Вернуться на страницу
"Античные авторы о Египте"
Феофил Антиохийский.
Книги к Автолику. Книга III, 20–21.
(Об ошибках Манефона)
20. Моисей был вождем иудеев,
как я выше сказал, изгнанных из Египта царем Фараоном, по имени Тетмозисом,
который, говорят, по изгнании народа царствовал 25 лет и 4 месяца, как показал
Манефон. И после него царствовал Хеврон — 13 лет, после него Аменофис
— 20 лет и 7 месяцев; после него сестра его Амесса — 21 год и 1
месяц, после нее Мифрис — 12 лет и 9 месяцев; после него Мифраммутозис
— 20 лет и 10 месяцев, после него Титмозис — 9 лет и 8 месяцев;
после него Дамфенофис — 30 лет и 10 месяцев, после же сего Ор —
36 лет и 5 месяцев, затем его дочь — 10 лет, и 3 месяца; после нее Мерхерис
— 12 лет и 3 месяца; затем его сын Армаис — 4 года и 1 месяц; после
него Рамессис — 1 год и 4 месяца; после же сего Мессис Миаммун —
6 лет и 2 месяца; после него Аменофис — 19 лет и 6 месяцев; после него
Фисс и Рамессис — 10 лет, которые, говорят, имели в свое время большие
военные силы сухопутные и морские. Евреи же, в то время жившие в Египте и порабощенные
царем Тетмозисом, построили ему укрепленные города — Пито, Рамессу и Он, что
ныне Илиополь: так что евреи, праотцы наши, от которых мы получили и священные
книги, более древние, чем книги всех ваших писателей, как выше я сказал, оказываются
старше знаменитых тогда городов египетских. Страна же Египтом названа от царя
Сефа, ибо Сеф, говорят, назывался также Египтом. У этого Сефа был брат, по имени
Армаис, названный Данаем, который прибыл из Египта в Аргос и упоминается у прочих
писателей ваших, как человек весьма глубокой древности.
21. Манефон, много наболтавший в пользу египтян и к этому взведший
клевету на Моисея и на бывших с ним евреев, именно будто они были изгнаны из
Египта вследствие проказы, не мог дать верных хронологических показаний. И называя
их пастырями и врагами египтян он невольно назвал их так, принужденный самою
исти-ной; ибо действительно предки наши, жившие в Египте были пастырями, но
не прокаженными. Ибо известно, что когда они пришли в землю, называемую Иерусалим,
где и жили потом, священники их, пребывавшие по повелению Божию во храме, врачевали
всякую болезнь, исцеляли также и прокаженных и всякую язву. Храм построил Соломон,
царь иудейский. Хронологические ошибки Манефона ясны из его собственных слов;
таким же образом, он ошибался и о царе, который изгнал их, именем Фараон. Ибо
он после не царствовал над египтянами, так как преследуя евреев, он с войском
был потоплен в Чермном море. И еще ошибается он, будто те пастыри воевали с
египтянами; ибо за триста тридцать лет до прибытия Даная в Аргос они вышли из
Египта, и с тех пор жили в стране, называемой ныне Иудеею. А известно, что Данай
весьма многими почитается древнейшим всех у эллинов. Но Манефон в своих сочинениях
невольно упомянул о двух главных истинах, во-первых, назвал евреев пастырями,
во-вторых, сказал, что они вышли из Египта. Таким образом, из этих записей открывается,
что Моисей и бывшие с ним древнее Троянской войны на девятьсот или на тысячу
лет 1.
______________________________
1 Обыкновенно полагают (Татиан, Климент Александрийский и Евсевий) около 400 лет от Исхода из Египта до Троянской войны. Но Феофил, а также Тертуллиан (Apolog., 19) и Кирилл (1 in Jul.), может быть для цели полемической следуют ошибочному соображению Иосифа Флавия (c. Ap. 1, 16).