Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"
Публий Корнелий Тацит.
Анналы. Книга II.
(О поездке Германика в Египет)
Анналы. Книга XI.
(Об изобретении египтянами букв)
14. Египтяне
первыми обозначили познанное умом при помощи изображений животных (эти древнейшие
памятники истории человеческой всё ещё сохраняются высеченными на камнях), и
они утверждают, что именно они изобрели буквы; впоследствии финикиняне, поскольку
им принадлежало первенство на море, перенесли их в Грецию и присвоили себе славу
изобретателей букв, хотя в действительности они их не придумали, а только заимствовали…
История. Книга IV.
(Об установлении культа Сераписа)
83. Из наших писателей никто еще
достойным образом не рассказал о происхождении этого божества.[6]
Египетские жрецы говорят о нем следующее. Первый из македонян, кто сумел превратить
Египет в мощную державу, был царь Птолемей.[7] Когда
он обносил стенами только что основанную в ту пору Александрию,[8]
строил в ней храмы и создавал религиозные обряды, ему было видение, — во сне
предстал ему юноша необычайного роста и редкой красоты и приказал: «Пошли самых
верных друзей своих в Понт,[9] дабы они привезли
оттуда мое изображение. Царству твоему оно принесет счастье, а храму, где его
поставят, — величие и славу». Едва юноша произнес эти слова, как огненный вихрь
вознес его на небо. Встревоженный пророческим видением, Птолемей рассказал о
нем египетским жрецам, опытным в толковании вещих снов. Те признались, однако,
что почти ничего не слыхали о Понте и народах, живущих за пределами Египта.
Тогда Птолемей обратился к Тимофею, афинянину из рода Евмолпидов,[10]
которого он еще раньше вызвал из Элевсина, поручив руководить отправлением священных
обрядов, попросил его объяснить видение и истолковать волю божества. Тимофей
расспросил людей, бывавших в Понте, и узнал от них, что есть в этих краях город,
называемый Синопа,[11] а недалеко от города — древний
храм, известный у жителей под именем храма Юпитеру Диту:[12]
в святилище, рядом со статуей самого божества, стоит и изображение женщины,
которую многие считают Прозерпиной.[13] Но Птолемей
был царь, и как то свойственно царям, действовал быстро, лишь пока ему угрожала
опасность; видя, что все кругом по-прежнему спокойно, он снова стал больше помышлять
о развлечениях, чем о почитании богов, мало-помалу забыл о пророчестве и обратился
к другим делам, как вдруг тот же юноша явился ему в еще более грозном облике
и сказал, что, если царь не исполнит приказания, немедленная гибель ждет и его
самого, и его царство. Жителями Синопы правил в ту пору царь Скидрофемид; Птолемей
тут же отправил к нему послов с дарами, велев им по дороге посетить святилище
Аполлона Пифийского. Плавание их было удачно, и бог сказал им вполне ясно, что
они должны ехать и возвратиться с изображением его отца, статую же сестры оставить
на прежнем месте.[14]
84. Прибыв в Синопу, послы вручили Скидрофемиду подарки, передали
ему просьбу Птолемея и умоляли его эту просьбу исполнить. Царь не знал, что
делать, — веление божества приводило его в трепет, народ требовал, чтобы статуи
никто не касался, и своим буйством внушал Скидрофемиду ужас: однако подарки
и обещания послов делали свое дело, и он все больше склонялся на их сторону.
Так прошло три года, в течение которых Птолемей не ослаблял своих усилий и не
скупился на подношения; от него приезжали послы все более высокого ранга, росло
число прибывавших из Египта кораблей, все увеличивался вес золота, которое они
привозили. Грозная тень явилась Скидрофемиду, приказала не медлить долее и тотчас
выполнить веление бога. Он продолжал колебаться. Тогда на него обрушились беды;
начались болезни, гнев небес, день ото дня все более неумолимый, разразился
над жителями Синопы. Царь собрал народ и стал говорить о велении божества, о
видениях, которые являлись ему и Птолемею, о несчастьях, все более свирепо терзавших
Синопу. Жители не хотели слушаться царя; они ненавидели египтян, боялись за
себя и кончили тем, что выставили у храма охрану. Поэтому и приходится так часто
слышать, будто статуя сама поднялась на один из кораблей, стоявших у берега.
