Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Тит Лукреций Кар.

О природе вещей. Книга VI. 848–878.

(Об источнике Аммона)

         Есть подле храма Аммона[1] источник, который бывает
         холоден днем, говорят, и становится ночью горячим.
850   Сильно дивятся тому источнику люди, считая,
         Что закипает он вдруг от под землю ушедшего солнца,
         Только окутает ночь темнотою ужасною землю.
         Правдоподобия нет, однако же, в этом нисколько.
         Ведь коли солнце нагреть оказалось и сверху не в силах
         Голого тела воды, обдавая его своим пылом,
         Хоть обладает вверху оно зноем таким непомерным,
         Как же бы снизу ему одолеть эту толщу земную,
         Чтобы прогрелась вода и насытилась жаром горячим,
         Если оно лишь с трудом способно бывает проникнуть
860   Даже сквозь стены домов раскаленного жара лучами?
         Где же причина лежит? Без сомнения, в том, что гораздо
         Пористей всей остальной вкруг источника этого почва.
         Да и семян огневых по соседству с водою немало.
         Только окутает ночь всю землю росистою влагой,
         Как остывает земля и смыкается сразу плотнее;
         И потому из себя, как бы сжатая чьей-то рукою,
         Весь свой запас семян огневых выжимает в источник,
         Делая влагу его испарений горячей на-ощупь.
         После ж, как солнце, взойдя, раздвигает всю почву лучами
870   И разрежает ее смешением с пламенным жаром.
         Первоначала огня возвращаются в старые гнезда,
         И отступает тепло из источника в землю обратно.
         Вот потому-то он днем и становится снова холодным.
         Кроме того, и от солнца лучей будоражится влага
         И, с нарастанием дня, разрежается трепетным зноем.
         Это причина того, что она семена огневые
         Все отдает. Так вода всю ту стужу, что в ней находилась,
         Часто теряет и лед, ослабляя узлы, распускает.

______________________________

     1 Подле храма Аммона. Этот источник в Киренаике описан многими древними авторами и подробнее всего — Квинтом Курцием в его истории Александра Македонского.