. Они помещают на голове у Исиды рога — из-за ее серпообразного вида в определенное время, а также и потому, что ей посвящена у египтян корова [10]. (5). (Египтяне) считают, что эти боги управляют всей вселенной (τον συμπαντα κοσμον), питая и взращивая все при помощи трех времен года, которые совершают временной цикл посредством невидимого движения, а именно — весны, лета и зимы[11]. И хотя эти (времена года) имеют наиболее противоположные друг другу свойства, они наполняют год превосходной гармонией. (Исида и Осирис) наиболее всего содействуют в зарождении всех живых существ, один — природными свойствами огненного (элемента) и пневмы[12], другая — влаги и сухости, оба же вместе — воздуха. И благодаря этим (божествам) все рождается и питается (…)
13.(1). Кроме этих (богов) существовали, по их словам, другие (боги), земные, которые (некогда) были смертными, но получили бессмертие благодаря их мудрости и общественному благодеянию, оказанные людям[13]. Некоторые из них стали даже царями в Египте. (2) (Египтяне) говорят, что имена одних (из них) в переводе на греческий язык были такие же, как у небесных (богов), а другие получили собственные имена — Гелиоc, Кронос, Рея[14] и также Зевс, которого некоторые называют Аммоном; кроме этих, еще Гера[15], Гефест[16], Гестия и, наконец, Гермес[17]. Первым царем египтян был Гелиос[18], который имеет одно имя с небесным светилом. (3) Некоторые из жрецов сообщают, что первым царствовал Гефест, который стал изобретателем огня и достиг власти благодаря этому полезному деянию (…) (4) Рассказывают, что после Гефеста в Египте царствовал Кронос. Женившись на своей сестре Рее, он породил, согласно некоторым из мифографов, Исиду и Осириса, согласно же большинству (сообщений) — Зевса и Геру[19], которые царствовали над всей вселенной благодаря своей доблести. От них произошли пять богов, причем каждый — в один из пяти дней египетских эпагомен[20]. Рожденные боги носили следующие имена: Осирис, Исида, Тифон[21], Аполлон[22] и Афродита[23]. (5) Осирис в переводе на греческий означает “Дионис”. Исида же в некотором роде близка Деметре[24]. Осирис женился на Исиде и, приняв царство, многое сделал для улучшения человеческого общества (κοινος βιος).
14.(1). Прежде всего Осирис уничтожил людоедство среди человеческого рода[25]. После того, как Исида нашла зерна пшеницы и ячменя[26], случайно выросшие на земле среди прочей травы и неизвестные людям, а Осирис придумал обработку этих зерен, — (после этого) вся пища изменилась как благодаря приятным свойствам открытых зерен, так и по причине очевидной пользы (для людей) воздерживаться от зверства в отношении друг друга. (2). В качестве доказательства открытия названных зерен египтяне приводят сохраняемый у них с древности обычай[27]: ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида. (3) Ведь в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена. (Египтяне) говорят, что Исида установила законы, согласно которым люди прекратили беззаконную жизнь и бесчинство, опасаясь наказания, и воздают друг другу справедливость.
43.(5–6). Прожив долгое время таким образом (т.е. в дикости), (люди) перешли наконец к годным в пищу плодам, среди которых — хлеб, приготовленный из лотоса. И открытие этих (плодов) одни приписывают Исиде, другие же — некоему из древних царей, называемому Миной (Μηναν).
14.(4). Потому-то древние эллины и называют Деметру Фесмофорой[28], что ею были впервые установлены законы.
15.(1). Рассказывают, что Осирис и его сподвижники основали стовратный город в Фиваиде Египетской, который они назвали в честь матери Осириса, потомки же именуют его Диосполис, а некоторые — Фивами[29]. (2). Основание этого города ставится под сомнение не только историками, но и самими египетскими жрецами. Ведь многие сообщают, что Фивы были основаны не Осирисом и его приближенными, а гораздо позднее неким царем, о котором я в свое время подробно расскажу[30]. (3). Они сообщают, что Осирис воздвиг в честь своих родителей, Зевса и Геры, храм[31], замечательный по своим размерам и в остальном (также) роскошный. Он соорудил и два золотых наоса Зевса: один, больший — для небесного бога, другой же, меньший, — для когда-то правившего царя и отца египтян, которого некоторые называют Аммоном. (4). Осирис установил золотые наосы и для других, уже упомянутых, богов, чтобы каждому из них воздавать почести, и назначил пекущихся (об этом) жрецов. Особенно почитались при (дворе) Осириса и Исиды те, кто изобрели какое-либо искусство или открыли какие-нибудь полезные вещи. (5). Вследствие того, что в Фиваиде обнаружились медные и золотые рудники, стали изготавливаться орудия, при помощи которых убивали зверей и возделывали страну, усердно обрабатывая землю. (Благодаря этому открытию) начали сооружать великолепные изображения и золотые наосы богов. (6). Ведь Осирис был любителем земледелия, воспитан же он был в Счастливой Аравии, в Нисе, близ Египта. И поскольку он сын Зевса, то у эллинов он носит имя, прозываясь по отцу и месту воспитания “Дионисом”[32]. (7). О Нисе упоминает в гимнах и поэт[33], говоря, что она находилась вблизи Египта:
Высится Ниса-гора, деревами покрытая густо,
От Финикии вдали, с Египта стремниною рядом.