Не меньшее удивление вызывает и та невиданная быстрота, с которой суда прошли
огромное расстояние от Синопы до Египта: уже на третий день они появились в
гавани Александрии. Святилище, размерами своими соответствующее
величию города, было выстроено в месте, называемом Ракотис,[15]
где стоял старинный маленький храм, посвященный Серапису и Изиде. Именно так
рассказывают чаще всего о происхождении храма и о том, каким образом попала
сюда статуя бога. Я знаю, что, по мнению некоторых, статуя
была привезена из сирийского города Селевкии[16]
в правление Птолемея, третьего царя с этим именем.[17]
Есть также люди, считающие, что привез ее тот самый Птолемей, о котором шла
речь выше, но не из Синопы, а из Мемфиса, твердыни древнего Египта, пользовавшейся
некогда громкой славой. Бога этого одни считают Эскулапом, так как он излечивает
болезни, другие Озирисом — древнейшим божеством Египта; многие говорят, что
раз он правит всем сущим, то это должен быть Юпитер; большинство же видит в
нем отца Дита, поскольку многие признаки указывают на это прямо, а другие могут
быть истолкованы в таком же смысле.
______________________________
1 Юлий Цезарь Германик (15 г. до н.э. – 19 г. н.э.) — сын Друза Старшего, племянник императора Тиберия, в 13 г. н.э. назначенный командующим 8 рейнских легионов; совершил ряд удачных походов в Германию.
2 Речь идет о Публии Корнелии Спиционе Африканском во время Второй Пунической войны; см. Тит Ливий, XXIX, 19.
3 Ключами Египта считались с суши — укрепленный город Пелузий, близ устья восточного рукава Нила, с моря — о. Фарос близ Александрии со знаменитым маяком, сооруженным при Птолемее Филадельфе.
4 О звуке, издававшемся этой статуей при восходе солнца (до ее реставрации в правление римского императора Септимия Севера), см. также: Страбон, XVII, 1.
5 Речь идет о ныне высохшем озере в Файюмском оазисе; было ли оно действительно искусственным или возникло естественным образом, не установлено. Древние греки называли его Меридой.
6 Сераписа.
7 Птолемей I Сотер (366–283 гг. до н.э.) — полководец Александра Македонского, получивший после смерти последнего в правление Египет и стремившийся создать здесь синкретическую греко-египетскую культуру и цивилизацию. С этой точки зрения весьма показательна приводимая Тацитом легенда, в которой Птолемей выступает как создатель синкретического культа Сераписа.
8 Александрия была основана в 331 г. до н.э.
9 Понтом, в широком смысле слова, называлась восточная часть южного побережья Понта Эвксинского, т.е. нынешнего Черного моря, составлявшая еще в I в. до н.э. сильное самостоятельное государство. Последний царь его, знаменитый Митридад, умер в 63 г. до н.э., после чего Понт был превращен в римскую провинцию Вифинию.
10 Аттический жреческий род, из которого, в частности, выходили жрецы Элевсинской Деметры.
11 Синопа — город на черноморском побережье Турции, старейшая греческая колония, основанная жителями г. Милета в 751 г. до н.э., впоследствии столица Понта.
12 Под именем Дита Юпитер почитался как бог подземного царства.
13 Прозерпина — римское имя Персефоны, богини плодородия и одновременно подземного царства. В качестве последней она была женой Аида, ассоциировавшегося у римлян с Дитом.
14 Греко-римский религиозный синкретизм привел к слиянию и переосмыслению многих мифов, в результате которого понять отношения в пределах греко-римского пантеона не всегда легко. Персефона-Прозерпина, о которой идет речь в данной главе,— жена Аида и тем самым Юпитера (Дита), но в то же время она дочь Зевса (т.е. Юпитера) от Деметры и потому сестра Аполлона, сына Зевса от Леты.
15 Примыкающий к верфям район Александрии.
16 Селевка Пиэрийская — приморский город и крепость в Сирии в 3 милях от Антиохии.
17Птолемей III Эвергет — царь Египта, правивший с 247 по 221 г. до н.э.
Вверх
Вернуться на страницу "Античные авторы
о Египте"