Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"
Павсаний.
Описание Эллады. Книга I, XLII. 2. Книга V. VII. 3, XXI. 5–7. Книга X, XXXII. 9–10.
Книга I
(О колоссе Мемнона)
XLII. 2. …Гораздо больше удивлялся я египетскому колоссу: в египетских Фивах, по ту сторону Нила, по направлению к так называемым Сирингам (Свирелям) стоит статуя в виде сидящей фигуры, издающая звук; народ называет ее статуей Мемнона; говорят, что он двинулся из Эфиопии в Египет и дошел даже до Суз. Но фванцы говорят, что это не Мемнон, а один из их соплеменников, Фаменоф, и что это его изображение; слыхал я также от некоторых рассказы, что это Сезострис; эту статую велел разбить Камбиз. И еще сейчас часть тела от головы до середины тулвища лежит разбитой, остальная же часть остается сидящей и каждый день при восходе солнца издает громкий звук, и это эхо больше всего похоже на звук кифары или лиры, если ударить по ее струне.
Книга V
(О течении Нила)
VII. 3. Те из эллинов или египтян, которые через Сиену поднимались до города эфиопов Мерои, рассказывают, что Нил входит в какое-то озеро, протекает через него, как по руслу на суше, затем течет по нижней Эфиопии и по Египту до Фароса и здесь, наконец, впадает в море.
(О египтянах, принимавших участие в Олимпиадах)
XXI. 5. …Я
нашел, что этому рассказу противоречат элейские списки олимпийских победителей;
по этим спискам в 178-ю олимпиаду победил в один день и в панкратии и в борьбе
Стратон из Александрии. Основатель этой Александрии, лежащей у Канопского устья
Нила, был Александр, сын Филиппа; говорят, что и раньше еще был там небольшой
египетский городок по имени Ракотида. …Элейцы накладывали денежные штрафы; между
прочим, в 218-ю олимпиаду на кулачного бойца из Александрии; имя этому оштрафованному
было Аполлоний, а прозвище — Рантес: у египтян, по-видимому, является местным
обычаем давать прозвища. Это был первый из египтян, кого элейцы осудили за неправильный
образ действия. Он был признан виновным не в том, что дал взятку или получил
ее, но в другом проступке и нарушении правил состязания. Он прибыл не в назначенный
срок, и элейцы, на основании своего закона, не внесли его в списки состязаний,
а его оправдание, будто в Кикладских островах он был задержан встречными ветрами,
было уличено как обманное Гераклидом, тоже родом из Александрии, который показал,
что Аполлоний опоздал потому, что останавливался, зарабатывая деньги на состязаниях
в Ионии. Таким образом, элейцы отстранили от состязаний как Аполлония, так и
других кулачных бойцов, которые не прибыли к назначенному сроку, и отдали венок
победы Гераклиду без состязания, "без пыли". Тогда Аполлоний надел
<на руки> ремни как бы для боя и, напав на Гераклида, стал его колотить,
хотя на нем был уже надет масличный венок и он был уже под защитой гелланодиков1.
Это легкомыслие ему стоило дорого.
6. …В 226-ю олимпиаду двое кулачных
бойцов, когда они уже бились за <окончательную> победу, были уличены в
том, что они заключили между собой <секретный> договор о денежной уплате.
За это они были подвергнуты наказанию… Имена этих кулачных бойцов были Дидас
— <это тот, что взял взятку>, а тот, кто из них давал деньги,— Сарапаммон;
оба они были из одного и того же, недавно образованного египетского нома, названного
Арсиноитой.
7. …Говорят, что панкратист
из Александрии — имя ему было Сарапион — в 201-ю олимпиаду настолько испугался
своих соперников, что за день до объявления о начале панкратия собирался обратиться
в бегство. Это был единственный человек из всех, не говоря уже, что он был единственный
из египтян, о ком сохранилась память, что он был оштрафован за трусость.
Книга X
(О египетских святилищах)
XXXII. 9. …Те,
которые (должны) совершить жертвы всесожжения… должны обвязать свои жертвы льняными
или виссонными повязками; этот вид снаряжения жертв существует у египтян. Всех
тех животных, которые предназначены в жертву, ведут в торжественной процессии;
одни из них вводят жертвенных животных в святилище, другие же перед храмом сжигают
палатки и стремительно уходят сами. Говорят, что однажды один из тех людей,
которые не имели право входить в святилище, непосвященный, когда костер начал
гореть, решился из-за любопытства и нахальства войти в святилище. И ему показалось,
что все это место наполнено привидениями. Когда он вернулся и рассказал все,
что видел, он испустил дух.
10. Подобную же историю я слыхал
и от одного финикийца, что египтяне справляют праздник в честь Исиды, когда,
по их словам, она оплакивает Озириса; тогда и Нил начинает у них выходить из
берегов, и многие из местных жителей говорят, что то, что заставляет подниматься
воды реки и заливает пашни,— это и есть слезы Исиды. Так вот, в один из этих
праздников римлянин, который управлял Египтом, подкупив, говорят, деньгами какого-то
человека, послал его в тайное святилище Исиды в Копте. Посланный вернулся из
святилища, но как только он рассказал то, что он там видел, и он также, как
мне это рассказывали, тотчас же умер. Правильны поэтому слова Гомера2,
что для рода смертных людей нет никакого счастья воочию увидеть бессмертных
богов.
______________________________
1 Судьи на олимпийских играх.
2 Илиада XX, 131.
Вверх
Вернуться на страницу "Античные авторы
о Египте"