(8). Говорят, что в окрестностях Нисы он обнаружил виноградную лозу[34]. Придумав возделывание этого плода, (Осирис) впервые употребил вино и научил прочих людей выращиванию винограда, его сбору, хранению, а также винопитию. (9). У (Осириса) более всех в почете был Гермес, щедро наделенный от природы способностью изобретать вещи, которые приносят пользу в общественной жизни людей[35] (…)
17.(1). Рассказывают, что Осирис, будучи благодетельным и честолюбивым, собрал большое войско, намереваясь пройти через весь обитаемый свет и научить человечество выращиванию виноградной лозы, а также посеву пшеницы и ячменя[36]. (2). Ведь Осирис полагал, что, заставив людей отвратиться от дикости и изменив ежедневный уклад (их) жизни (διαιτα ημερου), он получит бессмертные почести по причине величия благодеяний. Именно это и произошло в действительности: ведь не только современники (Осириса), получившие этот дар, но также и все потомки почитали изобретателей (этих благ) в качестве славнейших богов по причине приятности (вновь) открытой пищи. (3). Итак, они сообщают, что, утвердившись в Египте, Осирис передал жене Исиде власть над всем[37] и поставил при ней в качестве советника Гермеса[38], выделяющегося среди прочих друзей рассудительностью. Полководцем всей своей страны Осирис назначил Геракла[39], который приходился ему родственником и обладал удивительным мужеством и крепостью тела. Правителем той части Египта, которая расположена перед Финикией, а также приморских районов Осирис поставил Бусириса[40], Антея[41] же — правителем местности, граничащей с Эфиопией и Ливией. Сам Осирис с войском отправился из Египта в поход, взяв вместе с собой и брата, которого эллины называют Аполлоном. (4). Этот, как говорят, нашел лавровое дерево, которым в особенности люди и венчают (изображения) этого бога. Они приписывают Осирису обнаружение плюща, и посвящают его этому богу, подобно тому, как эллины — Дионису. (5). Говорят, что на египетском наречии плющ называется “растением Осириса” (φιτον ’Οσιριδος) [42], и в посвящениях его предпочитают виноградной лозе, потому что она сбрасывает листву, а плющ долгое время остается вечнозеленым. Именно так поступали древние и в отношении других вечнозеленых растений, посвящая Афродите миртовую ветвь, Аполлону же — лавровое дерево[43].
18.(1). Они рассказывают, что вместе с Осирисом выступили в поход два его сына — Анубис и Македон, оба отличающиеся храбростью. Они использовали наиболее тяжелые орудия против некоторых животных, с которыми они могли вполне сравняться отвагой. Ведь Анубис надел на себя голову собаки, а Македон — голову волка[44]. По этой причине (названные) животные и почитаются у египтян. (2). Осирис взял с собой в поход и Пана, особо почитаемого египтянам: ведь местные жители не только соорудили для него статуи во всех храмах, но и основали город на границе с Фиваидой, названный по его имени Хеммо, что в переводе на греческий означает Панополь[45]. Одновременно вместе с Осирисом находились Марон[46], знающий толк в земледелии и в выращивании виноградной лозы, а также Триптолем[47], сведущий в том, что касается сеяния хлеба и сбора урожая. (3). Когда завершились все приготовления, Осирис выступил в поход через Эфиопию, дав обет богам, что он будет отращивать волосы до тех пор, пока не вернется в Египет. Так утвердился обычай, принятый у египтян до недавнего времени — что все уезжающие вплоть до своего возвращения домой отращивают волосы. (4). Рассказывают, что, когда Осирис был вблизи Эфиопии, к нему привели сатиров, у которых, как говорят, волосы на бедрах. Ведь Осирис любил смеяться, наслаждаться музыкой и хороводами, и поэтому водил с собой множество музыкантш[48]. Среди них было девять девушек, обученных пению и прочим (искусствам), которые зовутся у эллинов музами. Говорят, что ими руководит Аполлон, из-за чего он и был назван Мусагетом[49]. (5). И поскольку сатиры были способны к танцам, пению, играм и всяким забавам, то их оставили при лагере. Ведь Осирис не был воинственным, не выстаивал войска в боевой порядок и не (затевал) рискованных предприятий, ибо каждый народ признавал его за бога по причине благодеяний[50]. (6). В Эфиопии, научив людей земледелию и основав значительные города, (Осирис) оставил тех, кто будет управлять страной и взыскивать подати.
19.(1). Пока происходили эти события, (наступило) время восхода звезды Сириус[51], когда, как говорят, обычно разливается Нил. Река же, прорвавшись, наводнила весь Египет, и более всего затопила ту часть (страны), о которой имел попечение Прометей. И поскольку практически все в этой области было разрушено, то Прометей вследствие скорби едва не лишил себя добровольно жизни. (2). Из-за быстроты и мощности принесенного сверху потока река получила название “Аэтон”. А Геракл, замышляя великие деяния и возревновав о доблестном поступке, быстро загородил образовавшийся прорыв и возвратил назад прежнее течение. (3). Вот почему некто из эллинских поэтов превратил (это) событие в миф, будто бы Геракл убил орла, пожирающего печень Прометея[52]. (4). Древнейшая река носила имя “Океанэ”, что по-гречески означает Океан[53], затем, вследствие происшедшего прорыва, река была названа, как говорят, Аэтоном, а позднее — Египтом[54] , по имени царя, который правил страной. Об этом свидетельствует и поэт, говоря[55] :
мы к водам светлострунным Египта
Прибыли: в лоне потока легкоповоротного наши
Все корабли утвердив…
Ведь именно в месте, называемой Фонис[56], где был в древности египетский эмпорий, река впадает в море. Наконец, у реки появилось (то) название, которое она носит и теперь — по имени царствовавшего Нила[57]. (5). Осирис, прибыв на границы Эфиопии, укрепил с обеих сторон реку дамбой, так что при разливе земля не заболачивалась вследствие застоя воды, но через некие (специально) устроенные ворота течение впускалось, насколько было нужно. (6). Потом Осирис совершил путь через Аравию, мимо Эритрейского моря, (вплоть) до Индии и до края обитаемой земли. (7). Он основал в Индии немало городов, (один) из которых назвал Нисой[58], желая оставить память о египетском (городе), в котором он был воспитан. В Нисе Индийской Осирис посадил плющ, и выращивал это растение как в той местности, так и повсюду в Индии и в соседней стране. (8). Осирис оставил многие другие знаки своего присутствия в Индии, вследствие чего индийцев разошлись во мнениях относительно бога, полагая, что он был родом из Индии.
