Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Евсевий Кесарийский (Памфил)

Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования

(О египетских богах)

13. ...египтяне назвали богами Гора[1], Исиду[2], Осириса[3] и подобных им, которые тоже были людьми. По богатству мудрости, хвалясь изобретением геометрии, астрономии и арифметики, эти мудрецы сами по себе не умели и не могли ни взвесить, ни рассчитать, в какой мере сила Божья отличается от природы смертной и неразумной, а потому не усомнились наименовать богами всех отвратительных чудовищ, всякого рода животных, ядовитых, пресмыкающихся и диких зверей...
Все же вместе — египтяне, финикийцы, эллины и прочие освящаемые лучами солнца смертные воздавали божеское почтение и разным частям мира, и стихиям, и произрастающим из земли плодам. А что еще удивительнее — признавая своих богов нарушителями целомудрия, мужеложниками, похитителями жен, поклонники их, тем не менее, наполняли все города, селения и деревни храмами статуями и жертвенниками и, подражая примеру богов, губили свои души. Судя по их словам, как случается слышать, боги и дети богов — герои суть демоны добрые, а на деле выходило совершенно противное, ибо противное они украшали противным, подобно тому, как если бы кто, желая указать другому на солнце и небесные светила, не поднимал очей вверх, но протягивал руки вниз, к земле, опускал их на пол, и небесных сил искал в пыли и грязи. Таковы-то именно этого рода люди: по своему безумию и обольщению злых демонов, они верят, что находящееся превыше небес (επερκεινα ουρανου) и над миром, духовное существо Божье пребывает где-то долу, в рождении тел, в страстях и разрушении смертных. Они дошли до такого безрассудства, что в жертву богам приносили даже самое милое, — что в неистовстве и исступлении, не щадя природы, заколали даже единородных и любимых детей. А может ли быть что-либо безумнее, как приносить в жертву людей, и все города, все свои дома осквернять кровью соплеменников?
... Много таких человекоубийств происходило и в Египте: в Гелиополе, например, ежедневно приносили три человеческие жертвы, пока, узнав об этой жестокости, царь Амозис[4] не приказал заменять их столькими же восковыми изображениями.

______________________________

1 Гор — египетский бог, сын Исиды и Осириса. Евсевий называет его человеком по двум причинам — как отождествляемого с Аполлоном и как сына смертного Диониса и Исиды (один из вариантов происхождения — см. Геродот, История, II, 144, 156), о котором Геродот рассказывает как о последнем боге — правителе Египта.
2 Исида — египетская богиня, отождествляемая с Деметрой.
3 Осирис — египетский бог, отождествлявшейся с Дионисом. Скорее всего, Евсевий считает их людьми именно по отождествлению с греческими богами, о которых существовали подобные сказания. Так, он ничего не говорит о Аммоне-Зевсе и о Ра-Гелиосе, из тех же богов, которых он называет почитаемыми у греков людьми двое совпадают с египетскими.
4 Амасис, египетский царь (569–526 гг. до Р. Х.).