Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Гигин Юлий.

Астрономия.

Книга II. Глава 20, 3–4 (О созвездии Овна)

3. Гермипп[1] же рассказывает, что в те времена, когда Либер[2] завоевывал Африку, он прибыл с войском в ту землю, которая, будучи вся покрыта песком, называется Аммоды[3]. Там он оказался в величайшей опасности: необходимо было продолжать путь, вдобавок его положение усугублялось тем, что в этом месте не было ни капли воды. Это привело к тому, что войском овладело великое уныние, и когда воины размышляли о том, как быть дальше, к ним вдруг приблизился одиноко блуждавший овен. Заметив их, он нашел спасение в бегстве. Хотя заметившие его воины страдали от песка и, изнуренные жарой, едва могли идти вперед, тем не менее они, словно доставая добычу из огня, бросились за овном и преследовали его вплоть до того места, которое впоследствии получило свое название по построенному там храму Юпитера-Аммона[4]. Придя туда, они нигде не могли отыскать того овна, которого они преследовали. Но зато, — а это было их величайшим желанием, — они обнаружили в том месте изобилие воды, восстановили силы и поспешили сообщить о находке Либеру. Возрадовавшись, он привел в те земли войско и построил там храм Юпитера-Аммона, установив в нем статую с бараньими рогами. Овна Либер поместил среди созвездий таким образом, чтобы Солнце, пребывая в этом знаке, возрождало силы всякого творения, что и происходит весной, и сделал это именно по той причине, что бегство овна возродило его войско. Кроме того, он пожелал, чтобы овен, послуживший наилучшим проводником для его войска, и среди двенадцати знаков стал первым.
4. Но Лев[5], который написал «Историю Египта», рассказывает о статуе Аммона следующее: когда Либер правил Египтом и почитался людьми как зачинатель всякого ремесла, из Африки прибыл некий Аммон и пригнал Либеру множество скота, чтобы тем самым легко снискать его милость и хоть в каком-либо деле прослыть первооткрывателем. Считают, что за эту услугу Либер подарил ему землю, что находится напротив египетских Фив. Поэтому ваятели Аммоновых статуй изображают его с рогатой головой, дабы люди помнили, что он первым познакомил их со скотоводством. Те же, которые хотят вменить Либеру заслугу этого деяния, которое он совершил по своей воле, без вмешательства Аммона, с рогами ваяли статуи Либера, и Овен, говорят, помещен среди созвездий в память о том событии.

Книга II. Глава 26, 1 (О созвездии Волосы Береники)

1. …Поверх созвездия Льва, рядом с Девой, различимы еще семь звезд, образующие треугольник близ его хвоста, которые математик Конон[6] с Самоса и Каллимах называют Волосами Береники. Когда Птолемей вступил в брак со своей сестрой Береникой, дочерью Птолемея и Арсинои, и спустя короткое время отправился на завоевание Азии, Береника дала обет, что она острижет свои волосы, если Птолемей вернется победителем. Она исполнила свое обещание и посвятила волосы в храм Венеры-Арсинои Зефиритидской[7], но на другой день они исчезли. Это привело царя в ярость[8], но математик Конон, как мы сказали выше, стремясь добиться царского расположения, объявил, что он разглядел волосы среди созвездий, и указал на семь звезд, не входивших ни в одно созвездие, которые, по его словам, и есть ее волосы.

______________________________

     1 Гермипп из Смирны (III в. до н.э.) — перипатетик, ученик Каллимаха.
     2 Либер — в римской мифологии бог плодородия и виноградарства, отождествлялся с греческим Вакхом-Дионисом.
     3 От греч. αμμος — песок.
     4 Баран был священным животным египетского бога Аммона, который изображался в виде человека (иногда с головой барана). Греки отождествляли Аммона с Зевсом. См. Геродот II, 42; Цицерон. О природе богов, I, 82; Овидий. Метаморфозы, V, 327 слл.; Вергилий. Энеида, IV, 198; Лукан. Фарсалия, IX, 511 слл.
     5 Лев из Пеллы — греческий историк (IV в. до н.э.).
     6 Конон Самосский — греческий астроном и математик. В 247 г. до н.э. он открыл это созвездие, которое прежде составляло кисточку хвоста в созвездии Льва (Катулл, 66, 1–44). Птолемей III Эвергет (247–222 г. до н.э.) был сыном и наследником Птолемея II Филадельфа (285–247). Гигин путает здесь двух Береник: дочь Птолемея Филадельфа и дочь Магаса, царя Кирены. Женой Птолемея III стала дочь Магаса, Береника II Киренская, к которой относится рассказ.
     7 Зефирия — мыс в Киренаике; там находился храм Афродиты и обожествленной Арсинои Филадельфии, тетки Береники и Птолемея.
     8 По античным представлениям, человек, завладевший волосами, может при помощи колдовства злоумышлять против того, у кого волосы были обрезаны.

Вверх
Вернуться на страницу "Античные авторы о Египте"