20.(1). Осирис занимался также охотой на слонов. И он повсюду ставил стелы с описанием собственного похода[59]. Осирис обошел также другие народы в Азии и (затем) переправился в Европу через Геллеспонт. (2). Во Фракии Осирис убил царя варваров Ликурга[60], поскольку тот противился его действиям. Уже старого Марона Осирис, назначив, оставил заботиться о насажденных (растениях) в этой стране, и сделал его основателем города-эпонима, называемого Маронейя[61]. (3). Македона, (своего) сына, Осирис поставил царем (области), позднее названной по его имени Македонией[62]. Триптолему Осирис поручил земледелие во всей Аттике. Наконец, Осирис, обойдя весь обитаемый мир, облагодетельствовал человеческое общество плодами, которые весьма легко обрабатывать. (4). Если же какая-нибудь страна не принимала выращивания виноградной лозы, то (тогда) Осирис учил напитку из ячменя[63], в котором немного сохранялось винного благоухания и крепости. (5). Вернувшись в Египет, Осирис принес с собой отовсюду наилучшие дары и, по причине величия благодеяний, он получил от всех (людей) единодушно признанное бессмертие и равное небесным (богам) почитание. (6). После этого он перешел из (среды) людей к богам и получил от Исиды и Гермеса жертвоприношения и другие славнейшие почести. Ведь Исида и Гермес изобрели посвящения (τελετας) и ввели много мистического, что возвеличивало могущество бога.
21.(1). Хотя жрецы издревле восприняли (все), касающееся смерти Осириса, как тайну[64], со временем, благодаря некоторым, всем открылось то, о чем умалчивали. (2). Ведь говорят, что Осирис, царствующий над Египтом в соответствии с законами[65], был убит братом Тифоном, насильником и нечестивцем[66]. Этот, разделив тело убитого на 26 частей, раздал (по одной) части каждому из заговорщиков[67], желая, чтобы (они) приняли участие в гнусном деле и полагая, что посредством этого он приобретет союзников и прочных защитников царской власти. (3). Исида же, будучи сестрой и женой Осириса, отомстила за убийство, причем в борьбе ей помогал Хор[68]. Она, убив Тифона и (его) сообщников, стала царствовать в Египте. (4). А сражение произошло у реки, рядом с деревней, называемой ныне Антей, и находящейся, как они говорят, в аравийской части (реки)[69]. (Деревня) была названа по имени Антея, который жил во времена Осириса и был наказан Гераклом.
88.(6). Ибо они рассказывают, что в древности, когда Исида вместе с сыном Хором намеревалась сражаться против Тифона, из Аида на помощь сыну и жене пришел Осирис, уподобившись видом волку. Когда же Тифон был убит, победившие повелели чтить животное, из-за появления которого была одержана победа.
87.(3). Некоторые ведь сообщают, что собаки указывали дорогу Исиде в то время, когда она разыскивала Осириса. Они отгоняли (диких) зверей и прохожих, а также, благосклонно (к ней) расположенные, помогали в поисках, издавая вой.
21.(5). Действительно, Исида отыскала все части тела (Осириса), кроме детородного члена. Желая сделать могилу мужа неизвестной и почитаемой всеми обитателями Египта, она осуществила это таким образом. Говорят, что для каждой из частей (тела) она изготовила из благовоний и воска человекоподобное изображение, сходное с Осирисом по величине[70]. (6). Призывая к себе по группам жрецов, Исида обязала всех клятвой никому не открывать оказанное им доверие. Наедине же Исида сказала каждым, что она помещает гробницу с телом (мужа) у них единственных[71]. Напомнив о благодеяниях Осириса, (Исида) повелела, чтобы похоронившие тело в их собственном округе почитали его как бога. Она также приказала освятить одного из обитающих у них животных, какого они пожелают, и почитать в животном бога, подобно тому, как прежде (почитали) Осириса, а после смерти (животных) считать их достойными такого же, (как и у него), погребения. (7). Ведь Исида, желая при помощи выгоды склонить жрецов к этому почитанию, отдала им третью часть земли для попечения о богах и исполнения (религиозных) служб (λειτουργιας). (8). Говорят, что жрецы, помня о благодеяниях Осириса и желая угодить просящей, кроме того, побуждаемые выгодой, сделали все согласно наставлению Исиды. (9). Вот почему до настоящего времени каждая (группа) жрецов полагает, что Осирис похоронен (именно) у них, и почитают издревле посвященных (ему) животных, а когда они умирают, (то) в (их) гробницах они возобновляют в памяти скорбь по Осирису. (10). Ведь священных быков, называемых Апис и Мневис, посвящают Осирису, им поклоняются подобно богам, и (их) показывают прилюдно всем египтянам[72]. (11). И эти животные весьма помогают тем, кто открыл зерна хлеба, и более всего содействуют тому, что относится к посеву и общей пользе от земледелия для всех людей.
85.(4—5). Некоторые приводят следующую причину почитания этого быка, говоря, что в того перешла душа Осириса, когда он умер. И поэтому до сих пор (душа) постоянно перемещается во время появления Осириса в потомков того (быка). Другие же рассказывают, что, когда Осирис был убит Тифоном, Исида, собрав члены тела, положила (их) в деревянного быка, обернутого льняным полотном. Вследствие этого город и был назван Бусирисом.
