Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"

Феофил Антиохийский.

Книги к Автолику. Книга III, 20–21.

(Об ошибках Манефона)

20. Моисей был вождем иудеев, как я выше сказал, изгнанных из Египта царем Фараоном, по имени Тетмозисом, который, говорят, по изгнании народа царствовал 25 лет и 4 месяца, как показал Манефон. И после него царствовал Хеврон — 13 лет, после него Аменофис — 20 лет и 7 месяцев; после него сестра его Амесса — 21 год и 1 месяц, после нее Мифрис — 12 лет и 9 месяцев; после него Мифраммутозис — 20 лет и 10 месяцев, после него Титмозис — 9 лет и 8 месяцев; после него Дамфенофис — 30 лет и 10 месяцев, после же сего Ор — 36 лет и 5 месяцев, затем его дочь — 10 лет, и 3 месяца; после нее Мерхерис — 12 лет и 3 месяца; затем его сын Армаис — 4 года и 1 месяц; после него Рамессис — 1 год и 4 месяца; после же сего Мессис Миаммун — 6 лет и 2 месяца; после него Аменофис — 19 лет и 6 месяцев; после него Фисс и Рамессис — 10 лет, которые, говорят, имели в свое время большие военные силы сухопутные и морские. Евреи же, в то время жившие в Египте и порабощенные царем Тетмозисом, построили ему укрепленные города — Пито, Рамессу и Он, что ныне Илиополь: так что евреи, праотцы наши, от которых мы получили и священные книги, более древние, чем книги всех ваших писателей, как выше я сказал, оказываются старше знаменитых тогда городов египетских. Страна же Египтом названа от царя Сефа, ибо Сеф, говорят, назывался также Египтом. У этого Сефа был брат, по имени Армаис, названный Данаем, который прибыл из Египта в Аргос и упоминается у прочих писателей ваших, как человек весьма глубокой древности.
21. Манефон, много наболтавший в пользу египтян и к этому взведший клевету на Моисея и на бывших с ним евреев, именно будто они были изгнаны из Египта вследствие проказы, не мог дать верных хронологических показаний. И называя их пастырями и врагами египтян он невольно назвал их так, принужденный самою исти-ной; ибо действительно предки наши, жившие в Египте были пастырями, но не прокаженными. Ибо известно, что когда они пришли в землю, называемую Иерусалим, где и жили потом, священники их, пребывавшие по повелению Божию во храме, врачевали всякую болезнь, исцеляли также и прокаженных и всякую язву. Храм построил Соломон, царь иудейский. Хронологические ошибки Манефона ясны из его собственных слов; таким же образом, он ошибался и о царе, который изгнал их, именем Фараон. Ибо он после не царствовал над египтянами, так как преследуя евреев, он с войском был потоплен в Чермном море. И еще ошибается он, будто те пастыри воевали с египтянами; ибо за триста тридцать лет до прибытия Даная в Аргос они вышли из Египта, и с тех пор жили в стране, называемой ныне Иудеею. А известно, что Данай весьма многими почитается древнейшим всех у эллинов. Но Манефон в своих сочинениях невольно упомянул о двух главных истинах, во-первых, назвал евреев пастырями, во-вторых, сказал, что они вышли из Египта. Таким образом, из этих записей открывается, что Моисей и бывшие с ним древнее Троянской войны на девятьсот или на тысячу лет 1.

______________________________

     1 Обыкновенно полагают (Татиан, Климент Александрийский и Евсевий) около 400 лет от Исхода из Египта до Троянской войны. Но Феофил, а также Тертуллиан (Apolog., 19) и Кирилл (1 in Jul.), может быть для цели полемической следуют ошибочному соображению Иосифа Флавия (c. Ap. 1, 16).