22.(1). Исида, как говорят, после смерти Осириса поклялась более не допускать сожительства ни с одним мужем. Она провела оставшееся время жизни, царствуя в высшей степени законно, и превзошла всех благодеяниями в отношении подданных. (2). Подобным образом и она, удалившись из (среды) людей, получила бессмертные почести и была похоронена в Мемфисе, где до настоящего времени показывают святилище, ранее находившемся на земле храма Гефеста. (3). Некоторые же полагают, что тела этих богов покоятся не в Мемфисе, но на границе Эфиопии и Египта, на нильском острове, лежащем недалеко от местности, называемой Филэ, а из-за погребений — “Священной Равниной”[73]. (4). Они показывают и ее следы на этом острове, сохраняющие гробницу Осириса, — которая находится во всеобщем почитании у египетских жрецов, — и стоящие рядом с ней 360 сосудов для возлияний. (5). Ведь назначенные для этого жрецы ежедневно наполняют сосуды молоком и оплакивают призываемых по имени богов. (6). По этой причине и остров этот запретен (αβατον) для путников. И все живущие в Фиваиде, древнейшей области Египта, считают величайшей клятвой, если кто-нибудь поклялся бы Осирисом, лежащем в Филэ. Действительно, они сообщают, что найденные части тела Осириса удостоились погребения вот таким образом. А детородный член, как говорят, был брошен Тифоном в реку — из-за того, что никто из сообщников не пожелал взять его[74]. Исидой же он был удостоен богоравных почестей не менее прочих (останков). Поместив его изображение в святилищах, она научила почитать изготовленный (идол) и сделала его наиболее чтимым в таинствах и жертвоприношениях, посвященных этому богу[75], и достигла высочайшего поклонения. (7). Вот почему эллины, которые принесли из Египта (учение), касающееся совершения оргий и дионисийских праздников[76], почитают эту часть тела в мистериях, таинствах и жертвоприношениях (в честь) бога, называя ее фаллосом (…)
23.(1). По их словам, со времени Осириса и Исиды до царствования Александра, который основал в Египте город, названный его именем, прошло более 10 тысяч лет, как пишут же некоторые — менее 23 тысяч лет (…) (4). У Кадма, который был родом из Фив Египетских[77], родилась, среди прочих детей, и (дочь) Семела. Она, кем-то однажды соблазненная, забеременела, и по прошествии семи месяцев родила младенца, у которого был такой же вид, какой имел, по словам египтян, и Осирис. Однако ведь было необычно, чтобы такое (дитя) рождалось живым — или потому, что не желали боги, или потому, что не позволяет (этого) природа[78]. (5). Кадм же, узнав о происшедшем и имея предсказание оракула хранить законы отцов, покрыл ребенка золотом и совершил надлежащие ему жертвоприношения, полагая, что случившееся — это некое явление (επιφανεια) Осириса людям. (6). И он же приписал рождение (ребенка) Зевсу, возвеличивая Осириса и избавляя обесчещенную (дочь) от клеветы. Вот почему и у эллинов передается рассказ о том, что Семела, дочь Кадма, родила Осириса от Зевса. Позднее Орфей, стяжавший у эллинов великую славу благодаря пению, мистериям и сочинениям о богах, был радушно принят фиванцами, и особенно почитался в Фивах. (7). Ознакомившись с египетским учением о богах (θεολογουμενων), (Орфей)[79] перенес древнее происхождение Осириса на более поздние времена, делая угодное фиванцам. Он учредил новое посвящение, посредством которого он передал устное предание о том, что Дионис родился от Семелы и Зевса (…)
24.(8). Говорят, (…) что и происхождение Исиды переносится греками в Аргос, ибо они рассказывают в мифе, что Ио приняла облик коровы[80] (…)
25.(1). Вообще, относительно этих богов существует многое разногласие. Одни называют эту (богиню) Исидой, другие — Деметрой, третьи — Фесмофорой, четвертые — Селеной, пятые — Герой, шестые — всеми этими именами[81]. (2). Одни считают Осириса Сараписом, другие — Дионисом, третьи — Плутоном, четвертые —Аммоном, некоторые — Зевсом[82], и многие — Паном[83]. Некоторые утверждают, что Сарапис у эллинов зовется Плутоном[84]. По словам египтян, Исида стала изобретательницей многих целительных лекарств, и она также искусно владела опытным знанием врачевания[85]. (3). И потому, достигнув бессмертия, (Исида) более всего находит удовольствие в заботе о людях. Она подает во время снов помощь требующим[86], показывая явно и свою собственную славу, и благодеяние по отношению к просящим людям. (4). Говорят, что в качестве доказательства этого они сами приводят не мифологические предания, подобно эллинам, а блистательные деяния: ведь свидетельством для них является почти весь обитаемый мир[87], который соревнуется в почестях этой (богине) по причине (ее) явления в исцелениях. (5). Являясь в снах, Исида подает хворающим лекарство от болезни, и повинующиеся ей чудесным образом выздоравливают. Ведь многие, которых врачи по причине тяжести недуга объявили безнадежными, излечивались ею. Многие, совершенно повредившие зрение или что-нибудь иное, возвращались в прежнее (здоровое) состояние, когда бы они ни прибегали к этой богине. (6). (Исида) изобрела и лекарство бессмертия[88]. С его помощью она сына Хора, против которого злоумышляли титаны и который был найден мертвым на воде, не только воскресила[89], возвратив душу, но (даже) сделала так, что он получил бессмертие. (7). И, кажется, этот царствовал последним из богов, после того, как его отец Осирис переселился от людей. Как говорят, Хор в переводе на греческий язык означает “Аполлон”. Он, обученный своей матерью Исидой врачебному и гадательному искусству[90], благодетельствует человеческому роду при помощи оракулов и исцелений (…)
44.(1). Некоторые из них сообщают в мифах, что первыми в Египте правили боги и герои, на протяжении чуть менее 18 тысячи лет, и последним из богов царствовал сын Исиды Хор (…)
26.(6). Действительно, египтяне в мифах рассказывают, что в век Исиды появились некие (существа) со многими телами, которых эллины называют гигантами, а они сами — (…)[91]. Они расставлены в их чудовищном облике (τερατωδως) в храмах и избиваются приближенными Осириса[92]. (7). Некоторые утверждают, что они были землерожденными, когда рождение живых существ из земли было (еще) недавним. Другие же полагают, что, отличаясь телесной силой и совершив многие деяния, они были единодушно названы в мифах “многотелыми” (πολυσωματους) (8). Но большинство соглашается с тем, что, восстав в войне против богов, окружающих Зевса и Осириса, все они были убиты[93].
27.(1). У египтян, вопреки общему обычаю людей, законом установлено жениться на сестрах[94] — по причине удачного примера Исиды. Ведь она жила как жена со своим братом Осирисом и, после того, как он умер, более не допустила сожительства ни с одним мужем. Она отомстила за убийство Осириса и провела жизнь, царствуя в высшей степени законно, и стала причиной наиболее многочисленных и величайших благ для всех людей. (2). И по этой причине было предписано, чтобы царица получала больше власти и почестей, нежели царь[95]. И среди простых людей жена господствует над мужем, ибо в брачном договоре[96] жених обещает во всем подчиняться невесте. (3). Мне же доподлинно известно (следующее): некоторые из историков указывают на то, что гробницы этих богов находятся в Нисе Аравийской, по которой и Дионис назван “Нисейским”. Ведь существуют и стелы каждого из богов, на которых есть надпись иероглифами. (4). На (стеле) Исиды написано: “Я — Исида[97], царица всех земель, воспитанная Гермесом[98], и я установила столь великое, что это никто не сможет уничтожить. Я — старшая дочь самого молодого бога Крона. Я — жена и сестра царя Осириса. Я — первая, открывшая для людей плоды земли. Я — мать Хора царя. Я — восходящая (звезда) в созвездии Пса[99], мною построен город Бубастис. Радуйся, радуйся, о Египет, взрастивший меня!” (5). На (стеле) Осириса[100], как они сообщают, написано: “Отец мой — младший из всех богов Крон[101], я — царь Осирис, предпринявший поход против всякой страны: туда — вплоть до необитаемых районов Индии и областей, лежащих под (созвездием) Большой Медведицы, вплоть до истоков реки Истра; и обратно — по другим частям (земли) до океана. Я — старший сын Крона, я произошел из прекрасного и благородного яйца, родное семя, зачатое днем. И нет такого места вселенной, в которое я не пришел бы, передав всем то, что я открыл как изобретатель”. (6). Говорят, что из написанного можно прочесть вот столько, а остальное, гораздо большее, повреждено временем. Ведь сведения о гробницах этих богов разнятся у большинства (авторов) по причине того, что жрецы тщательно усвоили относящееся к этим богам как запретное. Они не хотели правдиво открывать это для всех, как будто полагая, что те, кто обнаруживает для толпы тайну про этих богов, подвергаются опасности.

______________________________

     1 Wildung D. Götterdynastien // LÄ. Bd. II. Wiesbaden, 1977. S. 678.
     2 Подробный анализ источников первой главы “Исторической библиотеки” см.: Schwartz E. PW s.v. Diodorus, Sp. 669—672; Burton A. Diodorus Siculus Book I. A Commentary. Leiden, 1972. P. 1—34.
     3 В древнеегипетской религии Осирис с эпохи Среднего Царства заимствует некоторые функции солнечного божества, а в Новом Царстве ассоциируется с Солнцем, Луной и созвездием Ориона. Лунный аспект образа Исиды, “парный” солнечному аспекту Осириса, засвидетельствован не ранее III в. до н.э.
     4 Cf. Plut. De Is. 10, 355 A: πολυοφταλμος, что соответствует теоретически возможному, но никак не связанному с именем бога египетскому выражению asA irt (“многий глазами”).
     5 “Поэт” — Гомер. Cf. Il. III. 277, Odys. XII. 323.
     6 Осирис отождествлялся с Дионисом еще со времен Геродота (II.48).
     7 Греч. σειριος (“палящий, жгучий”; cf. Plut. De Is. 52, 372 D).
     8 Греч. νεβρις — пятнистая оленья шкура, в которой часто изображался Дионис.
     9 Игра слов: греч. παλαια (“древняя”) и егип. is[t] (“старый”, “древний”).
     10 Большинство античных авторов воспринимали рога над головой Исиды как лунный полумесяц. Сам этот атрибут Исиды связан с представлением о ней как о “небесной корове”.
     11 У египтян было три времени года: Зима, или Половодье (август—январь), Весна, или Всходы (январь—апрель); Лето, или Жатва (апрель—август). Гомер и Гесиод различали также три времени года; позднее выделяются 4 и 7 времен года.
     12 Термин стоической философии.
     13 Согласно эвгемеристской концепции, существуют божества двух типов: “вечные”, или “небесные”, — Солнце, Луна, звезды, ветры; и “земные” — смертные люди, обожествленные за свои заслуги.
     14 Егип. боги солнца Ра (Ra), земли Геб (Gb), богиня неба Нут (Nwt).
     15 Согласно Геродоту, богини Гера и Гестия среди немногих других греческих богов, были неизвестны египтянам (II. 50).
     16 Егип. бог-демиург Птах (PtH). Как о первом из царей-богов (см. ниже) о нем сообщает Манефон (ed. Waddell, frg. 1, 3-5).
     17 Егип. бог мудрости Тот (DHwty).
     18 Диодор отражает древнеегипетскую концепцию правления в Египте божественных династий. Древнейшие цари связывались с Гелиополем и, соответственно, царские списки начинались с имени Ра (e.g. P.Turin1874 I.11). Сообщение о Гефесте как первом царе (Manethon, ed. Waddell, frg. 1, 3—5) восходит к мемфисской традиции с ее культом Птаха.
     19 Чисто греческая генеалогическая последовательность поколения богов вслед за титанами.
     20 Греч. αι επαγομεναι соответствует египетскому xryw rnpt (“те, что над годами”) — 5 добавочных дней в египетском календаре, которые прибавлялись к 360 дням в году.
     21 Егип. бог “чужеземных стран” Сет (stH, swtH), с догеродотовских времен отождествленный с греческим чудовищным гигантом Тифоном (Τυφως).
     22 Егип. солнечное божество Хор Старший, или Великий (Hr wr), одна из ипостасей бога Хора.
Егип. богиня Нефтида (Nbt-Ht), жена Сета.
     23 Исида (Ast) отождествляется с Деметрой еще у Геродота (II.53).
     24 Cf. Plut. De Is. 13, 356 A—B. Диодор упоминает также каннибализм во время голода в Египте (I.84.1).
     25 Представление об уничтожении людоедства и переходе к цивилизации в мифические времена относится к греческой традиции.
     26 Исида получает эти функции вследствие ее отождествления с Деметрой.
     27 Скорее всего, здесь наблюдается контаминация ритуалов праздника сбора урожая (срезывание первого снопа) и скорби по Осирису.
     28 Греч. Θεσμοφορος (“Законодательница”).Подобное наименование Исиды встречается в ареталогиях (Müller D. Ägypten und die griechischen Isis-Aretalogien. B., 1961. S.26). Cf. Plut. De Is. 3, 352 A—B: Исида-“Справедливость”.
     29 “Город Зевса”, т.е. Амона (niwt Imn), главного фиванского бога.
     30 Основание Фив Бусирисом — I.45.6.
     31 Имеется в виду, скорее всего, храм Амона-Ра в Карнаке, который строился и обновлялся целым рядом фараонов.
     32 Греч. Διος - Νυσα = Διονυσος.
     33 Гимн к Дионису. 8—9 (Гомеровы Гимны. Пер. Е. Рабинович. М., 1995. С.33).
     34 В Текстах пирамид Осирис называется “владыкой виноградной лозы” (Матье М.Э. Древнеегипетские мифы // Она же. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 196—197), однако исключительно как бог плодородия, а не изобретатель виноделия. В последнем качестве Осирис выступает после отождествления с Дионисом.
     35 Культурные изобретения Гермеса — гл. 16.
     36 Очевидное заимствование из мифа о странствиях Диониса (Apollod. III. 5.1 sqq).
     37 Указание на самостоятельное правление Исиды есть у Плутарха (De Is. 13, 356 B). В царском списке из храма Сети I в Абидосе засвидетельствовано лишь совместное правление Осириса и Исиды: Mariette O. Abydos. P., 1869. T. I. P. 51.
     38 В египетской традиции Тот является писцом и визирем бога Ра (см., напр. “Тяжбу Хора и Сета”: Матье. Ук. соч. С. 253).
     39 У Геродота Геракл отождествляется с египетским богом Луны Хонсу (II.43 etc). Геракл ассоциировался также с Шу (синкретический бог Хонс-Шу в Фивах), с Харшефи (греч. Арсаф), т.е. с богами, которые отличались особой физической мощью.
     40 В греческой мифологии Бусирис (Βουσιρις) — царь Египта, приносивший в жертву чужеземцев и убитый Гераклом (Apollod. II. 5. 11).
     41 В греческой мифологии Антей — сын Посейдона и Геи, царь Ливии, побежденный Гераклом. В эллинистическое время его отождествили с богом 10-го верхнеегипетского нома antywy (Gardiner A. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford, 1947. Vol. II. P.18f, 49f).
     42 Египтяне изображали перед троном Осириса какое-нибудь дерево, виноградную лозу или лотос. Плющ стал считаться атрибутом Осириса по причине его отождествления Диониса.
     43 Возможное продолжение фразы: “Афине же — оливковое дерево” (cf. Diod., ed. Bekker—Dindorf).
     44 Анубис (Inpw) — сын Исиды и Осириса. Первоначально считался сыном Ра и владыкой загробного царства (как позже Осирис). Македон здесь, вероятно, идентичен Упуату (бог-покровитель умерших, имевший облик волка). “Головы”, которые одевают на себя сыновья Осириса, — скорее всего, маски жрецов, исполнявших заупокойный ритуал.
     45 Бараноголовый Хнум (Xnmw) — бог-демиург, бог производительных сил природы, один из богов египетской Девятки. Хеммо — столица 9 верхнеегипетского нома (егип. Ipw).
     46 Марон — в греческой мифологии сын или внук Диониса, жрец Аполлона, позднее он сам ассоциировался с Дионисом и Вакхом (Hyg. Fab. 116,125).
     47 Триптолем — греческий культурный герой, засеявший по поручению Деметры зернами пшеницы всю землю и научивший людей земледелию (Apollod. I. 5. 2).
     48 Сатиры и танцовщицы (в виде неистовых вакханок) — непременные спутники Диониса.
     49 В егип. языке нет точного эквивалента греческому слову μουσα. Cf. Plut. De Is. 3, 352 A—B: Исида как “первая из муз” в Гермополе. В Древнем Египте богиней музыки и танцев считалась Хатхор, с которой потом отождествили Исиду. “Предводитель муз” — один из эпитетов Аполлона.
     50 Cf. Plut. De Is. 13, 356 B.
     51 Согласно египетским представлениям, гелиакический (предшествующий рассвету) восход звезды Сотис (егип. “острая” — Spdt, греч. Сириус) предвещал разлив Нила (во второй половине июля).
     52 Греч. αετος (“орел”). Нил никогда так не назывался. История о Прометее и Геракле безусловно греческая, однако трудно решить, что в египетской мифологии послужило основанием для этого эпизода.
     53 Cf. Plut. De Is. 34, 364 D.
     54 В греческой мифологии Египет — сын Бела, брат Даная. Греч. слово Αιγυπτος восходит к егип. эпитету г. Мемфиса Hwt-k3-PtH (“дом [двойника-] ка Птаха”).
     55 Odys. XIV. 258 (пер. В. А. Жуковского).
     56 Локализация г. Фонис неясна.
     57 В греческой мифологии Нил — сын Океана и Тефтиды. Возможно, это название происходит от аккадского слова “река” (naru), заимствованного в VIII—VII вв. до н.э. У египтян Нил соответствует богу Хапи (hapy), сыну первобытного океана Нуна. Однако божественным царем Египта Хапи никогда не считался.
     58 Арриан (Anab. V. I. 1) упоминает индийский г. Нису, основанный Дионисом и названный по его имени.
     59 Эвгемер рассказывает, что на о-ве Панхея есть золотой столб-стела, где Зевс записал свои собственные деяния (Lact. Div. inst. I. 11. 33). Подобные стелы поставил в Индии и Дионис (Apollod. III.5. 2.); ср. сообщение Диодора о стелах Сесостриса (I. 55. 8). Однако здесь можно увидеть и египетскую традицию царских парадных надписей на каменных стенах храмов или на стелах.
     60 Согласно греч. традиции, Ликург погиб из-за того, что воспротивился введению культа Диониса во Фракии (Apollod. III. 5. 1.).
     61 Маронейя — город на южном берегу Фракии, знаменитый центр виноделия.
     62 Птолемеи возводили свой род к Дионису и Гераклу через мать Птолемея I Арсиною (генеалогическое древо Птолемеев ap. Satyrus=FHG III, p.165).
     63 Ячменное пиво, излюбленный напиток египтян.
     64 Об обстоятельствах смерти бога Осириса умалчивает и Геродот, соблюдая, видимо, так называемую “disciplina arcani” (II. 171).
     65 Это вполне соответствует египетскому представлению о царе, который, осуществляя “справедливость” (егип. понятие “маат”), поддерживает порядок и благополучие в государстве (см. напр., Луврский гимн Осирису — Матье. Ук.соч. С.268).
     66 Сет с эпохи Среднего Царства приобретает все более одиозные черты и постепенно становится злым богом. Как убийца своего брата Осириса Сет, однако, фигурирует еще в Текстах пирамид (Матье. Ук.соч. С.241).
     67 Cf. Plut. De Is. 8, 354 A; 18, 357 F (расчленение на 14 частей). Египетские тексты говорят о 14, 16 (cf. Budge W. Osiris and the Egyptian Resurrection. N.—Y., 1961. Vol. I. P.386) и даже 42 (по числу номов; Édfou I. 177. 6) частях тела Осириса.
     68 В египетской традиции Исида помогала сыну Хору в борьбе против Сета, а не наоборот.
     69 Деревня Антей (егип. Tbw, араб. Кав эль-Кебир) существовала до начала XIX в. “Сражение” (серия битв Хора и Сета) — один из центральных эпизодов мифа об Осирисе. Мифологический сюжет о борьбе солнечного бога Хора Старшего, защищавшего своего отца Ра, с Сетом возникает в Египте еще в древности: Griffiths J. The Conflict of Horus and Seth. Liverpool, 1960. P. 141; поздний вариант этого сюжета — “Сказание о Хоре Бехдетском”, см. Матье. Ук. соч. С. 272 сл. Когда умерший царь стал отождествляться Осирисом (не ранее V династии), Хор превратился в сына Осириса, и мотив его борьбы с Сетом влился в осирический миф.
     70 В египетской традиции Исида не просто разыскивает и погребает различные части тела Осириса, она исцеляет и оживляет мужа. Неизвестно, что подразумевал под восковыми фигурками Диодор. В эпоху Нового царства были распространены мумиеподобные фигурки так называемого “зернового Осириса”, которые приготовлялись из смеси зерен и земли. Эти фигурки хоронились вместе с умершими или закапывались в поля.
     71 Cf. Plut. De Is. 20—21 (358 E—359 D). Согласно египетской традиции, голова Осириса была погребена в Абидосе, тело — в “абатоне” на острове Бигэ (но там же одновременно погребена и левая нога), бедро, голова, 2 бока и 2 ноги — в Гераклеополе.
     72 Священный бык Апис (Hp) был одним из наиболее почитаемых в Египте божеств; его культ существовал в Мемфисе с эпохи I династии до IV в. н.э. Считалось, что как в живом (Апис-Осирис), так и в мертвом (Осирис-Апис) быке воплощалось ба бога Осириса. Центром культа священного быка Мневиса (Mrw-wr) был Гелиополь.
     73 Cf. Plut. De Is. 20, 359 B. Гробница Осириса на о-ве Бигэ близ 1-го Нильского порога издревле почиталась как священное место, куда стекались паломники. При Птолемеях (II в. до н.э.) и при римлянах (первые вв. н.э.) в Филэ были построены великолепные храмы; в одном из них, посвященном Исиде, отправление культа продолжалось до VI в.н.э. Греч. ‘Ιερον πεδιον — возможно, перевод егип. iw wab (“священный остров”), или iAt wabt (“священная насыпь”).
     74 Cf. Plut. De Is. 18, 358 B: фаллос Осириса съеден в реке лепидотами и фаграми. Здесь напрашивается аналогия с самокастрацией Баты в “Сказке о двух братьях”: он бросает фаллос в реку, где его пожирает рыба (Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта. Л., 1979. С.93). Созвучно этому сюжету в греческой мифологии было оскопление Урана, чей фаллос Крон бросил в океан (Hes. Theog. 160—181). В египетской традиции считалось, что детородный член Осириса был найден и помещен в г. Мендесе (P. Jumilhac B 4.20 ff).
     75 Фаллические черты в культе Осириса упоминает еще Геродот (II. 48). Плутарх сообщает об изображении Осириса с поднятым фаллосом (De Is. 51, 371 F) и о фаллических процессиях Памилиях (id. 12, 355 E; 36, 365 B). Известны редкие изображения Осириса в виде мумии с подъятым членом (Kees H. Der Gotterglaube im Alten Ägypten. B., 1956. S. 112); о его мужской силе говорится в египетских текстах (см., напр., Плач Исиды и Нефтиды — Матье, Ук. соч., с. 242).
     76 Cf. Diod. I. 96. 4—5: Орфей заимствовал из Египта мистические посвящения. В настоящее время признано, что дионисийский культ имеет фракийские корни.
     77 Согласно традиционному греческому преданию, Кадм был финикийцем, основавшим со своими товарищами Фивы (Apollod. III. 4. 1).
     78 По-видимому, имеется ввиду, что ребенок родился сильно недоношенным.
     79 Орфическая религия оформилась не ранее VI в до н.э., появилась она в Южной Италии или в Афинах. Мифическим основателем дионисийских мистерий считался жрец Аполлона Орфей.
     80 Греки довольно рано отождествили Ио (′Ιω) с Исидой (Herod. II. 41), поскольку последняя изображалась с коровьими рогами, а Ио была превращена в корову.
     81 В греко-римскую эпоху одним из популярных эпитетов Исиды был μυριονυμος (“многоименная”). Этот эпитет богини засвидетельствован у Плутарха (De Is. 53, 372 E), у Апулея (Met. 11. 22), а также во многих греко-египетских папирусах (Hopfner Th. Plutarch Über Isis und Osiris. Prag, 1941. T. II. S. 229). Египетский эпитет aS3 rnw (“многий именами”) употреблялся по отношению к таким божествам, как Амон-Ра, Хор, Осирис, Хатхор.
     82 Синкретическое отождествление Осириса с Амоном-Ра (см. сноску 3), которого греки сопоставляли с Зевсом (Plut. De Is. 9, 354 C).
     83 Близкое и Амону и Осирису итифаллическое божество плодородия Мина греки отождествляли с Паном.
     84 Cf. Plut. De Is. 28, 362 B; 78, 382 E. Как бог мертвых и владыка подземного царства, Осирис отождествлялся греками с Плутоном (Πλουτος). Имя Сараписа (Οσοραπις) происходит от названия синкретического древнеегипетского божества Осирис-Апис (Wsir-Hp), который почитался на мемфисском холме Синопейон. Отождествление Осириса, Сараписа и Плутона подтверждается эпиграфическими и письменными памятниками, четко прослеживается в иконографии (Clerc G., Leclant J. Osiris // LIMC. T. VII.1 (Oidipous—Theseus). P.107—116; Id. Sarapis // Ibid. P. 666—691).
     85 В египетской традиции Исида считалась великой и мудрой волшебницей, ее эпитеты — nbt xk3w (“госпожа магии”) и wrt HqAw (“великая колдовством”).
     86 В религиозной практике как Египта, так и Греции инкубация (в основном с медицинскими целями) играла заметную роль. В Египте этим славились храмы в Дендера, в Дейр эль-Бахри, Серапейоны в Мемфисе и в Канопе (Grafton-Milne. The Sanatorium of Der el-Bahari // JEA. 1914. Vol. 1. P.96—98).
     87 Начиная с птолемеевской эпохи культ Исиды широко распространяется по Средиземноморью (Dunand F. Le culte d'Isis dans le Bassin oriental de la Mediterranée. Vol. I—III. P., 1973; Malaise M. Les conditions de penetration et de diffusion des cultes égyptiens en Italie. Leiden, 1972), а в римское время достигает провинций (Grimm G. Die Zeugnisse ägyptischer Religion und Kunstelemente im römischen Deutschland. Leiden, 1969; Garcia-y-Bellido A. Les religions orientales dans l'Éspagne romaine. Leiden, 1967; Harris E. and J.R. The Oriental Cults in Roman Britain. Leiden, 1965; etc.).
     88 Диодор имеет в виду мистерии, которые, согласно традиции “греческой интерпретации”, основала Исида в память об убитом муже (cf. Plut. De Is. 2, 352 A; 27, 361 D—E; Müller. Op. cit., S. 49). Посвященные в них верили, что благодаря таинствам они получают залог будущего бессмертия. Именно поэтому Апулей называет Исиду “избавительницей рода человеческого” (Met. 11. 25).
     89 В древнеегипетской легенде “Исида и Хор в болотах Дельты” рассказывается, как младенец Хор был ужален змеей и исцелен Исидой и богиней Уаджит: Матье. Ук. соч. С.248—252. В 113-й главе “Книги мертвых” упоминается об утере рук Хором по неизвестной причине (Burton. Op.cit. P.109). Кроме того, в данном отрывке очевидно отождествление Хора с растерзанным титанами младенцем Дионисом-Загреем (Firm. Matern. De err. 6. 15).
     90 См.: Spiegelberg W. Horus als Arzt // ZÄS. 1922. Bd. 57. S. 70—71.
     91 Лакуна в тексте.
     92 Ср. Быт. 6.4: “В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди”. Согласно одному из вариантов греческой мифологии, гиганты родились из крови оскопленного Урана, которая впиталась в землю-Гею (Hes. Theog. 180—186). Они были огромного роста, но не “многотелыми”. Возможно, здесь имеется в виду изображение на рельефах убиения царем своих врагов, тела которых нагромождены друг на друга — отсюда ассоциация с “многотелыми” существами (Burton. Op.cit. P.110).
     93 Явная аллюзия на гигантомахию (Apollod. VI. 1—2).
     94 Кровосмесительные браки не были распространены в Древнем Египте. Во времена фараонов браки между братом и сестрой изредка имели место внутри царской семьи по династическим соображениям. Редкие случаи браков между родными братом и сестрой зафиксированы для лиц нецарского происхождения только с греко-римского периода (Bell H. Brother and Sister Marriage in Graeco-Roman Egypt // RIDA. II.1. 1949. P. 83—92).
     95 За исключением нескольких женщин-фараонов, царицы в Египте, безусловно, подчинялись царю. Тем не менее “великая жена царя” была в почете, и ее дети, как правило, считались наследниками трона. Мать царя также занимала весьма видное, но не первое место. В правовом отношении египетские мужчина и женщина были равны, так что сестра наследовала наравне со своим братом. (см., напр.: Томашевич О.В. Женщины на престоле Египта // Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992. С. 311 сл.).
     96 Египетские брачные договоры, дошедшие до нас от греко-римского времени трактовали имущественную сторону семейных отношений. Брак в Египте признавался действительным и без соответствующих документов и оформлялся, как правило, уже после рождения детей. В отличие от египтян греки до свадьбы оформляли брачный договор, где были обозначены обязанности супругов (Burton. Op.cit. P.113—114).
     97 Характерная формула εγω ειμι, которая использовалась в древнеегипетских магических текстах, становится постоянной в греческих ареталогиях (Bergmann J. Ich bin Isis. Uppsala, 1968). Надпись у Диодора почти точно восходит к началу гимна к Исиде из Кима (I—II вв. н.э) и Иоса (II—III вв. н.э.) — Burton. Op.cit. P.114.
     98 Плутарх упоминает происхождение Исиды от Гермеса-Тота (De Is. 12, 356 A), что согласуется с материалом ареталогий (Müller. Op. cit. S.21).
     99 Cf. Plut. De Is. 21, 359 C; 22, 359 E; 38, 365 E; 61, 376 A. Исида названа именем “Сотис” еще в Текстах пирамид. В эллинистической и римской иконографии Исида часто изображалась верхом на собаке (Perdrizet P. Les terres cuites d'Égypte de la Collection Fouquet. Nancy, 1921. P.21—23).
     100 Для стелы Осириса нет точных египетских параллелей.
     101 В демотическом написании слово rpaty (“князь”) практически неотличимо от rpi —“быть молодым”.

Сокращения

Édfou — Rochemonteux, marquis de, Chassinat É. Le temple d' Édfou. T. I-XIV. Le Caire, 1892-1934.
JEA — Journal of Egyptian Archaeology. L.
LÄ — Lexikon der Ägyptologie. Hrsg. von W. Helck, E. Otto u. W. Westendorf. Bd. I-VI. Wiesbaden, 1972-1986.
P. Turin 1874 — Gardiner A.H. The Royal Canon of Turin. Oxford, 1959.
LIMC — Lexicon iconographicum mythologiae classicae. Zürich-München
RIDA — Revue internationale des droits de l'antiquité
ZÄS — Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. Lpz.-B.

Вверх
Вернуться на страницу "Античные авторы о Египте"